5 конкурентных сил Майкла Портера. Анализ туристической отрасли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:25, реферат

Описание работы

Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли, ее конкурентоспособности и отдельных товарных рынков внутри отрасли. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику развития отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы со стороны рыночных условий и конкуренции, определить ключевые факторы успеха отрасли и с учетом этого разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке, его функционирования.

Работа содержит 1 файл

5 конкурентных сил Майкла Портера.docx

— 77.20 Кб (Скачать)

       – хорошо отлаженная система  отношений при организации чартерных  авиарейсов;

       – гибкие и отлаженные отношения  с хотельерами;

       – отсутствие трудностей в  снабжении туристических организаций  необходимыми материалами, оборудованием,  технологиями.

      4. Рост рынка, определяющий соперничество  отраслевых организаций, оценивается  в 5 баллов:

       – индивидуализация качественного  обслуживания туристов способствует  повышению спроса на туристские  услуги;

       – малочисленность туристических  организаций, оказывающих подобные  услуги;

       – отсутствие иностранных организаций,  оказывающих услуги по данным  направлениям.

      5. Угроза появления услуг –  заменителей оценивается в 2 балла:

       – отсутствие склонности потребителей  к услугам - заменителям;

       – высокая стоимость переключения  на другие услуги.

       Действующие в настоящее время  конкурентные силы в отрасли  слабые, а прибыльность отрасли  - высокая. Долгосрочный прогноз  состояния отрасли туризма (на 3 – 5 лет вперед):

      1. Входные барьеры, влияющие на  проникновение в отрасль новых  организаций, оцениваются в 3 балла:

       – произойдет усиление эффекта  масштаба (производственного и маркетингового), благодаря которому будет обеспечиваться  снижение производственных затрат  и будет несколько сдерживаться  рост цен на туристские услуги;

       – несколько увеличится уровень  необходимого капитала для внедрения  в данную отрасль;

       – ослабнут предпочтения потребителей, их привязанность к действующим  торговым знакам на туристские  услуги из – за появления  аналогичных услуг иностранных  организаций;

       – снизится способность туристских организации обеспечить уникальность производимых товаров и услуг.

      6. Рыночная власть потребителей  оценивается в 4 балла: 

       – становится легче найти подобные  туристские услуги у конкурирующих  организаций;

       – усиление сплоченности потребителей;

       – рост цен на туристские  услуги.

      7. Рыночная власть поставщиков  оценивается в 4 балла:

       – система отношений при организации  чартерных авиарейсов иногда  дает сбои;

       – нарушения договорных отношений  с хотельерами;

       – появление трудностей в снабжении  туристических организаций необходимыми  материалами, оборудованием, технологиями.

      8. Рост рынка, определяющий соперничество  отраслевых организаций, оценивается  в 3 балла:

       – снижение темпов роста рынка  и спроса на туристские услуги;

       – появление туристических организаций,  оказывающих подобные услуги;

       – появление иностранных организаций,  оказывающих услуги по данным  направлениям.

      9. Угроза появления услуг –  заменителей оценивается в 4 балла:

       –склонность потребителей к выбору услуг- заменителей;

       – снижение стоимости переквалификации услуг.

       Через 3 – 5 лет произойдет усиление  конкурентных сил в отрасли,  включая усиление конкуренции  отраслевых организаций, существенное  снижение входных барьеров, усиление  власти потребителей и поставщиков,  увеличение угрозы со стороны  услуг – заменителей. В результате  прибыльность отрасли снизится  до средней.

       Этап подъема сменяется этапом зрелости, что способствует замедлению отраслевого роста и усилению внутриотраслевого соперничества. При этом турорганизации могут накопить достаточный опыт для того, чтобы снизить издержки производства, квалификации персонала, индивидуализации обслуживания. Неблагоприятно может сказаться появление новых иностранных турорганизаций, что ополнительно усиливает внутриотраслевую конкуренцию.

     В целом, помимо определения рыночной позиции, подход Портера позволяет сделать выводы об инвестиционной привлекательности отраслей в России на современном этапе, что в сложившейся ситуации также важно, по крайней мере, по двум причинам:

     • Во-первых, весьма актуальным для большинства  предприятий является изучение вопроса  о возможности привлечения инвестора  для реструктурирования предприятия  и обеспечения его динамичного  развития.

     • Во-вторых, необходимо иметь оценки возможности реализации крупномасштабных инвестиционных проектов на других предприятиях отрасли, объективно являющихся конкурентами.

     Сущность  подхода Портера состоит в  соотнесении конкретного предприятия, со средой, в которой оно функционирует. Макросреда в широком смысле включает в себя огромное количество факторов, каждый из которых в той или  иной мере оказывает влияние на деятельность предприятия. Учет всех этих факторов чрезвычайно трудоемок и, кроме  того, не нужен. Между тем самое  сильное влияние на работу предприятия  оказывают факторы, непосредственно  связанные с функционированием  данной отрасли. Структура отрасли  влияет на определение правил ведения  конкурентной борьбы, а также на потенциальную стратегическую концепцию  предприятия. Силы, действующие за пределами  отрасли, имеют лишь относительное  значение. Поскольку внешние по отношению к отрасли силы действуют, как правило, на все предприятия отрасли, ключевым является вопрос о том, в какой степени то или иное конкретное предприятие отрасли обладает способностью противостоять влиянию этих сил. 
 

     ЛИТЕРАТУРА

     1. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический  и конкурентный анализ. Методы  и средства конкурентного анализа  в бизнесе. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2005.

      2. Голубков Е.П. Основы Маркетинга: Учебник. – 2-е изд., перер. и  доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2003.

      3. Лапин А.Н. Стратегическое управление  современной организацией. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005.

      4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический  менеджмент: Курс лекций. - Москва - Новосибирск.: ИНФРА-М. : Сибирское соглашение, 2001.

      5. Гершун А., Горский М. Технологии  сбалансированного управления. –  М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

      6. Организация и управление гостиничным  бизнесом // под редакцией А.Л.  Лесника, Чернышева А.В. – М.: Издательский дом «Альпина», 2001.

      7. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз  Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

      8. Моисеева Н.К. Стратегическое  управление туристской фирмой: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

      9. Практикум по курсу «Антикризисное  управление». – М.: ИТиГ (филиал  МГУС), 2004.

Информация о работе 5 конкурентных сил Майкла Портера. Анализ туристической отрасли России