Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:01, реферат
Эксперимент в социологии - это метод получения информации об изучаемом социальном объекте путем воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Проведение эксперимента предполагает разработку программы исследования, определение проблемы, предмета и объекта исследования, выделение единиц наблюдения и анализа, формулирование гипотез.
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не "навязывают" респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Достоинствами же анкетного
опроса являются массовость охвата респондентов
и относительно небольшие затраты
на его проведение. К недостаткам
анкетирования относится
Почтовый опрос
Почтовый опрос -
разновидность анкетирования и
правомерно рассматривается как
эффективный прием сбора
Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.
Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.
Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
Интервьюирование
Интервью - это метод
получения информации путем непосредственного
устного диалога между
Интервью могут различаться по целевому назначению (документальные и интервью мнения), по технике (форме) проведения
(нестандартизированные, полустандартизированнные, стандартизированные), по особенностям процедуры (углубленные и фокусированные), по способу организации (групповые и индивидуальные).
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью
отличается минимальной стандартизацией
поведения интервьюера. Этот вид
опроса применяется в тех случаях,
когда исследователь приступает
к определению проблемы исследования.
Свободное интервью проводится без
заранее подготовленного
К недостаткам метода интервью относятся: необходимость специальной подготовки интервьюеров, проблема анонимности интервью, значительные материальные и временные затраты при ограниченности охвата респондентов, необходимость поиска психологического контакта с каждым респондентом.
Социометрический опрос
Социометрический
опрос - это метод опроса, направленный
на выявление межличностных
Этот метод предназначен
для получения информации о структуре
связей между членами группы относительно
выделенного критерия. С его помощью
дается описание структуры взаимоотношений
в группе, количественная оценка (измерение)
характера эмоциональных
Социометрический
опрос используется как средство
активного управления групповой
деятельностью. Он применяется при
изучении институциональных малых
групп и коллективов для работы
в экстремальных условиях и приближенных
к ним, а также тогда, когда
характер эмоциональных взаимоотношений
оказывает значительное влияние
на результаты совместной деятельности.
В прикладном социологическом исследовании
этот метод может быть использован
наряду с другими методами в качестве
основного или
Основными недостатками социометрического опроса являются следующие:
1. он может применяться
только в рамках анализа
2. данные, полученные
с его использованием, нельзя
рассматривать как полную
3. необходимость
дополнения полученных этим
другими методами сбора
информации, особенно при выработке
практических рекомендаций.
Сравнительно-Географические методы.
Оказавшись в новом для себя месте, человек непременно вспомнит знакомые ему ландшафты, сопоставит с только что увиденным. То же самое он сделает и по отношению к хозяйственным, архитектурно-планировочным особенностям города, поселка. На основе сравнений познается жизнь.
Число признаков, по которым сравниваются объекты, должно быть достаточно большим, чтобы решать задачи под названием типизация объектов. Для объединения объектов в одну группу, тип, класс нужно систематизировать данные по функциональному назначению (промышленный центр, транспортный узел, центр торговли), структуре (промышленный центр по машиностроению, деревообработке), экономико-географическому положению (приморские города, территория, приграничный район).
После типизации объектов появляется возможность выделения эталонов, с которыми можно сопоставить другие объекты. Это – метод эталонов – разновидность сравнительно-географического метода. Например, в сельском хозяйстве в качестве эталона служат поля опытных хозяйств – его урожайность служит ориентиром для всех других хозяйств.
Также существует метод полевых исследований, который используется в случае если исследователь вынужден проводить сбор материалов непосредственно на местах – на предприятиях, фирмах, поле.
Метод ключей состоит в выборе наиболее типичных объектов, последующем и исследовании. Полученные результаты по аналогии распространяют на типичные целостные явления и процессы. Например, процессы урбанизации можно познать на основе изучения типичных урбанизованных районов.
Выборочный метод
в социологическом исследовании
социально-экономических
При проведении исследований такого социально-экономического процесса как реклама (например, в случае необходимости отслеживать динамику, в том числе сезонную, как рекламного рынка в целом, так и рекламных кампаний по отдельным рекламодателям или маркам, существующим в регионе) применяются следующие методы:
Аудиторные и dial-тесты
В отличие от телефонных и личных интервью, тесты служат для выполнения более узкого круга задач, как правило связанных с оценкой аудио- или видео- записей (песни, радио- или телепрограммы, элементы оформления эфира и т.п.)
Тесты проводятся в
специально оборудованных помещениях,
и одновременно в них участвует
достаточно большое количество респондентов,
как правило, от 50 до 200 человек. Ведет
тесты квалифицированный
Информация от участников теста может быть получена двумя способами: путем заполнения анкет или с помощью специальных приборов (dial).
При электронном измерении каждому участнику dial-теста выдается индивидуальный прибор, с вращающейся ручкой и небольшим дисплеем. При вращении ручки на дисплее высвечиваются числа. Каждый респондент выбирает число, соответствующее его ответу. Информация с каждого прибора передается в центральный компьютер и предстает перед заказчиком в виде таблиц или графиков. Таким образом, результаты опроса становятся известны непосредственно в ходе опроса.
Главное преимущество
dial-тестирования аудио- и видеоматериалов
состоит в том, что оценки аудитории
фиксируются в непрерывном
Кроме того, если оценка происходит непосредственно в момент предъявления записи, на результаты не влияют способности памяти респондента. Это дает возможность тестировать большое количество материалов.
Личные интервью
Личные интервью используются в следующих случаях:
если исследование
проводится в населенных пунктах
с недостаточной
если необходимо показать респонденту демонстрационные материалы (обложки, логотипы, фотографии, стикеры и т.п.)
если средняя
Интервью проводится
по формализованной анкете, то есть
каждому респонденту
Личные интервью
проводятся по месту жительства респондента.
Для этого используется случайная
многоступенчатая выборка. Другими
словами, случайным образом
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Интервьюеры работают
под контролем супервизоров. Каждый
интервьюер проходит специальный курс
обучения: как отбирать респондентов,
как устанавливать контакт, как
задавать вопросы и работать с
анкетой.
Информация о работе Актуальные проблемы внутренней экономики и политики РФ