Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:11, реферат
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Введение. 3
Характеристика американской модели менеджмента. 5
1.1. Становление американского менеджмента. 5
1.2. Характерные черты американской модели менеджмента. 6
Особенности японской модели менеджмента. 7
2.1. Становление японского менеджмента. 7
2.2. Характерные черты японской модели менеджмента. 9
Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента. 11
Заключение. 16
Список используемой литературы. 17
До развития в Японии
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.
Каждая
японская фирма состоит из множества
групп. В каждой группе есть старшие
и младшие, ведущие и ведомые.
Старшие и младшие в группе различаются
по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие
в группе безоговорочно воспринимают
авторитет старших, оказывают им знаки
внимания и уважения. Они подчиняются
старшим. Группы ориентированы на цели
и задачи фирмы. Работая на цели фирмы,
каждый японец понимает, что он работает
на группу и на себя. Каждый работник ощущает
себя частью фирмы. Знакомясь с кем-либо,
японец представляется: «Я из компании
«Сони», «Хонда» и др. Этим японцы отличаются
от американцев, которые такую форму представления
используют только при разговорах по телефону,
а во всех остальных случаях они прежде
всего называют свое имя.
Японская модель |
Американская модель |
1. Философия фирмы | |
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» | Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих |
2. Цели фирмы | |
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы | Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков |
3.
Организационная структура | |
Фирма
состоит из автономных в коммерческом
плане отделений
Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах Использование проектных структур управления |
Корпорация
состоит из автономных отделений Использование матричных структур управления |
4. Наем и кадровая политика | |
Широко
используется труд выпускников вузов
и школ
Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства |
Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру |
Продвижение по службе с учетом выслуги летОплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата) |
При найме работника
проверяется его соответствие вакантной
должности с помощью таких методов, как
конкурс, оценка знаний, навыков в специальных
«центрах оценки», сдача экзаменов на
должность
Индивидуальная оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника |
5.
Организация производства и | |
Основное
внимание уделяется цеху — низовому
звену производства
Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы Обязанности между работниками строго не распределены Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз — «действуй по обстановке» |
Основное внимание
уделяется не производству, а адаптации
с внешней средой
Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда |
6. Стимулирование работников | |
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются | Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы |
два
раза в год (каждый раз по
два-три месячных оклада)
Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др. | |
7. Внутрифирменное планирование | |
Внутрифирменные
отделения имеют планы на три
года, включающие в себя инвестиционную
политику и мероприятия по внедрению новой
техники, а также перспективные планы
на 10— 15 лет.
Планы
разрабатываются по принципу скользящего
планирования отделениями фирмы. В плане
отделения показывается объем производства,
количество продукции в натуральном выражении,
прибыль, штатное расписание, перечень
поставщиков |
Процесс планирования
децентрализован. Отделениям планируются
основные финансовые показатели, затраты
на производство, сбыт и НИОКР которые
могут корректироваться в течение года
По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ) |
8. Финансовая политика | |
Часть
прибыли отделения (до 40%) используется
им самостоятельно
Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования Широкое привлечение заемных средств |
Администрация
фирмы перераспределяет прибыль между
отделениями
Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций Самофинансирование корпораций |
В таблице дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.
В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50—60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. Как уже отмечалось выше, «кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зародились в Америке, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В то же время другое американское нововведение — американские методы управления «человеческими ресурсами» — не нашло применения в Японии.
В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Так, американская компания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно вовремя», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы фондов для удовлетворения нужд работников и др.
В работе был проведен анализ различных систем управления, в частности американской и особенно японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.
Изучение
эффективных приемов в
Сопоставление
японской и американской моделей
менеджмента показывает, что нельзя
переносить одну модель менеджмента
в экономику другой страны без
учета ее специфических условий и, прежде
всего, психологических и социально-культурных
факторов.
Информация о работе Американская и японская модели менеджмента