Акционерное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что при переходе к рыночной экономике Россия отвела значительную роль акционерным обществам, позволяющим участвовать в инвестиционным процессе наряду с предпринимателями и значительному количеству простых граждан, а так же способствующим перераспределению капиталов в экономике страны по наиболее продуктивным сферам хозяйствования. Акционерное общество является в настоящее время преобладающей по своему количеству организационно-правовой формой коммерческих организаций. А

Содержание

Введение
I. Сущность акционерного общества
1.1.Понятие и принципы функционирования акционерного общества
1.2. Виды акционерных обществ
1.3. Дивиденды по акциям
II. Учредители и акционеры АО: права и их ответственность
2.1. Создание акционерного общества, его реорганизация и ликвидация
2.2 Государственная регистрация АО
2.2. Устав АО
2.3. Уставной капитал АО
III. Управление акционерным обществом
3.1. Органы управления акционерного общества, их компетенция
3.2. Отчетность акционерного общества
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

-ревизионной  комиссии (ревизора) общества (ст. ст. 85 и 87 ФЗ) [2,44];

- аудитора  общества (ст. ст. 86 и 87 ФЗ)[2,44]

Согласно  вышеперечисленным статьям законодательства, ревизионная комиссия (ревизор) общества осуществляет функции контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общим собранием акционеров (то есть фактически является представительным органом этого самого собрания) путем надлежащей проверки документов о деятельности АО, бухгалтерских отчетов и балансов. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться участниками органов управления АО, а при избрании членов ревизионной комиссии или ревизора общества акции, принадлежащие лицам, занимающим должности в органах управления АО, не участвуют в голосовании при избрании данного органа контроля. Аудитором общества признается гражданин или аудиторская организация, осуществляющая проверку его финансово-хозяйственной деятельности, в соответствии с правовыми актами РФ на основании заключаемого с ней договора.  Аудитор утверждается общим собранием акционеров, а порядок оплаты его услуг определяется Советом Директоров АО. Обозначенные органы контроля после проверки документов общества, в порядке определяемом Уставом АО (для ревизионной комиссии) и федеральным законодательством (для аудитора), выносят свое заключение о финансово-хозяйственном положении АО, нарушениях налогового законодательства или бухгалтерского учета и иных правовых актов в части финансово-хозяйственной деятельности АО (если таковые имели место), подтверждают (или отрицают) достоверность данных, содержащихся в отчетных документах АО. Наличие подобных органов контроля и совершаемых ими действий прежде всего необходимо для правильного исчисления прибыли общества и начисления дивидендов по акциям и иным ценным бумагам, но и значимость подобного внутреннего контроллинга АО для государственных  налоговых, антимонопольных и иных уполномоченных органов, также трудно переоценить.     

                                                     

  
 
 
 
 

                  3.2  Отчетность акционерного общества

    Отчетность  акционерного общества, а именно - документы, которые АО обязано вести и  которые обязано представлять, в  соответствии с главой XIII (ст.

88 - 93) ФЗ  об АО [2, 44-46], для публичного (всеобщего) обозрения или специальным уполномоченным органом, является одним из основных принципов контроля за деятельностью АО как со стороны государства, так и со стороны акционеров и иных заинтересованных лиц. Обязанность предоставления отчетности АО возложена на данную категорию юридических лиц несмотря на всеобщие принципы "коммерческой тайны", "неприкосновенности частной собственности" и иже с ними, которые стали для многих не очень чистоплотных в бизнесе предпринимателей своеобразной ширмой для "прикрытия" прегрешений перед законом или собственными акционерами. Эта обязанность продиктована прежде всего соблюдением акционерными обществами налогового и антимонопольного законодательства, а также защитой финансовых интересов кредиторов общества и лиц, потенциально "желающих" таковыми стать.

В соответствие с действующим законодательством  РФ акционерное общество обязано  вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность, предусмотренную  российским законодательством. Достоверность данных, представленных в вышеуказанных документах, должна быть подтверждена органами контроля общества (ревизионная комиссия или ревизор и аудитор). Годовой отчет общества подлежит утверждению на общем собрании акционеров АО, а за срок, не позднее 30 дней до дня проведения общего собрания, он должен быть утвержден Советом Директоров общества. Исходя из п. 1 ст. 89 ФЗ об АО, АО обязано хранить по месту своего нахождения следующие документы [2,45]: 

-устав  общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества, зарегистрированные  в установленном порядке, решение  о создании общества, свидетельство  о государственной регистрации  общества;

-документы,  подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;

-внутренние  документы общества, утверждаемые  общим собранием акционеров и  иными органами управления общества;

-положение  о филиале или представительстве  общества;

-годовой  финансовый отчет;

- проспект  эмиссии акций общества;

- документы  бухгалтерского учета;

- документы  финансовой отчетности, представляемые  в соответствующие органы;

- протоколы  общих собраний акционеров общества, заседаний Совета Директоров (наблюдательного  совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

- списки  аффилированных лиц общества  с указанием количества и категории  (типа) принадлежащих им акций;

- заключения  ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

- иные  документы, предусмотренные Федеральным  законом, уставом общества, внутренними  документами общества, решениями  общего собрания акционеров, совета  директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

АО обязано  обеспечить собственным акционерам доступ практически ко всем вышеперечисленным  документам, за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов собраний Совета Директоров [8, 59]. В силу ст. 92 ФЗ  об АО [2,46] законодатель обязал открытое акционерное общество ежегодно опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров следующие данные:

- годовой  отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков;

- проспект  эмиссии акций общества в случаях,  предусмотренных правовыми актами  Российской Федерации;

- сообщение  о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

- списки  аффилированных лиц общества  с указанием количества и категорий  (типов) принадлежащих им акций;

- иные  сведения, определяемые Федеральной  комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.                                            

Заключение               

 

    По количеству с акционерными обществами могут конкурировать лишь государственные, муниципальные унитарные предприятия. Но если ничего не изменится в политическом и правовом устройстве России  форма государственного предприятия будет сокращаться, а акционерного общества применяться все шире и шире, например, в тех АО, которые были государственными предприятиями, распределение акций представляет в основном следующую картину: 20-40 % - трудовой коллектив, который распоряжается акциями непредсказуемо, в основном, в силу не слишком хорошего материального положения, продает их, тем самым минимизируя указанный процент; 10-35 % - административные кадры АО, которые вопреки демократическим выборам, провозглашаемым ФЗ об АО, переизбираются не так часто; 30-70 % - находятся либо в государственном (муниципальном) управлении (таких обществ - единицы, и более 30% долей в государственном ведении, как правило не находится), либо в подавляющем большинстве случаев переходят под контроль коммерческих и банковских структур, которые вместо ведения грамотной инвестиционно - коммерческой политики перекидывают предприятие из одних рук в другие, наращивая их государственные долги и принося многочисленные разочарования миллионам людей, работающим на данных предприятиях. Но почему же рабочие, обладающие столь весомой долей в уставном капитале не могут выразить собственные права, отраженные в законе должным образом ? Акции трудового коллектива (рядовых акционеров) максимально распылены среди его участников, то есть каждый обладает мизерным правом, к тому же реального единения между всем трудовым коллективом лучше не ожидать, так как подобного достичь нелегко. В то время как акционерная доля администрации, в подушных пропорциях может превышать доли, распределенные между первой группой в десятки и сотни раз, да и политика собственного благополучия для граждан, примыкающих к Совету Директоров и иным органам управления АО, гораздо более сбалансирована и продумана. Законодательным органам власти РФ необходимо четко проработать механизм осуществления положений ФЗ "Об акционерных обществах", озаботиться подзаконными актами, способными разрешить многие неурядицы действующего законодательства в данной правовой категории, а также сформировать нормально функционирующую систему парламентарного и исполнительного контроля за соблюдением государственного законодательства в сферах приватизации государственной промышленной собственности, акционерно-инвестиционной политики, аналитически дееспособный аппарат распределения государственных паев акций в крупных промышленных предприятиях,  и разработать надлежащую правовую базу доверительного управления государственной собственностью в АО. Самотек и криминализация экономики - это нонсенс, недоступный ни одному развитому государству, следящему за собственной экономико-правовой политикой и благосостоянием граждан. Поэтому ФЗ "Об акционерных обществах" только тогда обретет реальные  практические полномочия, когда законодательный аппарат государства осознает потребности России в поиске жизнеспособной экономической политики, создаст необходимые отраслевые условия для полноценного развития акционерного капитала в РФ.   
  
  
  
  
  
  

   
  
   

 
  
  
  
  
  
  
  
  
                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Список использованной литературы:

1. Гражданский  кодекс РФ.– М., 2007

2. ФЗ от 26 декабря  1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных  обществах" //

Собрание законодательства РФ от 01 января 2007. № 1.

3. ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в ФЗ Об акционерных обществах»: от 7.08.2008.– 120-ФЗ

4. ФЗ от 8 февраля  1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах  с ограниченной ответственность" // Собрание законодательства РФ  от 16 февраля

2008. № 7.

5. ФЗ от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"

// Собрание законодательства  РФ от 27 июля 2008. № 30. Ст. 3611.

6. Положение  об акционерных обществах и  обществах с ограниченной ответственностью. Экономика и жизнь, 2009, №7.

7. Практический  комментарий к применению ФЗ  «Об акционерных обществах». Центр  деловой информации еженедельника  «Экономика и жизнь»,2009

8. Брагинский  М. И. Комментарий к части  первой Гражданского Кодекса

Российской Федерации  для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура», 2007.

9. Глушецкий  А.А. Общее собрание акционеров. Сборник статей, -М., 2009.

10.Кашина Т.В.  Акционерное право. Практический  курс, М.: «ИНФРА-М», 2009.

11. Китайгородский  Н.П. Как создавать акционерное  общество. Экономика и жизнь, 2009, №7.

12. Крапивин О.  М., Комментарий к Федеральному  закону "Об акционерных обществах" (постатейный). - М.: ИКФ Омега-Л, 2008.

13. Могилевский  С.Д. Акционерные общества, М.: «Дело», 2008.

14. Таганов Д.Н.  Акции и биржа, М.: «Нова-пресс», 2009.

15. Тарасов И.Т.  Учение об акционерных компаниях,  М.: «Статут», 2010

16. Тихомиров  Д.Н. Уставы акционерных обществ», М.: «Юринформ», 2009..

17."Сборник  нормативных документов.Аренда.Малые  предприятия.Акционерные общества." МП "Круг",2010 г.  
  
 

Информация о работе Акционерное общество