Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Введение…………………………………………………………...3
1. Понятие адаптации ……………………………………………………...4
1.1Цели адаптации и обоснование ее необходимости…………..4
1.2Виды адаптации ………………………………………………..5
1.3Связь понятий «адаптация» и «профориентация»…………...8
1.4Этапы адаптации……………………………………………….9
2. Организация эффективного управления адаптацией………………...10
2.1Цели и задачи системы управления адаптацией…………….11
2.2Функции и направления деятельности подразделений…… ..12
2.3Программы адаптации………………………………………...16
2.4Оценка состояния работы по адаптации……………………..19
3. Опыт профориентации и адаптации………………………………….. 21
3.1Зарубежный опыт……………………………………………...21
3.2Российский опыт………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………..... 28
Список литературы………………………………………………………..29
1. Укажите
срок работы в данной
2. Ваше место
работы или учебы до
3. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?
4. В какие
периоды Вам наиболее
5. Как часто Вам нужна в работе помощь коллег?
6. В какой период Вашей деятельности Вы почувствовали в себе
профессиональные навыки?
7. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив?
8. Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?
9. Представьте себе, что по каким-либо причинам Вы уволились из
организации. Вернулись ли бы Вы через некоторое время на свое прежнее место работы?
10. Бывают ли у Вас
конфликты с руководителем
11. В какой мере выражены
в Вашей работе следующие
стремление принимать самое активное участие в принятии решений; стремление начатое дело доводить до конца; чувство принадлежности к коллективу; активное отношение к окружающим?
12. Материальная помощь со стороны родителей:
13. Жилищные условия:
14. Интерес к продвижению:
15. В какой мере выражены
в Вашей работе следующие
коллектива; хорошая заработная плата; возможность продвижения; помощь и поддержка руководителя; хорошие отношения с администрацией; хорошие взаимоотношения с коллегами по работе; удачный режим работы; удачное рабочее место?
16. Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник, коллега по работе или кто-то еще?
17. Что помогло Вам в процессе адаптации: лекции, семинары, специальная
литература, фильмы, слайды?
3. Опыт профориентации и адаптации
3.1 Зарубежный опыт
Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки
кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10—12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации.
Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах — неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации.
Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки — адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода — двух месяцев.
Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции.
Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев
проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.
Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы — от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды,
фотографии.
В Германии имеется “Закон о правовом режиме предприятия”,
который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями
работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомиться с правилами, процедурами. Он получает наставления со стороны старших по должности и др.
3.2 Российский опыт
Профессиональная ориентация и адаптация должны содействовать быстрым
структурным сдвигам в занятости при одновременном поддерживании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда.
Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузе стереотипов, но и в отсутствии знаний о содержании профориентационной деятельности и адаптации, их формах и возможностях в условиях рынка.
В условиях экстенсивного развития, наличия свободных рабочих рук и
относительно невысоких требований к квалификации работающих не ощущалось острой необходимости в единой системе информации и трудоустройства кадров.
Результатом подобной практики стал хронический и повсеместный дефицит
рабочих кадров при неполной и нерациональной занятости, занижение требований к уровню их подготовки. Службы профориентации, которые действовали в отдельных школах, на крупных предприятиях и в административных районах, часто выступали как вербовочные и агитационные пункты.
В результате лишь 15—20% выпускников школ выбирали профессию, связанную с полученными в школе навыками. Сейчас в республиках, краях, областях и крупных городах созданы хозрасчетные центры по трудоустройству, переобучению, профориентации и адаптации.
Как показал опыт отечественных организаций, в стране недостаточно внимания уделяется проблеме профориентации и адаптации кадров. К сожалению, управленческие работники не до конца понимают значение профориентации и адаптации как методов регулирования предложения рабочей силы в организации.
К тому же сейчас управленческое звено народнохозяйственного и отраслевого уровней ослаблено в организационно-методическом отношении, что привело к образованию множества органов управления в регионе (центры профориентации и занятости, кабинеты профориентации в школах, специальных учебных заведениях, в организациях) без достаточной регламентации их полномочий.
Узкая ведомственность
управления профориентацией и адаптацией. И это не позволяет устранить
организационные недостатки в практике профориентации и адаптации, углубляя их на каждом последующем уровне управления.
Содержание адаптационных программ достаточно разнообразно. Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54 случая), иерархии и структуре предприятия (53 случая), непосредственному окружению - коллегам (53
случая), дисциплине (50 случаев), т.е. тому, что позволяет включить сотрудника в производственный процесс.
Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички вынуждены самостоятельно осваивать существующие нормы и правила (в 60 компаниях), исподволь узнавать о “славной” истории и традициях (в 63 и 60 компаниях соответственно). С техникой безопасности знакомят новичков только 29 компаний, что заставляет с ностальгией вспоминать социалистическое прошлое,
когда без предварительного инструктажа инженера по технике безопасности никто не допускался к работе.
Сравнивая эффективность ознакомления новых сотрудников с теми или иными аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину: новичка прежде всего волнует социально-экономическая сфера, а не нормы и правила, регламентирующие основной производственный процесс. Конечно, предприятие — не богадельня и не приют для благородных девиц, но и сотрудники — не винтики.
Оценка респондентами содержания программ адаптации (в %% от числа использующих):
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ АДАПТАЦИИ |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ |
традиции предприятия |
63 |
15 |
22 |
системы оплаты труда |
63 |
2 |
35 |
функциональные обязанности |
61 |
2 |
37 |
системы социального обеспечения |
60 |
19 |
21 |
неформальные правила поведения |
58 |
10 |
32 |
правила внутренней дисциплины |
58 |
6 |
36 |
коллектив |
58 |
2 |
40 |
режим безопасности и коммерческой тайны |
57 |
14 |
29 |
техника безопасности |
55 |
20 |
25 |
структура и иерархия |
51 |
11 |
38 |
история предприятия |
46 |
19 |
35 |
На первые места по эффективности
(в нашем контексте — “
новичка) выходит информация, необходимая человеку для нормального
самоощущения и чувства сопричастности, — традиции предприятия и системы оплаты труда (по 63 % в обоих случаях). Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности — функциональных обязанностях — 61 %.
Затем снова “социальный”
блок - система социального
неформальные и формальные правила поведения в коллективе - по 58 % в каждом случае.
Такая информация, как режим безопасности и коммерческой тайны, техника
безопасности, структура и иерархия предприятия по значимости для новичка
менее важны (57, 55 и 51 %% соответственно).
Распределение респондентов по признаку “за адаптацию новичка отвечает” (в %% от числа упомянувших):
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
ВСЕГО (АБС.) * |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ |
Управляющий персоналом |
21 |
76 |
0 |
14 |
Линейный менеджер |
40 |
55 |
10 |
35 |
Руководитель предприятия |
19 |
42 |
5 |
53 |
Эффективность участия того или иного должностного лица в адаптации вновь нанятых падает с количеством иерархических уровней между новым сотрудником и лицом, отвечающим за адаптацию. Отсюда вывод, что адаптацией новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является прямой функциональной обязанностью. Кроме того, к этой работе следует привлекать тех, кто непосредственно связан с рабочим местом, на которое взят новичок.
По итогам адаптационного периода оценивается:
Складывается впечатление,
что респонденты смешивают
Главной задачей испытательного срока является выяснение того, насколько новый сотрудник профессионально пригоден и состоятелен как специалист.
Адаптационный период, как правило, имеет более длительный срок, и его главную задачу можно сформулировать, как налаживание системы взаимосвязей и взаимозависимостей индивида (новичка) с новой для него материально - социальной средой, в которой ему предстоит реализовывать себя как специалисту и личности в течение длительного времени.