Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:55, реферат
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Введение…………………………………………………………………….4
Классическая, административная школа управления……………………5
Элементы процесса управления…………………………………………...8
Принципы менеджмента……………………………………………………11
Значение административной школы……………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………….15
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Классическая, административная школа управления……………………5
Принципы менеджмента…………………………
Список использованной литературы……………………………………….15
Введение:
Классическая или
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему.
Классическая, административная школа управления
Ее представители занимались изучением
вопросов роли и функций менеджера.
Считалось, что, как только определялась
суть работы управляющего, легко можно
было выявить наиболее эффективные методы
руководства.
Одним из первых разработал эту идею Анри
Файолъ (1841— 1925). Его последователи: Линдалл
Урвик, Джейм Д. Муни, М. Вебер и др.
Школа называется классической, потому
что управление не просто было выделено
в отдельный вид деятельности, — А Файоль
классически раскрыл содержание управленческой
деятельности. Он разделил весь процесс
управления на пять основных функций,
которые до сих пор используются в управлении
организацией: это планирование, организация,
мотивация, контроль и руководство.
На базе учения Анри Файоля в 20-е гг. XX а
было сформулировано понятие организационной
структуры фирмы, элементы которой представляют
систему взаимосвязей, серию непрерывных
взаимосвязанных действий — функций управления.
Функция управления была представлена
как обособленный вид управленческой
деятельности.
В отличие от создателей школы научного управления, главной проблемой представителей административной теории организации было управление в более широком смысле — применительно к работе всей организации. Если Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль — «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное. Основной вклад представителей административной теории организации состоит в том, что они рассматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
Разработка проблем
научного управления, развернувшаяся
в начале XX столетия и сосредоточившая
свое внимание на деятельности
и специализации руководителя, столкнулась
с необходимостью анализа постр
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером, в 19 лет он окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1888 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ¬ляющего компания находилась на грани банкротства, а ко вре¬мени его отставки стала одним из самых мощных, сла¬вящихся своими административными, техническими и научны¬ми кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.
Файоль создал «теорию
администрации» и достиг
В отличие от
школы научного управления, занимавшейся,
в основном, вопросами рациональной
организации труда отдельного
рабочего, представители классической
школы занялись разработкой
Целью административной
школы Файоля было создание
универсальных принципов
Файоль предложил
четырнадцать принципов
Административная
теория организации и
- техническая;
- коммерческая;
- финансовая;
- защитная;
- бухгалтерская;
- административная (определяется как базовая и связана с управлением персоналом).
Файоль
выделил пять основных
1. Планирование - один
из компонентов процесса
Для разработки программы действий необходимо знание:
- ресурсов предприятия
(денежный капитал,
- ведущих направлений развития предприятия;
- возможных изменений
внешних условий, сроки
По мнению Файоля, составление эффективной программы действий требует от руководящего персонала следующих качеств:
- искусство управлять людьми;
- определенного нравственного мужества;
- большой активности;
- достаточной устойчивости;
- известной компетенции в производственной области;
- наличия достаточного опыта в делах.
Планирование основано
на соединении целей
2. Организация - функция
органа управления, сущностью которой
является создание самой управл
Для осуществления
производственного процесса на
предприятии социальный организ
- установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальными и социальными организмами;
- наблюдение за выполнением программы;
- осуществление руководства
компетентным и энергичным
- правильный подбор административного аппарата;
- точное определение функций персонала;
- согласование усилий для
- ясное, отчетливое и точное формулирование решений;
- поощрение ответственности и инициативы;
- предупреждения ошибок и
- всеобщий контроль и др.
3. Распорядительство
- одна из функций управления,
суть которой в предъявлении
руководителем требований к
4. Координирование. Его
главной целью является достиже
5. Контроль - наиболее
важная функция управления, конечный
итог всей управленческой
- выбор способа контроля.
Руководитель может выбрать
- выбор масштаба контроля
или частоты и силы
- выбор метода положительного
или отрицательного
Файоль полагал, что эти нормы контроля наиболее важны и вообще единственно значимы для руководителя (в частности, он считал все остальные работы не свойственными руководителю), однако современный руководитель дополняет ролевые требования другими (дополнительными) функциями управления.
Принципы менеджмента
Файоль и "файолизм" как административная школа в управлении исходили из того, что существуют универсальные управленческие принципы. Лишь с использованием этих принципов связан успех организации.
Принципы управления, по Файолю,— это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Как видно из определения, принципы не являются четко зафиксированными или абсолютными.
Применительно к деятельности
высшего звена управления Файоль
сформулировал следующие
1. Разделение труда. Эта идея заимствована у классиков экономической теории и заключается в том, что для эффективного использования рабочей силы необходима специализация труда. Как и Тейлор, Файоль считал, что она применима для всех видов труда — исполнительного и управленческого.
2. Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть бывает официальной, которой менеджер обладает в силу занимаемой им должности, и личностной, которая является результатом его качеств как личности. Хороший менеджер соединяет официальную и личностную власть. Что же касается ответственности, то она представляет собой обратную сторону власти, ее следствие. Этот принцип, сформулированный Файолем, остается неизменным по сегодняшний день.