Управление возвратными потоками в логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить управление возвратными потоками в логистике. Для этого поставлены следующие задачи:
1. Изучение сущности возвратных потоков в логистике;
2. Рассмотрение различных классификаций возвратных потоков;
3. Определение затрат и выгод возвратной логистики;
4. Изучение организации управления возвратными потоками (на примере сети гипермаркетов детских товаров «Бананамама»).

Содержание

Введение 3
1. Возвратные потоки в логистике 4
1.1 Сущность возвратных товарных потоков в логистике 4
1.2 Классификация возвратных потоков 5
1.3 Издержки и выгоды возвратной логистики
2. Организация управления возвратными потоками: этапы, приёмы (на примере компании «Бананамама»)
3. Рекоммендации по эффективному управлению возвратными потоками в компании «Бананамама» 20
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

возвратные потоки.doc

— 486.50 Кб (Скачать)


 

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения

Факультет Воздушных Сообщений

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Управление возвратными  потоками в логистике»

 

 

 

             

                                                                                        Выполнил: Музыкант Д.А.

              Проверил: Корешева Е.В.

 

Хабаровск 2011

 

Содержание

Введение              3

1. Возвратные потоки в логистике              4

1.1 Сущность возвратных  товарных потоков в логистике              4

1.2  Классификация возвратных потоков              5

1.3 Издержки и выгоды возвратной логистики

2. Организация управления возвратными потоками: этапы, приёмы (на примере компании «Бананамама»)

3. Рекоммендации по эффективному управлению возвратными потоками в компании «Бананамама»              20

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возвратная логистика – процесс (вид деятельности) перемещения продукта из точки его потребления через звенья цепи поставок к точке происхождения (продажи, производства), с целью восстановления его ценности или обеспечения правильной утилизации продукта. Управление возвратными потоками включает планирование, управление, организацию, регулирование и контроль, а также потоки информации.

          Актуальность данной темы обусловлена тем, что возвратная логистика в организациях набирает возрастающую потребность.

          Это объясняется некоторыми факторами. Во-первых, некоторые компании уже усвоили экономическую выгоду управления потоком возвращаемой продукции. Во-вторых, ужесточение законодательства в области защиты прав потребителей, различные правовые и экологические требования, увеличение объема интернет-торговли, сокращение жизненного цикла продукции оказывают давление на участников рынка и заставляют нести ответственность за производимые и продаваемые ими продукты.

Цель данной курсовой работы – изучить управление возвратными потоками в логистике. Для этого поставлены следующие задачи:

1.                  Изучение сущности возвратных потоков в логистике;

2.                  Рассмотрение различных классификаций возвратных потоков;

3.                  Определение затрат и выгод возвратной логистики;

4.                  Изучение организации управления возвратными потоками (на примере сети гипермаркетов детских товаров «Бананамама»).

 

 

 

1. Возвратные потоки в логистике

1.1 Сущность возвратных товарных потоков в логистике

 

Логистика возвратных потоков заключается в управлении потоками сырья, незавершенного производства, упаковки и готовой продукции, идущими от точек производства, распределения и конечного использования обратно по цепи поставок, с целью возврата им потребительских свойств или уничтожения при оптимальных издержках.

Логистика      возвратных      потоков   (или реверсивная   логистика, ретрологистика, обратная логистика) сфера навыков и деятельности логистического менеджмента фирмы в области управления и переработки опасных и безопасных отходов упаковки и возвращаемых и утилизируемых продуктов.

Логистика возвратных потоков включает планирование, управление, организацию, регулирование и контроль, а также потоки информации, в отношении всех остаточных потоков материала:

–        возврат продукции (примерно 10% всего, что покупается, возвращается обратно),

–        сокращение числа каналов перемещения грузов,

–        переработку и замену материалов, повторное использование материалов,

–        удаление отходов,

–        обновление товара, устранение поломок и

–        повторное производство.

Причины возврата:

–        Неудовлетворенность потребителя

–        гарантийный ремонт, замена, доработка

–        рециклинг

–        ошибка отправителя груза при выполнении заказа

–        повреждение товаров в пути

–        ошибка покупателя в заказе

–        в мире сложной электроники некоторые клиенты не могут работать с тем, что они получили.

–        Др [7]. 

 

1.2 Классификация возвратных потоков

 

Возвратные потоки имеют значительно большее количество отличительных параметров, чем материальные потоки от производителя до конечного потребителя [2].

Для экономии времени при принятии решения о выборе оптимальных процессов управления ими необходима классификация возвратных потоков по видам, отличающимся по тем или иным признакам.   

К наиболее значимым признакам относят:

1) функциональное назначение возвратных потоков (сырье, товар для конечного потребления или оборотную тару);

2) источник происхождения возвратного потока (например, сферу потребления, сферу производства и обращения);

3) кондицию и ликвидность [3].

В настоящее время существует несколько классификаций возвратных потоков.

Одна из них представлена д. э. н., профессором О.Н. Зуевой (рис. 1,2). Возвратные материальные потоки классифицированы по источнику происхождения и по процессам управления ими [1].

Рис.1 Классификация материальных потоков по источнику происхождения

Рис.2  Процессы управления возвратными потоками

 

 

 

Также существует классификация возвратных потоков по источнику происхождения (табл. 1).

Приведенные классификации имеют недостаток: они не позволяют определить технологически возможные процессы возвратных потоков и непригодны для управления ими без дополнительных пояснений по каждому выделенному классу [7].

Для анализа и управления возвратными потоками требуется классификация, позволяющая определить эти процессы исходя из возможности возврата товарам потребительских свойств.

Таблица 1. Классификация возвратных потоков по источнику происхождения

 

 

Сфера производства и обращения

Сфера потребления

Продукт

 Товар для перераспределения в дистрибутивной сети

 Сезонный товар

 Товар, поврежденный в процессе

распределения

 Товар с истекшим сроком годности

 Товар, не востребованный пользователем

 Бракованный товар

 Неиспользованный товар

 Товар на гарантийном обслужи-

вании

 Товар, отозванный из сферы потребления

 Товар, направляемый на уничтожение

Товар, товароносители и упаковка

 Оборотная тара и товароносители

 Упаковка для повторного использования

 Тара, товароносители и упаковка,

направляемые на уничтожение

 Оборотная тара и упаковка для

повторного использования

 Тара и упаковка, направляемые на

уничтожение

 

К анализируемым потребительским свойствам относятся прогноз потребности в товаре для конечных потребителей и качество товара. Потребность в товаре для конечного пользователя определяет его ликвидность, а качество товара — степень удовлетворения потребительских свойств (кондиция).

Для возвратных товарных потоков (ВТП) предложена классификация процессов управления ими в зависимости от таких свойств, как ликвидность, кондиция и степень влияния на жизнедеятельность человека (табл. 2, 3). По последнему свойству возвратные товарные потоки делятся на непосредственно и опосредованно влияющие на жизнедеятельность человека [8].

Согласно специализированным словарям:

      неликвидными считаются товарно-материальные ценности, ненужные предприятию, а также труднореализуемые готовые изделия, которые образуются вследствие ухудшения качества товаров в процессе хранения, а также морального износа и бывают кондиционными и некондиционными;

      ликвидным считается товарно-материальный поток с высокой оборачиваемостью запасов;

      некондиционным товаром считается не соответствующая оговоренным условиям и нормам

      продукция, в том числе не соответствующий стандартам товар с изъяном в результате производства (бракованный).

             К категории товаров, непосредственно влияющих на жизнедеятельность человека, относятся продовольственные товары, предметы гигиены, лекарства, товары медицинского назначения и др. Данные товары при ненадлежащем качестве грузопереработки, хранения и истекшем сроке годности способны причинить вред здоровью. повторной продажи потребителю или торговому

представителю.

            К категории товаров, опосредованно влияющих на жизнедеятельность человека, относятся все остальные товары, для которых нет жестких требований к грузопереработке, условиям хранения и срокам годности. Такие товары могут быть возвращены по цепи поставок.

Кондиционным товаром считается соответствующая всем оговоренным условиям и нормам продукция. Кондиционным ликвидным товаром  является:

      товар ненадлежащего количества;

      товар, поставленный с нарушением условий

      договора, ошибочно.

Кондиционным неликвидным товаром  является:

      товар, не проданный в срок по договору;

      товар, не пользующийся спросом;

      товар устаревшей модели;

      товар повторного обращения;

      сезонные товары.

Некондиционным ликвидным товаром является:

      товар со скрытыми производственными дефектами;

      товар ненадлежащего качества;

      товар, поврежденный в процессе распределения;

      товар на гарантийном обслуживании.

      Некондиционным неликвидным товаром является:

      товар с истекшим сроком годности;

      товар, направляемый на уничтожение.

Процесс перераспределения товара в дистрибутивной сети с последующей продажей является процессом ВТП и заключается в транспортировке товара из торгового центра на центральный склад, приеме товара на складе, комплектации, отправке и транспортировке товара в тор-говый центр с положительным спросом.

Процесс перераспределения несет в себе логистические издержки, равные сумме транспортных расходов, затрат на складирование и грузопереработку товара. При продаже товара после перераспределения по цене ниже, чем до перераспределения, возникает упущенная выгода, равная сумме уценки [4].

Процесс возврата поставщику является процессом ВТП и заключается в транспортировке товара из торговых центров на центральный склад, сборе и комплектации товара на центральном складе и его транспортировке до поставщика. Поставщик зачитывает стоимость возвращенного товара в счет будущих поставок другой продукции. Процесс возврата поставщику несет в себе логистические издержки, являющиеся суммой транспортных расходов, затрат на складирование и грузопереработку товара. Процесс ремонта и восстановления потребительских свойств с дальнейшей продажей является процессом ВТП и заключается в транспортировке товаров из торговых центров на центральный склад, сборе и комплектации на центральном складе, транспортировке товара до сервисного центра, ремонте и восстановлении его потребительских свойств, возврате на центральный склад

и дальнейшем распределении в розничной сети с последующей продажей. Перечисленные процессы несут в себе логистические издержки и затраты на ремонт товара.

          При продаже товара после ремонта и возврата потребительских свойств по цене ниже, чем до перераспределения, возникает

упущенная выгода, равная сумме уценки.

          Процесс передачи на благотворительные цели является процессом ВТП и заключается в передаче товара в благотворительную организацию. Он несет в себе общие издержки, равные сумме логистических издержек на сбор товара и его закупочной стоимости.

         Аналогичные издержки несет организация и при процессе уничтожения товара. Процесс уценки является процессом прямого товарного потока и альтернативным ВТП. Неликвидный товар в торговых компаниях уценивают с целью стимуляции спроса. Процесс уценки несет в себе упущенную выгоду в размере суммы уценки.

Информация о работе Управление возвратными потоками в логистике