Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является изучение истории американской модели менеджмента.
Задачи:
- установить, что явилось предпосылками для формирования американской модели менеджмента;
- обобщить характеристику американской модели менеджмента;
- сравнить особенности американской модели менеджмента с другими;
- выявить современную модель американского менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. История формирования американской модели менеджмента………...........4
2. Характеристика американской модели менеджмента………………………6
2.1 Создатели американского менеджмента ………….……………….…….6
2.2 Корпорация как основная форма предпринимательства. …….….……10
2.3 Стратегическое управление, его содержание. ……………...………….12
2.4 Партисипативное управление…..………..……………….…………..….15
2.5 Управление качеством……………………………………………….......18
3. Особенности американской модели менеджмента………………………...21
3.1 Характерные черты американской школы управления………………..21
3.2 Современное состояние американского менеджмента. ………….…....23
3.3 Наука и технологии……………………..………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………....30
В то время как управленцы всегда говорили о том, что они «верят» в качество, что они «за» качество и всегда «боролись» за качество, большинство из них начинает понимать, что ориентировались в основном на достижение некоего приемлемого уровня качества.
По мнению теоретиков качества, несмотря на лозунги и призывы, качество пока еще не стало для американцев первоочередной задачей. Большинство руководителей компаний, управляющих экономических стратегов пока не думают о проблемах качества постоянно и ежедневно. Качество остается одной из важных проблем для американской экономики в период реорганизации, поскольку эта реорганизация еще незакончена.
В тоже время в последние пять лет все больше компаний строят свою деятельность с использованием шести базовых принципов управления качеством [15]:
1) деятельность по повышению качества должна выступать составной частью стратегии компании;
2) сокращение издержек продуктивнее за счет постоянного улучшения процесса, чем просто уменьшение затрат;
3) для решения производственно-сбытовых проблем необходимо проводить постоянную, целенаправленную работу, а не ждать возникновения кризисной ситуации;
4) поставщики должны быть партнерами, а не противниками, которых можно обвинить во всех жизненных неудачах;
5) каждый работник должен постоянно повышать свою квалификацию;
6) необходимо помнить, что каждый работник обслуживает своего потребителя как внутри компании, так и вне ее.
Ряд крупных передовых компаний, таких как «Моторола», «Ксерокс», «Хьюлетт-Паккард» и ряд других, разработали и внедрили более совершенные и глубокие программы повышения качества, что позволило им избежать хаоса и добиться существенных положительных результатов.
Например, компания «Ксерокс» еще в начале 80-х годов начала проводить в жизнь специальную стратегическую программу тотального обеспечения качества, девизом которой стал лозунг «Лидерство через качество». Для реализации этой цели была перестроена вся деятельность компании. В компании был создан специальный центр управления качеством, который координировал и направлял работу в этой области. В результате только за два года реализации этой программы качество сборочных операций возросло на 63%, надежность продукции на 20%, а издержки снизились на 20%. Повышение качества продукции обеспечило возможность на 10% увеличить долю рынка [16].
Перенимая японский опыт управления качеством, многие американские компании внедрили у себя разработанную японцами систему организации производства «точно во время», а также использовали так называемые «кружки качества». Благодаря системе точно во время американским корпорациям удалось улучшить производственный процесс и снизить издержки [9, с.20].
Эффект от внедрения кружков качества американскими корпорациями также превзошел все ожидания. Например, для компании «Вестингауз» специальный колледж «качества» организовал подготовку в области качества двадцати тысяч работников объединенных в 2000 «кружков качества». Это помогло компании в последние три года увеличить производительность труда на 7% в год. Кроме этого, увеличить на пятьдесят процентов объем производства без привлечения внешних ресурсов [15].
Таким образом, в американской модели менеджмента системе управления качеством отводится главенствующая роль. Об этом свидетельствует и ряд разработанных и успешно внедренных теорий и концепций систем управления качеством, таких, например, как тотальное управление качеством, шесть сигма и др.
3. ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Характерные
черты американской школы
На сегодняшний день в менеджменте существует три основные национальные школы. Это японская, европейская и американская школы.
В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план.
Рационализация
производства выражается в высокой
степени специализации
Решения
чаще всего принимаются
Американская фирма функционирует в социальной
атмосфере, проповедующей равноправие.
Соответственно рабочие здесь являются
более мобильными, легко меняют место
работы в поисках индивидуальной выгоды.
Стоит отметить, что дух «жертвенности»
(альтруизма) редок у американцев: даже
в действиях, направленных на пользу общества,
на поверку легко обнаруживается личная
выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция
между сотрудниками (один из способов
стимулирования), именно поэтому американцы
– ярко выраженные индивидуалисты и порой
им очень сложно работать в команде.
Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления. В традиционной модели иерархической организации, прежде всего, имеет место разграничение процесса принятия деловых стратегических решений и оперативных решений. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды [16].
Важнейшей
составной частью плановой
Первый касается деловых решений фирмы, которые определяют основные направления ее функционирования. После выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к непредвиденным различным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке. Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями: каждая функциональная единица имеет не более одного прямого начальника и не связана с другими единицами (следовательно, любая координация действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником).
3.2 Современное состояние американского менеджмента
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60--70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации [4, с.80].
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик [17, с.205] сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20--30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках [13, с.17]:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный
способ организации производств
3. Корпорация
как основная форма
Американский экономист Роберт Хейлбронер [13, с.12] указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это - традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
Если говорить о годах 90-х, то здесь просматриваются три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому - осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции. Как представляется, управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и здоровой основе [10, с.95].
Однако, параллельно с этим наблюдается и вторая тенденция, касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов - это усиление внимания не только к организационной культуре, о чем говорилось выше, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности. Эта идея, зародившаяся в 30-е годы и настойчиво развиваемая теоретиками 50-60-х годов, в практике американского менеджмента реализовывалась, впрочем, довольно вяло.
Этим американский менеджмент отличался от европейского и японского (хотя и очень своеобразного в этом смысле) управления. Но сегодня демократизация управления, участие в управлении - это реальность.
Уже общепризнано – и в Европе, и в Японии, и в США - что будущее за демократизированными, «партисипативньми» формами управления. Этот феномен, по-видимому, будет обобщаться и осмысливаться в ближайшие годы специалистами по управлению. Наша практика может дать в этой области много своеобразного и интересного, так же как и в вопросах этики бизнеса - еще одного традиционного, но ставшего опять весьма актуальным аспекта хозяйствования в условиях рынка, экономической свободы.
Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы - усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой, экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациональных корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой[10, с.318]. Важнейшие из них - что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.
3.3 Наука и технологии
США, несмотря на события 11.09.2001 г., продолжающий спад или как его еще называют отрицательный рост, рецессию, остается лидером мировой экономики. Через день после взрывов руководство American International Group (AIG), крупнейшей рыночной капитализации страховой компании (400млрд.дол.США), заявило, что убытки компании понесенные могут составить до 800 млн.дол. США. «Наш бизнес хорошо диверсифицирован как по видам так и географически. Убытки, понесенные компанией в результате трагедии, не повлияют на ее финансовую устойчивость» заверил инвесторов председатель правления AIG Морис Гринберг (Maurice Greenberg) [15].
Другой лидер американского страхового рынка, компания Berkshire Hathaway, принадлежащая известному финансисту миллиардеру Уоррену Баффетту, заявила что величина убытков причиненных действиями террористов, составит около 2,2 млрд.дол. США [15]. В своем лидерском позиционировании они были едины, что рядовой американец, американская корпорация, американское общество, государство. Такое позиционирование подкрепляется не только текущим финансовым состоянием, но тактическими и стратегическими направлениями развития.