Административная ответственность предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть общие вопросы административной ответственности предпринимателей.
Задачи, поставленные в данной курсовой работе:
изучить историю развития предпринимательства в России, сущность и основные черты предпринимательской деятельности
дать понятие и характеристику административной ответственности предпринимателей;
определить юридический состав правонарушений предусмотренных главой 14 КоАП РФ (административные правонарушения в области предпринимательской деятельности);
рассмотреть социальные гарантии предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………........……..3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности……..5
История развития предпринимательства в России...……………...….5
1.2. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности…………………………………………………….………...….12
Глава 2. Административная ответственность предпринимателей…….….16
2.1. Виды ответственности предпринимателей….………………………....16
2.2. Понятие и особенности административной ответственности предпринимателей………………………………………………………..…..20
2.3. Юридический состав правонарушений предусмотренных главой 14 КоАП РФ (Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности)……………………………………….25
Глава 3. Социальные гарантии предпринимателей………………………..32
3.1. Закон Российской Федерации о защите прав потребителей……...…..32
3.2. Защита прав предпринимателей………………………………………..36
Выводы и предложения…………………………………………………...…41
Список использованной литературы…………….……...………….…….…43

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Статья 14.2 КоАП РФ предусматривает  ответственность за незаконную продажу  товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена. Объектом правонарушения выступают правила торговли, установленные с целью обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также интересы государства, предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», иных законодательных и подзаконных актах. Объективная сторона правонарушения характеризуется активным действием (бездействием) и выражается в несоблюдении правил торговли путем незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Предметом правонарушения выступают товары (иные вещи), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Это могут быть радиоактивные вещества, оружие, ядовитые вещества. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный знает, сознает, что незаконно продает товары, ограниченные или запрещенные к продаже, и желает этого. Субъектом правонарушения выступает физическое, должностное лицо, юридическое лицо, незаконно осуществляющие продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Статья 14.4 КоАП РФ предусматривает  административную ответственность  за продажу товаров, выполнение работ  либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Объектом правонарушения выступают правила торговли, установленные с целью обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также интересов государства, предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», иных законодательных и подзаконных актах. Непосредственным объектом является нарушение правил продажи отдельных видов товаров либо оказание услуг населению ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.4. КоАП РФ, характеризуется совершением противоправного деяния в форме действия либо бездействия и выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Объективная сторона  ч.2 ст.14.4 выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказанию населению  услуг: с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом: лицо осознает, что совершаемое им действие либо бездействие носит противоправный характер.

Следующим административным правонарушением в сфере предпринимательской деятельности является продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (Статья 14.5 КоАП РФ). Объектом правонарушения выступают права потребителей на получение информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»; правила применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. При этом потребитель вправе потребовать предоставления необходимой достоверной информации. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении активного действия: путем продажи товара без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации, а также путем неприменения контрольно-кассовых машин. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Нарушение порядка ценообразования (Статья 14.6 КоАП РФ). Объект правонарушения - экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

Субъективная сторона  правонарушения характеризуется виной  в форме умысла. Субъекты правонарушения - граждане, должностные лица, юридические  лица.

Обман потребителей (Статья 14.7. КоАП РФ). Объектом правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП, являются имущественные интересы покупателя, предусмотренные действующим законодательством о защите прав потребителя при осуществлении торговли по договору розничной купли-продажи. Объективная сторона выражается в совершении действия, состоящего в обмане, в результате чего покупателю причиняется имущественный ущерб.

Обмеривание - отпуск товаров  меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли-продажи.

Обвешивание - отпуск товаров меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.д.

Обсчет - получение виновным большей суммы, чем фактическая  стоимость отпущенного товара, оказанной  услуги, утаивание сдачи.

Обман покупателя может  осуществляться и путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара. Это может выражаться как в продаже товаров, оказании услуги, передаче результата работы, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, так и в предоставлении заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре, услуге. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного данным составом, является общий субъект - физическое лицо (продавец), достигшее 16-летнего возраста и осуществляющее трудовую деятельность в сфере торговли или услуг по трудовому договору в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; должностное лицо; юридическое лицо. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознает, что обманывает потребителя и причиняет тем самым ущерб в небольшом размере, и желает наступления этих последствий.

Нарушение иных прав потребителей (Статья 14.8 КоАП РФ). Объект правонарушения - права и интересы граждан на приобретение товаров (работ и услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах и услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», Правилами торговли. Объективная сторона правонарушения, сформулированная диспозицией к статьи, характеризуется нарушением права потребителя на получение необходимой и достоверной информации. Правонарушение с субъективной стороны характеризуется виной. Субъектами правонарушения выступают должностные лица, юридические лица, осуществляющие торговлю и услуги.

Незаконное получение  кредита (Статья 14.11 КоАП РФ). Объект правонарушения - права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, экономические и финансовые интересы, экономическая безопасность государства, установленный порядок кредитования. Объективная сторона правонарушения характеризуется активным действием и выражается в получении кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии. Субъектом правонарушения может быть физическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, а также юридическое лицо, заключающее договор кредитования с банком или иной кредитной организацией.

Фиктивное или преднамеренное банкротство (Статья 14.12 КоАП РФ).

Объект правонарушения - права и интересы субъектов предпринимательской  деятельности, защита интересов кредиторов, экономическая и финансовая стабильность государства в целом в связи с отношениями, возникающими при несостоятельности (банкротстве). С объективной стороны правонарушение характеризуется активными действиями, которые выражаются в заведомо ложном объявлении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе в обращении этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Субъективная сторона выражается в форме умысла: лицо знает, сознает, что представляет заведомо ложную информацию о финансовом положении хозяйствующего субъекта, тем самым вводит в заблуждение кредиторов и желает этого. Объективная сторона ч.2 статьи характеризуется активным действием и выражается в умышленном создании или увеличении неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Нарушение законодательства о государственной регистрации  юридических лиц органами, осуществляющими  государственную регистрацию юридических лиц (Статья 14.25. КоАП РФ). Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц, установленные Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», иными нормативными актами Российской Федерации. Объективная сторона ч.1 ст.14.25 характеризуется действием (бездействием) и выражается в несвоевременном или неточном внесении записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1, 2, ст. 14.25 является должностное лицо органа, осуществляющее государственную регистрацию юридических лиц.

 

 

 

 

Глава 3. Социальные гарантии предпринимателей

3.1. Закон Российской Федерации о защите прав потребителей

 

Закон о защите прав потребителей — закон Российской Федерации, регулирующий отношения, возникающие между потребителями  и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав.

Действующий сегодня Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I "О защите прав потребителей" был введен в действие со дня первого официального опубликования в "Российской газете" от 7 апреля 1992 г. Пункт 5 статьи 5 Закона был введен в действие с 1 мая 1992 года. В текст закона неоднократно вводились изменения и дополнения.

Закон состоит из преамбулы; общих  положений; главы о защите прав потребителей при продаже товаров потребителям; главы о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг); а также главы о государственной и общественной защите прав потребителей.

О порядке применения судами данного  Закона даны разъяснения Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и  направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

Закон «О защите прав потребителей»  — так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий  характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему  законодательства о защите прав потребителей (см. статью 1 Закона «О защите прав потребителей»).

Благодаря множественным бланкетным нормам (например, пункт 5 статьи 4 и  пункт 1 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»), с положениями данного  закона корреспондируются многие нормы  иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.

В настоящее время действует  только более 20 подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей», в том числе:

Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров". Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» и другие.

 

По отдельным вопросам разрешения судами споров в области защиты прав потребителей Пленум Верховного суда Российской Федерации издал Постановление № 7 от 29.09.1994 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

Основные права потребителя. 15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

  • право на информацию;
  • право на безопасность;
  • право на выбор;
  • право быть услышанным;
  • право на возмещение ущерба;
  • право на потребительское образование.

Информация о работе Административная ответственность предпринимателей