Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:50, реферат
Указанные предположения определили главные задачи моей работы:
раскрыть особенности японской и американской философии менеджмента и ее проявления в технологиях управления персоналом;
изучить японскую и американскую модели управления производством;
ответить на вопрос о том, как особенности этих моделей могли повлиять на причины бурного роста экономик обеих стран;
сравнить две модели и выбрать лучшие черты обоих методов, наиболее приемлемые для России;
выяснить, что могло бы пригодиться из управленческого опыта этих стран для развития бизнеса в России.
Введение
1. Специфика традиционной японской модели менеджмента
1.1 Особенности японского менталитета как основы национальной управленческой модели
1.2 Организация и управление производством на японских предприятиях
1.3 Японский подход к управлению кадрами
2. Американская модель управления предприятиями и организациями
2.1 Характеристика американской философии менеджмента
2.2 Американский подход к управлению производством
2.3 Американская модель управления персоналом
3. Направления использования японской и американской моделей менеджмента в практике российских предприятий
3.1 Сравнительный анализ подходов
3.2 Пример использования опыта японских предприятий в России
Заключение
Список литературы
Таким
образом, для американской модели управления
характерно, в первую очередь, рационалистическое
(а не этическое, как в Японии)
начало. Именно оно легло в основу всех
на данный момент времени существующих
управленческих концепций (начиная от
«научного менеджмента» и заканчивая
ситуационным подходом). Такое понимание
диктует своеобразные формы управления,
как производством, так и персоналом.
2.2
Американский подход
к управлению производством
Хотя
управление производством в современном
глобализирующемся мире становится
все боле унифицированной и
На типичном американском предприятии изготовление изделий, начинаясь в одном конце производственной линии через последовательный ряд технологических операций, заканчивается обработкой изделий на другом конце производственной цепочки. На таких предприятиях часто используется система поточного производства с «выталкиванием» изделия, запущенного в производство. По завершении обработки на одном участке изделие «выталкивается» на следующий независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет.
Внедрение
в американской технологии метода «точно
вовремя» сдерживается рядом факторов.
Среди них: меньшая настойчивость
руководителей в США в деле
минимизации материально-
В американской фирме специализация трудовых знаний на уровне цеха объединена с иерархической координацией различных цехов со стороны менеджеров.
В традиционной модели иерархической организации, присущей преимущественно американским фирмам, прежде всего, имеет место разграничение процесса принятия деловых стратегических решений и оперативных решений. Первый касается деловых решений фирмы, которые определяют основные направления ее функционирования. После выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к непредвиденным различным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке.
Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями:
При этом предполагается, что жизнеспособной единственной альтернативой рыночному механизму с точки зрения эффективности является фирма как иерархическая организация. Однако, иерархическая координация, основанная на жестком разграничении контроля и функционирования, равно как и специализация трудовых заданий, может потерять значительную часть своей эффективности, особенно в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
Традиционный подход в американской автомобильной промышленности заключался в установлении объёмов производства в соответствии с рыночным «прогнозом» и затем определении цены - при помощи скидок, уступок и свободы выбора – на том уровне, по которому реальный рынок будет принимать произведённую продукцию. Очевидно, что в такой системе определяющее значение имеет не спрос, а предложение.
В американской фирме организация работы цеха и задача межцеховой координации основываются на принципе «подходящий человек на правильном месте» (экономия от специализации). В тоже время американские фирмы недавно начали обращать серьёзное внимание на межфункциональные горизонтальные связи, осуществляемые через многофункциональные проектные группы, менее иерархически управляемые небольшие предпринимательские подразделения и т.п.
Степень
«формальной» институционализации
межфункциональных отношений
Таким
образом, американское управление производством
более централизовано, чем японское.
Оно в меньшей степени
2.3
Американская модель
управления персоналом
Американская
фирма стремится к
Разделение
труда (его специализация) в США
является важным фактором производительности
труда операционных работников. Специализация
труда просматривается и
К недостаткам, присущим специализации, можно отнести уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов. При определении содержания работ управляющий производством должен глобально рассмотреть все факторы, чтобы найти оптимальную степень специализации труда.
В системе со специализированными трудовыми обязанностями знания отдельных рабочих в принципе являются узкими и связанными с одной профессией.
Американская фирма и профсоюз пришли к соглашению о том, что продвижение от одного уровня к другому в иерархии рабочих мест, а также перемещение работника от более высокого уровня к более низкому в случае сокращения численности работников должно основываться на двух критериях – заслугах и трудовом стаже работника.
Однако на практике критерий трудового стажа в большинстве случаев является основным. [5]
Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько лет в соответствии с обычной продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США. Работа по контракту стандартизована под контролем со стороны профсоюза таким образом, что фиксация уровня заработной платы в течение всего периода действия контракта в теории становится возможной и эффективной только для нейтрального к риску работодателя и избегающего риска работнику.
Американская
фирма функционирует в
Менеджеры американской фирмы обладают меньшей свободой в определении индивидуальных ставок заработной платы, которые зависят в основном от штатного расписания (единый уровень оплаты для каждой штатной должности) и выслуги лет. Размер вознаграждения рабочего американской фирмы определяется категорией рабочего места, на которое он назначен.
Конечно, существует угроза несправедливого решения при оценке начальником заслуг подчиненного. Но контроль со стороны профсоюза работников предприятия и централизация кадров от службы могут отчасти смягчить этот нежелательный эффект. Во-первых, процедура оценки заслуг формализована и стандартизована отделом кадров с целью гарантировать невозможность принятия необъективного решения отдельным начальником. Во-вторых, средний работник на протяжении своей карьеры оценивается многими различными менеджерами вследствие применения схемы ротации трудовых заданий, как для начальников, так и для подчиненных. В-третьих, многие компании позволяют недовольным работникам обратиться в отдел кадров для перевода их в другой цех. В этом случае отдел кадров может удовлетворить просьбу работника или проверить правильность и объективность оценок его начальника. В-четвертых, репутация менеджера среди подчиненных имеет непосредственное влияние на его собственную карьеру. Другими словами, начальник является предметом неформального встречного наблюдения со стороны подчиненных.
Выплаты, зависящие от должности работника, находятся в тесной связи с выплатами, зависящими непосредственно от работника, хотя в принципе определяются по американской схеме оценки трудовых заданий. В дополнение к выплатам по контракту работники получают 25% надбавку за любую сверхурочную работу и дважды в год премии.
Итак,
американская модель управления представляется
достаточно жесткой и менее
3.
Направления использования
японских и американских
моделей менеджмента
в практике российских
предприятий
3.1
Сравнительный анализ
подходов
По моему мнению, определение путей использования японского и американского опыта в целях совершенствования работы отечественных предприятий невозможно без сопоставительного анализа достоинств и недостатков обеих моделей. Поэтому проведем такой сравнительный анализ, подытоживая его оценкой выраженности того или иного подхода в российской практике.
1.
В японской фирме имеет место
более низкая степень
2.
В американской фирме задачи
координации и
3.
В американской фирме размер
вознаграждения рабочего
Информация о работе Американская и японская модели менеджмента