Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:59, контрольная работа
Материальный поток, как объект управления, представляет собой сложную и динамичную систему, элементами которой являются средства труда, предметы труда и рабочая сила. Организационная форма управления определяет взаимодействие элементов в пространстве и во времени, включает структуру органов управления и процесс их функционирования. Поэтому их оценка должна включать комплекс показателей, которые находятся под влиянием факторов, отражающих состояние главных элементов системы управления транспортно-складского хозяйства (техники, технологии, организации труда и управления).
Управление материальными потоками на различных складах.
Материальный поток, как объект управления, представляет собой сложную и динамичную систему, элементами которой являются средства труда, предметы труда и рабочая сила. Организационная форма управления определяет взаимодействие элементов в пространстве и во времени, включает структуру органов управления и процесс их функционирования. Поэтому их оценка должна включать комплекс показателей, которые находятся под влиянием факторов, отражающих состояние главных элементов системы управления транспортно-складского хозяйства (техники, технологии, организации труда и управления).
Каждый фактор выражается набором показателей. Выбор показателей должен отвечать одному требованию — они призваны оказывать существенное влияние на конечные результаты деятельности предприятия, т.е. показатели должны не просто иллюстрировать состояние того или иного элемента системы, а находиться во взаимозависимости с показателями, отражающими эффективность производства в целом.
Такие показатели подразделяются на экономические и организационные.
Экономические показатели характеризуют величину транспортно-складских затрат, приходящихся на 1 т внешнего грузооборота за год в руб.; удельный вес транспортно-складских затрат в сумме общих затрат на производство; фондоотдачу транспортных средств, т.е. объём перерабатываемых грузов, приходящихся на единицу стоимости этих средств; производительность труда транспортно-складских рабочих.
Сравнение данных показателей при различных формах управления транспортно-складского хозяйства позволит определить их выбор.
Организационные показатели характеризуют объём грузов, приходящихся на одного транспортно-складского рабочего; удельный вес транспортных рабочих в общей их численности; прогрессивные формы организации транспортно-складского производства по объёму выполняемых работ (в %), т.е. работ по кольцевым маршрутам, часовым графикам; централизованную доставку материалов; показатели использования транспорта.
Эти данные позволяют проводить сравнительный анализ по многим предприятиям в зависимости от типов производства и объёма грузооборота. В конечном итоге они дают представление о возможности применения тех или иных форм организации транспортно-складского хозяйства.
Цели управления складским материальным потоком определяются в виде улучшения обеспечения производственных подразделений сырьём и материалами, сокращением затрат, связанных со складской переработкой грузов, обеспечением наиболее эффективного использования материальных ресурсов в ходе складской обработки, повышения уровня использования производственной мощности складов, а, в конечном итоге, ускорения оборачиваемости средств. вложенных в материальные ресурсы и запасы, т.е. одновременно учитывается необходимость обеспечения заданного уровня складского обслуживания цехов при одновременном сокращении затрат, связанных, прежде всего, с движением потока готовых изделий через маркетинговую систему предприятия, постоянное сокращение затрат на всех этапах снабжения, перемещение материалов и сбыта.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.
Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач — например, при организации внутрискладского логистического процесса, детально изучается каждая операция.
Материальные потоки подразделяют по следующим ос-новным признакам:
отношению к логистической системе,
натурально-вещественному составу потока,
количеству образующих поток грузов,
удельному весу образующего поток груза,
степени совместимости грузов,
консистенции грузов.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.
По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные.
По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.
По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.
По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.
Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.
Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.
При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить благоразумными практически выгодными показателями. Это означает, что любые затраты должны быть экономически оправданными, т. е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.
Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микро уровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает (рис.1) :
-снабжение запасами,
- контроль за поставками,
- разгрузку и приемку грузов,
- внутри складскую транспортировку и перевалку грузов,
- складирование и хранение грузов,
- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку,
- транспортировку и экспедицию заказов,
- сбор и доставку порожних товароносителей,
- контроль за выполнением заказов,
- информационное обслуживание склада,
- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:
1) операции, направленные на координацию службы закупки;
2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и
его документацией;
3) операции, направленные на координацию службы продаж. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой продаж и имеющейся мощностью склада.
Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объемам склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Рис.1 Логистический процесс на складе
Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают:
— разгрузку транспортных средств,
— контроль документального и физического соответствия заказов поставки,
— документальное оформление прибывшего груза через информационную систему,
— формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.
Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования — эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
а) закладку груза на хранение,
б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий,
в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый
через информационную систему.
Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей.
Комплектация и отгрузка заказов включают:
а) получение заказа клиента (отборочный лист),
б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента,
в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в
соответствии с его заказом,
г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель),
Информация о работе Управление материальными потоками на различных складах