Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 11:04, курсовая работа
Цель работы: изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
определить сущность и цели адаптации;
определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
изучить методы осуществления адаптации персонала.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Сущность и цели адаптации………………………………………….5
Глава 2. Управление процессом адаптации………………………………..…9
Глава 3. Методы адаптации персонала……………...……………………...…11
Заключение………………………………………………………………… ..…16
Список использованной литературы………………………………………..19
Глава
3. Методы адаптации
персонала
В большинстве
нынешних компаний и организаций
вопросам адаптации персонала уделяется
очень мало внимания. Множество руководителей,
применяют довольно простую схему
ознакомления работников с их прямыми
обязанностями и вопросами
Система адаптации обычно включает в себя ряд мероприятий, которые посещает новый сотрудник (welkome-тренинг, общение с наставником), а еще документы, с которыми он должен ознакомиться. Это может быть и краткая "Памятка новичка", или красочный буклет "Книга нового сотрудника". На тренинге рассказывается об истории предприятия, его корпоративной культуре, составе холдинга, важных лицах дирекции и их полномочиях. Т.е. сразу же новому сотруднику преподносится информация, которая в дальнейшем поможет ему избежать промахов, неловкости, адаптироваться и построить свою карьеру. (как зовут директора, как принято наказывать за опоздания, дресс-код организации, ознакомление с "картой офиса" и т.д.) Но главное конечно, если наставника правильно мотивировать. Только тогда они действительно будут помогать "новичку". Главными методами адаптации персонала является наставничество и коучинг.
Наставничество. Для успешного прохождения периода адаптации и разгрузки руководителя, в чей отдел приходят новенькие, очень эффективно использовать систему наставничества. Наставничество считается одним из самых старых и эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам компаний, в процессе их адаптации в новом коллективе. При работе с новыми кадрами наставничество носит характер постоянного метода обучения сотрудников непосредственно на рабочем месте.
Сам процесс обучения, проходит непосредственно в коллективе организации, в качестве рабочих примеров по обучению выступают профессиональные задачи и обязанности, которые возложены на нового работника, и который решает поставленные задачи под руководством опытного специалиста, т.е. его наставника. Наставники работают с новыми кадрами, уровень знаний и подготовки которых, может быть очень широк и разнообразен. Наставничество как метод адаптации персонала получил еще большее распространение на фоне понятия «обучающаяся компания». Подобная компания празднует успех на общем рынке, и становиться сильнее конкурентов, благодаря быстрому и правильному ответу на изменения деловой среды. Руководители подобных компаний, внедряют новейшие технологии, которыми заботятся о профессиональном успехе своих подчиненных.
Все
вышеописанные особенности
В тех компаниях, которые имеют внутренние
школы, теоретическая подготовка сотрудников
проходит раз в полгода. Вновь принятым
сотрудникам теоретический курс лекций
и семинаров, проводят впервые 3 месяца
их работы. Наставничество как метод адаптации
и обучения персонала решает важнейшие
задачи, в их числе:
К задаче наставника относится не только быть всегда рядом с его учеником и оказывать поддержку, но также показывать своим примером нужный подход к выполняемой работе. На первом этапе наставник проводит теоретическую подготовку нового сотрудника, предоставляет ему необходимую информацию о работе. Далее наставник старается глубже внедрить стажера в практическую составляющую обучения, при этом на практике могут использоваться реальные рабочие ситуации, с разбором и обсуждением всех особенностей работы. Наставник, за выполнение возложенных на него функций, получает ряд привилегий со стороны вышестоящего руководства. К их числу можно отнести, прежде всего, доверие со стороны руководителей компании, статус лидера в коллективе и повышение собственной репутации. Кроме этого, наставник получает материальное вознаграждение в виде надбавки к зарплате за добросовестное выполнение возложенных не него функций, а хорошо зарекомендовавшие себя наставники со временем будут включены в резерв управленческого состава компании.
Коучинг. Второй инструмент адаптации персонала – коучинг, который подразумевает не столько самообучение работника, сколько раскрытие сотрудником своего внутреннего потенциала и большой отдачи в работе. Коучинг направлен в первую очередь на то, чтобы раскрыть в человеке как можно больше способностей в работе, повысить качество его работы и умений учитывая, что в каждом работнике этот потенциал есть, его лишь нужно раскрыть, основываясь на том, что каждый человек обладает гораздо большим способностями, чем он думает.
У
коучинга при управлении адаптацией
персонала есть ряд неоспоримых
преимуществ, в частности он экономит
много рабочего времени, которое
затрачивается на адаптацию работником
в новом коллективе и управленческие
решения. Кроме того, сам коучинг
требует совсем немного времени,
а работнику достаточно постоянно
и без «перегрузок», применять
основные принципы метода при работе
с новым коллегой, и это совершен
точно занимает меньше времени, по сравнению
с прочитыванием различных
Коучинг –
термин, введенный в обращение бизнес-сферы
в начале 90-х годов прошлого столетия английским
консультантом Джоном Уитмором. Дословно
«коучинг» переводится как «тренировать,
наставлять»9. Коучинг в общем смысле
слова понятие более емкое, сочетающее
в себе психологию, логику, менеджмент
и самоорганизованность, коучинг процесс,
ориентированный на достижение различных
жизненных целей.
Успех данного метода осуществления адаптации
работников, заключается в высокой эффективности
и универсальности коучинга.
Наставничество
более традиционно, оно уже не
раз доказывало свою эффективность,
за ним опыт многих поколений. Коучинг
– сравнительно молодое явление
в российском бизнесе, но, надо признать,
явление чрезвычайно
Заключение
В данной контрольной работе нами рассмотрена проблема адаптации персонала, сущность и ее методы осуществления.
Адаптация
– это взаимное приспособление работника
и организации, основывающееся на постепенной
врабатываемости сотрудника в новых
профессиональных, социальных и организационно-
Основные цели адаптации работников:
Цель планирования адаптации сотрудника на рабочем месте заключается в создании предпосылок и условий для успешного освоения сотрудником основ рабочего процесса своего рабочего места, отдела и предприятия в целом и способности эффективно выполнять свои обязанности.
Исследования показывают, что около 90% служащих, добровольно уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Если предприятие хочет иметь сотрудников и низкий процент текучести, необходимо уделять этому время. Потому, что именно адаптация:
Вся
система адаптации персонала организации
включает в себя не только документы, регламентирующие
мероприятия по освоению нового коллектива,
но людей, которые такие мероприятия проводят
и конечно инструменты, с помощью которых
адаптация персонала становится процессом
отлаженным. Для успешного прохождения
периода адаптации и разгрузки руководителя,
в чей отдел приходят новенькие, очень
эффективно использовать систему наставничества
и коучинга. Наставничество – это способ осуществления
адаптации персонала, таким образом, когда
опытный работник ведет контроль работы
нового сотрудника, помогая и контролируя
его работу на основании своего опыта. Коучинг,
который подразумевает не столько самообучение
работника, сколько раскрытие сотрудником
своего внутреннего потенциала и большой
отдачи в работе. Подводя итог выше
сказанному, следует подчеркнуть, что
наставничество, как метод управления
адаптацией персонала предприятия применяется
наиболее широко, потому, что неоднократно
показывает свою высокую эффективность
на деле, и как следствие этого стало традиционным.
Коучинг же по отношению к первому методу,
более молодой способ управления адаптацией
новых работников в современном российском
предпринимательстве, но в тоже время
очень перспективный, при чем коучинг
входит в число одних из самых эффективнейших
инструментов управления. Естественно
при желании работника можно грамотно
сочетать и тот другой способ адаптации,
и в этом случае продвижение еще недавно
считавшегося «новичком» сотрудника по
работе будет более динамичным и успешным.
Потому, как показывает опыт, «наполеоновские»
масштабы работы по подбору персонала
во многих крупных отечественных компаниях,
очень часто неоправданны, поскольку обусловлены
отсутствием качественной работы с новым
сотрудником в течение его периода адаптации
и демотивирующей мотивационной системой.
Наличие такого круговорота новых сотрудников
обходится организации в несколько раз
дороже, чем регулярная работа по адаптации
персонала.
Список
использованной литературы
Информация о работе Адаптация как одна из современных технологий управления персоналом