Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить управление возвратными потоками в логистике. Для этого поставлены следующие задачи:
1. Изучение сущности возвратных потоков в логистике;
2. Рассмотрение различных классификаций возвратных потоков;
3. Определение затрат и выгод возвратной логистики;
4. Изучение организации управления возвратными потоками (на примере сети гипермаркетов детских товаров «Бананамама»).
Введение 3
1. Возвратные потоки в логистике 4
1.1 Сущность возвратных товарных потоков в логистике 4
1.2 Классификация возвратных потоков 5
1.3 Издержки и выгоды возвратной логистики
2. Организация управления возвратными потоками: этапы, приёмы (на примере компании «Бананамама»)
3. Рекоммендации по эффективному управлению возвратными потоками в компании «Бананамама» 20
Заключение
Список использованной литературы
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения
Факультет Воздушных Сообщений
Курсовая работа
на тему:
«Управление возвратными потоками в логистике»
Проверил: Корешева Е.В.
Хабаровск 2011
Содержание
Введение 3
1. Возвратные потоки в логистике 4
1.1 Сущность возвратных товарных потоков в логистике 4
1.2 Классификация возвратных потоков 5
1.3 Издержки и выгоды возвратной логистики
2. Организация управления возвратными потоками: этапы, приёмы (на примере компании «Бананамама»)
3. Рекоммендации по эффективному управлению возвратными потоками в компании «Бананамама» 20
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Возвратная логистика – процесс (вид деятельности) перемещения продукта из точки его потребления через звенья цепи поставок к точке происхождения (продажи, производства), с целью восстановления его ценности или обеспечения правильной утилизации продукта. Управление возвратными потоками включает планирование, управление, организацию, регулирование и контроль, а также потоки информации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что возвратная логистика в организациях набирает возрастающую потребность.
Это объясняется некоторыми факторами. Во-первых, некоторые компании уже усвоили экономическую выгоду управления потоком возвращаемой продукции. Во-вторых, ужесточение законодательства в области защиты прав потребителей, различные правовые и экологические требования, увеличение объема интернет-торговли, сокращение жизненного цикла продукции оказывают давление на участников рынка и заставляют нести ответственность за производимые и продаваемые ими продукты.
Цель данной курсовой работы – изучить управление возвратными потоками в логистике. Для этого поставлены следующие задачи:
1. Изучение сущности возвратных потоков в логистике;
2. Рассмотрение различных классификаций возвратных потоков;
3. Определение затрат и выгод возвратной логистики;
4. Изучение организации управления возвратными потоками (на примере сети гипермаркетов детских товаров «Бананамама»).
1. Возвратные потоки в логистике
1.1 Сущность возвратных товарных потоков в логистике
Логистика возвратных потоков заключается в управлении потоками сырья, незавершенного производства, упаковки и готовой продукции, идущими от точек производства, распределения и конечного использования обратно по цепи поставок, с целью возврата им потребительских свойств или уничтожения при оптимальных издержках.
Логистика возвратных потоков (или реверсивная логистика, ретрологистика, обратная логистика) сфера навыков и деятельности логистического менеджмента фирмы в области управления и переработки опасных и безопасных отходов упаковки и возвращаемых и утилизируемых продуктов.
Логистика возвратных потоков включает планирование, управление, организацию, регулирование и контроль, а также потоки информации, в отношении всех остаточных потоков материала:
– возврат продукции (примерно 10% всего, что покупается, возвращается обратно),
– сокращение числа каналов перемещения грузов,
– переработку и замену материалов, повторное использование материалов,
– удаление отходов,
– обновление товара, устранение поломок и
– повторное производство.
Причины возврата:
– Неудовлетворенность потребителя
– гарантийный ремонт, замена, доработка
– рециклинг
– ошибка отправителя груза при выполнении заказа
– повреждение товаров в пути
– ошибка покупателя в заказе
– в мире сложной электроники некоторые клиенты не могут работать с тем, что они получили.
– Др [7].
1.2 Классификация возвратных потоков
Возвратные потоки имеют значительно большее количество отличительных параметров, чем материальные потоки от производителя до конечного потребителя [2].
Для экономии времени при принятии решения о выборе оптимальных процессов управления ими необходима классификация возвратных потоков по видам, отличающимся по тем или иным признакам.
К наиболее значимым признакам относят:
1) функциональное назначение возвратных потоков (сырье, товар для конечного потребления или оборотную тару);
2) источник происхождения возвратного потока (например, сферу потребления, сферу производства и обращения);
3) кондицию и ликвидность [3].
В настоящее время существует несколько классификаций возвратных потоков.
Одна из них представлена д. э. н., профессором О.Н. Зуевой (рис. 1,2). Возвратные материальные потоки классифицированы по источнику происхождения и по процессам управления ими [1].
Рис.1 Классификация материальных потоков по источнику происхождения
Рис.2 Процессы управления возвратными потоками
Также существует классификация возвратных потоков по источнику происхождения (табл. 1).
Приведенные классификации имеют недостаток: они не позволяют определить технологически возможные процессы возвратных потоков и непригодны для управления ими без дополнительных пояснений по каждому выделенному классу [7].
Для анализа и управления возвратными потоками требуется классификация, позволяющая определить эти процессы исходя из возможности возврата товарам потребительских свойств.
Таблица 1. Классификация возвратных потоков по источнику происхождения
| Сфера производства и обращения | Сфера потребления |
Продукт | Товар для перераспределения в дистрибутивной сети Сезонный товар Товар, поврежденный в процессе распределения Товар с истекшим сроком годности Товар, не востребованный пользователем | Бракованный товар Неиспользованный товар Товар на гарантийном обслужи- вании Товар, отозванный из сферы потребления Товар, направляемый на уничтожение |
Товар, товароносители и упаковка | Оборотная тара и товароносители Упаковка для повторного использования Тара, товароносители и упаковка, направляемые на уничтожение | Оборотная тара и упаковка для повторного использования Тара и упаковка, направляемые на уничтожение |
К анализируемым потребительским свойствам относятся прогноз потребности в товаре для конечных потребителей и качество товара. Потребность в товаре для конечного пользователя определяет его ликвидность, а качество товара — степень удовлетворения потребительских свойств (кондиция).
Для возвратных товарных потоков (ВТП) предложена классификация процессов управления ими в зависимости от таких свойств, как ликвидность, кондиция и степень влияния на жизнедеятельность человека (табл. 2, 3). По последнему свойству возвратные товарные потоки делятся на непосредственно и опосредованно влияющие на жизнедеятельность человека [8].
Согласно специализированным словарям:
неликвидными считаются товарно-материальные ценности, ненужные предприятию, а также труднореализуемые готовые изделия, которые образуются вследствие ухудшения качества товаров в процессе хранения, а также морального износа и бывают кондиционными и некондиционными;
ликвидным считается товарно-материальный поток с высокой оборачиваемостью запасов;
некондиционным товаром считается не соответствующая оговоренным условиям и нормам
продукция, в том числе не соответствующий стандартам товар с изъяном в результате производства (бракованный).
К категории товаров, непосредственно влияющих на жизнедеятельность человека, относятся продовольственные товары, предметы гигиены, лекарства, товары медицинского назначения и др. Данные товары при ненадлежащем качестве грузопереработки, хранения и истекшем сроке годности способны причинить вред здоровью. повторной продажи потребителю или торговому
представителю.
К категории товаров, опосредованно влияющих на жизнедеятельность человека, относятся все остальные товары, для которых нет жестких требований к грузопереработке, условиям хранения и срокам годности. Такие товары могут быть возвращены по цепи поставок.
Кондиционным товаром считается соответствующая всем оговоренным условиям и нормам продукция. Кондиционным ликвидным товаром является:
товар ненадлежащего количества;
товар, поставленный с нарушением условий
договора, ошибочно.
Кондиционным неликвидным товаром является:
товар, не проданный в срок по договору;
товар, не пользующийся спросом;
товар устаревшей модели;
товар повторного обращения;
сезонные товары.
Некондиционным ликвидным товаром является:
товар со скрытыми производственными дефектами;
товар ненадлежащего качества;
товар, поврежденный в процессе распределения;
товар на гарантийном обслуживании.
Некондиционным неликвидным товаром является:
товар с истекшим сроком годности;
товар, направляемый на уничтожение.
Процесс перераспределения товара в дистрибутивной сети с последующей продажей является процессом ВТП и заключается в транспортировке товара из торгового центра на центральный склад, приеме товара на складе, комплектации, отправке и транспортировке товара в тор-говый центр с положительным спросом.
Процесс перераспределения несет в себе логистические издержки, равные сумме транспортных расходов, затрат на складирование и грузопереработку товара. При продаже товара после перераспределения по цене ниже, чем до перераспределения, возникает упущенная выгода, равная сумме уценки [4].
Процесс возврата поставщику является процессом ВТП и заключается в транспортировке товара из торговых центров на центральный склад, сборе и комплектации товара на центральном складе и его транспортировке до поставщика. Поставщик зачитывает стоимость возвращенного товара в счет будущих поставок другой продукции. Процесс возврата поставщику несет в себе логистические издержки, являющиеся суммой транспортных расходов, затрат на складирование и грузопереработку товара. Процесс ремонта и восстановления потребительских свойств с дальнейшей продажей является процессом ВТП и заключается в транспортировке товаров из торговых центров на центральный склад, сборе и комплектации на центральном складе, транспортировке товара до сервисного центра, ремонте и восстановлении его потребительских свойств, возврате на центральный склад
и дальнейшем распределении в розничной сети с последующей продажей. Перечисленные процессы несут в себе логистические издержки и затраты на ремонт товара.
При продаже товара после ремонта и возврата потребительских свойств по цене ниже, чем до перераспределения, возникает
упущенная выгода, равная сумме уценки.
Процесс передачи на благотворительные цели является процессом ВТП и заключается в передаче товара в благотворительную организацию. Он несет в себе общие издержки, равные сумме логистических издержек на сбор товара и его закупочной стоимости.
Аналогичные издержки несет организация и при процессе уничтожения товара. Процесс уценки является процессом прямого товарного потока и альтернативным ВТП. Неликвидный товар в торговых компаниях уценивают с целью стимуляции спроса. Процесс уценки несет в себе упущенную выгоду в размере суммы уценки.
Информация о работе Управление возвратными потоками в логистике