Управление материальными потоками на различных складах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Материальный поток, как объект управления, представляет собой сложную и динамичную систему, элементами которой являются средства труда, предметы труда и рабочая сила. Организационная форма управления определяет взаимодействие элементов в пространстве и во времени, включает структуру органов управления и процесс их функционирования. Поэтому их оценка должна включать комплекс показателей, которые находятся под влиянием факторов, отражающих состояние главных элементов системы управления транспортно-складского хозяйства (техники, технологии, организации труда и управления).

Работа содержит 1 файл

Логистика - контр.doc

— 307.00 Кб (Скачать)


Управление материальными потоками на различных складах.

 

Материальный поток, как объект управления, представляет собой сложную и динамичную систему, элементами которой являются средства труда, предметы труда и рабочая сила. Организационная форма управления определяет взаимодействие элементов в пространстве и во времени, включает структуру органов управления и процесс их функционирования. Поэтому их оценка должна включать комплекс показателей, которые находятся под влиянием факторов, отражающих состояние главных элементов системы управления транспортно-складского хозяйства (техники, технологии, организации труда и управления).

Каждый фактор выражается набором показателей. Выбор показателей должен отвечать одному требованию — они призваны оказывать существенное влияние на конечные результаты деятельности предприятия, т.е. показатели должны не просто иллюстрировать состояние того или иного элемента системы, а находиться во взаимозависимости с показателями, отражающими эффективность производства в целом.

Такие показатели подразделяются на экономические и организационные.

Экономические показатели характеризуют величину транспортно-складских затрат, приходящихся на 1 т внешнего грузооборота за год в руб.; удельный вес транспортно-складских затрат в сумме общих затрат на производство; фондоотдачу транспортных средств, т.е. объём перерабатываемых грузов, приходящихся на единицу стоимости этих средств; производительность труда транспортно-складских рабочих.

Сравнение данных показателей при различных формах управления транспортно-складского хозяйства позволит определить их выбор.

Организационные показатели характеризуют объём грузов, приходящихся на одного транспортно-складского рабочего; удельный вес транспортных рабочих в общей их численности; прогрессивные формы организации транспортно-складского производства по объёму выполняемых работ (в %), т.е. работ по кольцевым маршрутам, часовым графикам; централизованную доставку материалов; показатели использования транспорта.

Эти данные позволяют проводить сравнительный анализ по многим предприятиям в зависимости от типов производства и объёма грузооборота. В конечном итоге они дают представление о возможности применения тех или иных форм организации транспортно-складского хозяйства.

Цели управления складским материальным потоком определяются в виде улучшения обеспечения производственных подразделений сырьём и материалами, сокращением затрат, связанных со складской переработкой грузов, обеспечением наиболее эффективного использования материальных ресурсов в ходе складской обработки, повышения уровня использования производственной мощности складов, а, в конечном итоге, ускорения оборачиваемости средств. вложенных в материальные ресурсы и запасы, т.е. одновременно учитывается необходимость обеспечения заданного уровня складского обслуживания цехов при одновременном сокращении затрат, связанных, прежде всего, с движением потока готовых изделий через маркетинговую систему предприятия, постоянное сокращение затрат на всех этапах снабжения, перемещение материалов и сбыта.

Понятие материального потока является ключевым в логистике.  Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования  и  выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми  изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между  различными  предприятиями  или внутри одного предприятия.

Материальные потоки определены  как  грузы,  рассматриваемые  в  процессе приложения к ним  различных  логистических  операций.  Большое  разнообразие грузов  и   логистических   операций   осложняет   изучение   и   управление материальными  потоками.   Решая   конкретную   задачу,   необходимо   четко обозначить,  какие  именно  потоки  исследуются.  При  решении  одних  задач объектом  исследования  может  быть   груз,   рассматриваемый   в   процессе приложения   большой   группы   операций.   Например,   при   проектировании распределительной сети и определении количества и  размещения  складов.  При решении  других  задач  —   например,   при   организации   внутрискладского логистического процесса, детально изучается каждая операция.

Материальные  потоки  подразделяют  по  следующим  ос-новным   признакам:

 отношению к логистической системе,

 натурально-вещественному составу  потока,

 количеству образующих поток грузов,

 удельному весу образующего поток  груза,

 степени совместимости грузов,

 консистенции грузов.

По отношению  к  логистической  системе  материальный  поток  может  быть внешним, внутренним, входным и выходным.

По  натурально-вещественному  составу  материальные   потоки   делят   на одноассортиментные  и  многоассортиментные.

По  количественному  признаку  материальные  потоки  делят  на  массовые, крупные, мелкие и средние.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

Как отмечалось, материальный поток образуется в  результате  совокупности определенных действий  с  материальными  объектами.  Эти  действия  называют логистическими  операциями.

Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку.  Выполняемые  при  этом действия также относятся к логистическим операциям.

Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеще­ствленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.

Современный крупный склад — это сложное техническое со­оружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функ­ций по преобразованию материальных потоков, а также накапли­ванию, переработке и распределению грузов между потребителя­ми. При этом возможное многообразие параметров, технологичес­ких и объемно-планировочных решений, конструкций оборудова­ния и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перера­батываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует ос­новные и технические требования к складской системе, устанавли­вает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функ­ций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взя­том случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следу­ющим основным принципом: лишь индивидуальное решение с уче­том всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Пред­посылкой этого является четкое определение функциональных за­дач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить бла­горазумными практически выгодными показателями. Это означает, что любые затраты должны быть экономически оправданными, т. е. внедрение любого технологического и технического решения, свя­занное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых техни­ческих возможностей на рынке.

Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку тре­бует полной согласованности функций снабжения запасами, пере­работки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные об­ласти, рассматриваемые на микро уровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и вклю­чает (рис.1) :

-снабжение запасами,

- контроль за поставками, 

- разгрузку и приемку грузов,

- внутри складскую транспортировку и перевалку грузов,

- складирование и хранение грузов,

- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку,

- транспортировку и экспедицию заказов,

- сбор и доставку порожних товароносителей, 

- контроль за выполнением заказов,

- информационное обслуживание склада,

- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Та­кой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:

1) операции, направленные на координацию службы закупки;

2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и

его документацией;

3) операции, направленные на координацию службы продаж. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поста­вок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой про­даж и имеющейся мощностью склада.

Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, мак­симальное использование имеющегося объемам склада и необходи­мые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада. 

 

Рис.1 Логистический процесс на складе

Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис постав­ки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указан­ное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходи­мое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современ­ных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.

Проводимые на данном этапе операции включают:

— разгрузку транспортных средств,

— контроль документального и физического соответствия зака­зов поставки,

— документальное оформление прибывшего груза через инфор­мационную систему,

— формирование складской грузовой единицы.

Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в    зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транс­портных машин и механизмов.

Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать по­вторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирова­ния — эффективное использование объема зоны хранения. Предпо­сылкой этого является оптимальный выбор системы складирования  и, в первую очередь, складского оборудования. Обору­дование под хранение должно отвечать специфическим особеннос­тям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъ­емно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хра­нения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.

Процесс складирования и хранения включает:

а) закладку груза на хранение,

б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус­ловий,

в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый

через информационную систему.

Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответ­ствии с заказами потребителей.

Комплектация и отгрузка заказов включают:

а) получение заказа клиента (отборочный лист),

б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента,

в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в

соответствии с его заказом,

г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель),

Информация о работе Управление материальными потоками на различных складах