Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:15, реферат
Цель реферата состоит в анализе проблем защиты интеллектуальной собственности в России, которая обусловила решение следующих задач:
1) определить понятие права интеллектуальной собственности;
2) проанализировать интеллектуальную собственность как объект правовой охраны согласно нормам российского законодательства;
3) выявить основные проблемы защиты интеллектуальной собственности в России;
4) определить пути развития системы охраны интеллектуальной собственности.
Введение______________________________________________________3
Глава 1. Система гражданского законодательства об охране интеллектуальной собственности________________________________5
1.1. Понятие права интеллектуальной собственности_________________ 5
1.2. Интеллектуальная собственность как объект охраны по российскому гражданскому законодательству___________________________________11
1.3. Гражданско-правовые способы защиты интеллектуальной
собственности_________________________________________________14
Глава 2. Актуальные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в России_________________________________________20
2.1. Анализ проблем применения гражданского законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности___________________________20
2.2. Первоочередные задачи развития системы охраны
интеллектуальной собственности__________________________________23
Заключение___________________________________________________28
Библиография_________________________________________________30
Приложение 1 Нормативно-правовая база__________________________32
Оптимальным решением проблемы, на наш
взгляд, было бы включение в Гражданский
кодекс общих положений, касающихся
прав на интеллектуальную собственность,
с отсылкой в остальном на существующие
специальные законодательные
Такое решение находилось бы в полном соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, в которой законодательство по интеллектуальной собственности выделено в качестве самостоятельной отрасли вне рамок гражданского законодательства (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Подобное решение предотвратило бы неизбежные отрицательные международные последствия и сохранило сложившийся и действующий российский законодательный механизм, одновременно обеспечив необходимую связь специального законодательства с общими нормами Гражданского кодекса. И, наконец, все это находилось бы в полном соответствии с общепризнанной законодательной практикой развитых зарубежных стран, где детальные нормы регулирования интеллектуальной собственности являются предметом специальных законов и не включаются в Гражданский кодекс.
Все вышеизложенное, безусловно, имеет огромное значение, так как реализация прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности - это, прежде всего, обеспечение интересов общества и национальной промышленности.
Необходимость обсуждения текущего законодательства, планируемых изменений, инновационной стратегии государства, существующих проблем в сфере инновационной деятельности, поиска вариантов возможных решений, а также многие другие вопросы определили актуальность проведения Всероссийского Конгресса «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности».
27-28 октября 2010 года в Москве состоялся II Всероссийский Конгресс "Правовое регулирование инновационной деятельности 2010 Осень". Одна из актуальных тем Конгресса - регулирование на этапе создания инновационных продуктов. Она включает в себя такие аспекты, как процедуры патентования и поддержания патентов, изменение законодательства в сфере патентования, обеспечение охраны и защиты интеллектуальной собственности, законодательные механизмы обеспечения получения доходов от их деятельности, основные грантодатели и процедуры получения грантов на НИОКР, особенности процедуры получения международных патентов, изменение международного законодательства в сфере патентования, международные организации и международное сотрудничество в инновационной сфере, сфере патентования, борьба с пиратством, законодательное обеспечение организации инновационной деятельности (создание МИП)).
Данная тенденция, несомненно, способствует скорейшей модернизации экономики и переходу к инновационному пути развития страны в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня Россия стоит перед вызовом, от ответа на который зависит ее судьба: быть процветающей передовой страной или еще больше отстать и остаться на периферии мирового развития. Единственным адекватным ответом на поставленный таким образом вопрос является инновационная экономика.
В Послании Президента России Д.А. Медведева
Федеральному Собранию основным приоритетом
экономического развития страны определено
производство, а в перспективе
– и экспорт знаний и новых
технологий. При этом Президентом
поставлена задача ускоренного перевода
страны на инновационный путь развития,
на совершение опережающих действий
по созданию основ национальной конкурентоспособности
там, где можно получить будущие
выгоды и преимущества, где возможно
быстрое внедрение самых
Для России подобное означает неизбежность серьезных институциональных реформ. Массовый поток инноваций, особенно ориентированных на рынок, должен опираться на соответствующую научную, образовательную и правовую базу.
В ходе решения задач данной работы было определено понятие права интеллектуальной собственности как совокупности прав, предоставляемых неким лицам на интеллектуальную собственность, то есть объекты нематериальной природы. Были также рассмотрены гражданско-правовые способы защиты интеллектуальной собственности.
В рамках исследования источников было выяснено, что основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности в России является законодательство. Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.
Также был изучен ряд проблем защиты интеллектуальной собственности в России. Среди них – охрана новшеств, передача прав на использование научно-технических достижений, а также проблемы практики применения действующего законодательства.
Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о несомненной актуальности исследования теоретических и практических аспектов гражданско-правовой защиты права интеллектуальной собственности.
В связи с этим среди первоочередных задач развития системы охраны интеллектуальной собственности видится разработка основных принципов законодательного регулирования инновационной деятельности, а также различные формы поддержки инноваций.
Основной целью такой политики должно стать достижение баланса интересов научных коллективов, промышленности, бизнеса и государства, а также организация их сотрудничества по созданию и коммерческому использованию научно-технических достижений.
Чрезвычайно актуальна и необходимость обсуждения инновационной стратегии государства, существующих проблем в сфере инновационной деятельности, поиска вариантов возможных решений.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Приложение 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. ст. 44.
2. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
Приняты Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.
3. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
Принят Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. с изменениями и дополнениями на 1 марта 1993 г.
4. Закон СССР от 10.07.91 г. N 2398-1 "О промышленных образцах".
5. Закон СССР от 31.05.91 г. N 2213-1 "Об изобретениях в СССР".
6. Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
7. Закон Российской
Федерации от 23.09.92 г. N 3523-1 "О правовой
охране программ для
8. "Патентный Закон Российской Федерации" от 23.09.92 г. N 3517-1.
9. Закон Российской Федерации от 09.07.93 г. N 3351-1 "Об авторском праве и смежных правах" с изменениями от 19.07.95 г. N 110-ФЗ.
10. Закон Верховного
Совета Российской Федерации
от 23.09.92 г. N 3520-1 "О товарных знаках,
знаках обслуживания и
11. Закон Российской Федерации от 06.08.93 г. N 5605-1 "О селективных достижениях".
12. Федеральный
закон от 20.02.95 г. N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1, глава 6 (от 30.11.94 г. N 51-ФЗ); часть II, глава 38 (от 20.01.98 г. N 14-ФЗ).
14. Уголовный кодекс Российской Федерации.
Принят 24.05.96 г. Ст. 146, 147, 178, 180, 183.
15. Парижская
конвенция по охране
16. Договор
о патентной кооперации. Подписан
в Вашингтоне 19 июля 1970 г. Официальный
русский текст. Всемирная
17. Всемирная
конвенция об авторском праве.
Пересмотрена в Париже 24 июля 1991
г. // Собрание постановлений
18. Бернская
конвенция об охране
19. Международная
конвенция об охране интересов
артистов-исполнителей, производителей
фонограмм и вещательных
20. Конвенция
об охране интересов
21. Женевский
акт Гаагского соглашения о
международной регистрации
22. Женевский
договор о международной
23. Будапештский
договор о международном
Подписан в г. Будапеште 28.04.77 г.
24. Договор о регистрации товарных знаков (TRK). (вместе с "Инструкцией к договору..." и "Таблицей, пошлин"). Подписан в г. Вене 12.06.73 г.
25. Конвенция
об охране интересов
(Вместе с "Ратификациями, принятиями и присоединениями по состоянию на 1 февраля 1995 г."). Заключена в г. Женеве 29.10.71 г.
26. Страсбургское
соглашение о международной
Заключено в г. Страсбурге 24.03.71 г.
27. Договор о патентной кооперации. Подписан в г. Вашингтоне 19.06.70 г.
28. Локарнское
соглашение, устанавливающее международную
классификацию промышленных
29. Лиссабонское
соглашение о защите указаний
места происхождения изделий
и их международной
Заключено в г. Лиссабоне 31.10.58 г. с изменениями от 14.07.67 г.
30. Ниццкое
соглашение о международной
Заключено в г. Ницце 15.06.57 г. с изменениями от 28.09.79 г.
31. Бернская
конвенция об охране
Заключена в г. Берне 09.09.86 г. с изменениями от 02.10.79 г.
32. Парижская
конвенция по охране
Информация о работе Актуальные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в России