Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:32, реферат
Рыночная, а со временем "социальная рыночная экономика" Соединенных Штатов, несомненно, имеет свои особенности. Ани патриархальные, ни феодальные, ни кастой, ни любые другие узы не сдерживало развитие рыночных отношений на американском континенте. Наиболее ловкие и отчаянные европейские переселенцы привнесли сюда предпринимательскую хватку и инициативу. Отсутствие устоявшихся традиций и наслоений социального характера способствовали становлению "рыночной системе" в классическом виде. Главные ее признаки - частная собственность, предпринимательство в различных его формах, различные виды конкуренции, разнообразие и багатобарвнисть рынков. По мере становления "дикого капитализма" он облагороджуеться правовыми основами хозяйственной деятельности, растет экономическая и политическая роль государства, вырабатываются и утверждаются демократические основы общества, а вместе с ними и соответствующие социальные и юридические институты. Многочисленные выходцы из разных стран и континентов со своей неповторимой и разнообразной культурой, традициями, цветом кожи, языке и говор, вероисповеданию и религиозными взглядами через "американский плавильных котел" образуют принципиально новое сообщество - американский народ. Рассмотрение этого чрезвычайно сложного процесса - дело многочисленных специалистов и специалистов - етнологив, антропологов, психологов.
Это привело
к очень большой роли государства
в Швеции в распределении, потреблении
и перераспределении
Немецкая модель менеджмента
Теоретические
истоки немецкой модели менеджмента
относятся к началу прошлого столетия.
Ее родоначальником следует
Концепция бюрократической
рационализации, разработанная М.Вебером,
явилась важной составляющей становления
классического менеджмента. Он считал,
что компании должны управляться
на безличной, сугубо рациональной основе,
названной им "бюрократической"
(не следует путать с современной
трактовкой этого термина). Бюрократия
(по Веберу) – система управления
не на основе личных оценок, а в соответствии
с точным следованием индивидов
определенным правилам и процедурам.
Формальная рационализация, по М.Веберу,
подразумевала процесс, в ходе которого
выбор действующими лицами средств
достижения цели полностью был детерминирован
правилами, предписаниями и законами,
имеющими универсальное применение.
Концепция включала: четкое определение
должностных обязанностей и ответственности
работников; введение формальной отчетности;
разделение функций собственности
и управления. Это были безусловно
прогрессивные базовые
М.Вебером формулировались условия реализации предложенной им концепции:
- Должности организуются
в иерархическую структуру в
соответствии с формальными
- Отбор и продвижение
сотрудников по службе
- Все административные
(управленческие) акты и решения
оформляются в письменном виде;
ведение записей есть память
организации, обеспечивающая
- Менеджеры не
являются собственниками
- Менеджеры работают
в соответствии с четкими
- Важной характеристикой
бюрократического менеджмента
Не отрицая ряда недостатков теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких стран, как Россия). Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и в менее развитых стран мира.
Наиболее часто в сравнительных исследованиях выделяют следующие особенности немецкой модели менеджмента.
1) Стимулирование профессиональной подготовки.
Характерные черты
немецкой модели менеджмента можно
обнаружить в национальной системе
профессионально-технического образования,
отличающейся вниманием к инженерному
делу, техническому обучению и ремеслам
и являющейся, по некоторым оценкам,
лучшей в Европе. Она обеспечивает
подготовку молодежи в возрасте 16-21
лет в течение 3 лет с получением
государственного диплома. Образовательный
процесс предполагает как подготовку
на рабочем месте (4 дня в неделю),
так и теоретическое обучение
(1 день в неделю). Содержание образовательной
программы в системе
Как минимум 5% среднегодовой
численности рабочей силы немецких
предприятий составляют учащиеся системы
профессионально-технического образования.
Примерно 70% рабочих на промышленных
предприятиях прошли через эту систему
и сдали квалификационные экзамены,
учитывающие отраслевую специфику
и потребности конкретного
Стимулирование
роста профессионального
2) Техническая подготовленность менеджеров.
Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное internehmerisch (предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий). Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.
В 1980-х годах были созданы две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рейтингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или университета.
Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.
Вследствие высокого
уровня технического образования специалистов
и управленцев менеджмент в Германии
в меньшей степени отдален
от производственно-
Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.
3) Уважительное отношение к компетентности.
Профессионализм
и компетентность играют решающую роль
в немецкой культуре, требующей значительной
самодисциплины и самоконтроля. Немецкие
менеджеры ценят высокую
Немецкая система
управления предполагает наличие тесных
связей между инженерно-техническим
и административно-
Что касается управленцев
в немецких компаниях, то их авторитет
основан больше на их профессиональных
навыках, чем положении в служебной
иерархии. Высокий уровень квалификации
немецких менеджеров позволяет им действовать
посредством более плоской
Кадровая политика,
карьерный рост, повышение квалификации
и т.п. – все это базируется
на представлениях о том, каким образом
формируется успешный менеджер. Немецкий
подход состоит в том, что соответствующая
техническая подготовка (образование)
является важным требованием при
приеме на работу. В дальнейшем главным
условием продвижения становится производственный
стаж. При этом производственная и
управленческая карьера увязывается
с функциональными
4) Расширенный
объем ответственности и
Если линейный
персонал обладает высокой квалификацией,
то он меньше нуждается в контроле
и помощи со стороны административно-
5) Лояльность менеджеров.
Среди немецких
менеджеров меньше распространена перемена
мест работы и соответственно выше
уровень корпоративной
Многие немецкие
предприятия давно уже
6) Качество и инновации.
Качество продукции,
своевременная ее доставка и послепродажное
обслуживание являются основной целью
и конкурентным преимуществом немецких
компаний. Высокий уровень доходов
немецких потребителей, позволяет им
платить за высокое качество. Стратегией,
позволяющей сохранить и
Информация о работе Американская модель социальной экономики