Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 01:14, реферат
Упаковка – это средство или комплекс технических средств, обеспечивающих защиту продукции (груза) от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнения и облегчающих процесс обращения, включая хранение, транспортирование, перегрузку и реализацию продукции.
Упаковка состоит из тары, упаковочных материалов, средств консервации.
Основные классификационные признаки тары и упаковки………………….3
Многооборотная тара и сферы ее применения………………………………..8
Конструкции упаковки………………………………………………………….9
Прогрессивные тарные материалы и конструкции…………………………...10
Упаковочные материалы……………………………………………………….11
Унификация тары и упаковки………………………………………………….12
Транспортная маркировка……………………………………………………...12
Список литературы………………………………………
· По способности к штабелированию:
а) штабелируемая – тара, конструкция и прочностные показатели которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель;
б) нештабелируемая – тара, конструкция и прочностные показатели которой не позволяют укладывать ее в штабель.
· По замкнутости объема:
а) закрытая – тара, конструкция которой предусматривает применение крышки или другого вида затвора;
б) открытая – тара, имеющая незамкнутый объем.
· По герметичности:
а) герметичная – тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей;
б) негерметичная – тара, конструкция которой не обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.
· По отношению к стоимости груза:
а) залоговая – тара, принадлежащая промышленным предприятиям, стоимость которой входит в стоимость грузов;
б) инвентарная
– тара, принадлежащая конкретному предприятию
и подлежащая возврату данному предприятию.
· По обороту тары:
а) разовая – тара, предназначенная для однократного использования;
б) возвратная – тара, бывшая в употреблении, которая подлежит возврату и использованию повторно;
в) многооборотная– тара, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение.
· По конструктивным особенностям:
а) неразборная – тара, конструкция которой не позволяет разобрать ее на отдельные части;
б) разборно-складная – тара, сочетающая в себе конструктивные особенности разборной и складной тары;
в) складная – тара, конструкция и свойства которой позволяют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму;
г) разборная
– тара, конструкция которой позволяет
разобрать ее на отдельные части и вновь
собрать, соединив сочленяющиеся элементы
В качестве материалов для изготовления тары используются дерево; картон; бумага; металл; ткань; полимеры; различные комбинации материалов.
Рациональное изготовление тары имеет важное экономическое значение. На изготовление тары требуются значительные денежные средства, трудовые ресурсы, материалы.
Снижение материалоемкости и стоимости тары может быть достигнуто в результате:
– увеличения объема бестарных перевозок в специализированном подвижном составе, в универсальных и специализированных контейнерах, на поддонах, в пакетах;
– применения возвратной и многооборотной тары;
– применения более
дешевых тарных материалов.
Многооборотная
тара и сферы ее применения
Многооборотная тара является одной из наиболее прогрессивных и экономичных видов тары. Экономические преимущества многооборотной тары определяются в первую очередь числом оборотов в год. Многооборотная тара значительно экономичнее разовой тары при числе оборотов в год равном 5 и более.
Рациональным
является применение многооборотной тары
на внутригородских и
Изготавливают многооборотную тару из дерева, металла, полимеров и др., она обладает повышенной прочностью, долговечностью и надежностью.
В настоящее время широко применяется полимерная тара, особенно для перевозок пищевых продуктов. Достоинствами такой тары являются незначительный собственный вес, удобство и простота санитарной обработки, небольшая стоимость.
Целесообразность
применения многооборотной
тары определяется на основании допустимых
транспортных расходов по возврату порожней
тары. Величина допустимых транспортных
расходов определяется разностью между
стоимостью изготовления единицы новой
тары одноразового использования и стоимостью
изготовления единицы многооборотной
тары, приходящейся на один оборот, с учетом
затрат на ремонт:
,
где , – стоимость изготовления соответственно разовой и многооборотной тары, руб.; – поправочный коэффициент, равный отношению объемов разовой и многооборотной тары; – коэффициент, учитывающий увеличение расходов на ремонт многооборотной тары за один оборот; – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты на погрузочно-разгрузочные работы при возврате тары; – число оборотов тары за срок службы.
Многооборотную тару выгодно использовать при DС > 0, но необходимо определить экономически обоснованное расстояние перевозки грузов.
Прогрессивные
тарные материалы
и конструкции
С точки зрения экономии материальных ресурсов наиболее предпочтительные материалы: тонкостенная дощечка, картон, древесноволокнистая плита, полимерные материалы.
Тонкостенная дощечка – имеет толщину 4...5 мм и используется для изготовления разовой неразборной тары или возвратной складной. Отличается небольшой массой, высокой прочностью, устойчивостью к повышенной влажности.
Картон – применяется для упаковки и перевозки самых разнообразных грузов. Обладает малой стоимостью, массой, трудоёмкостью и материалоёмкостью, но гигроскопичен и недостаточно прочен, что сказывается на ограниченной сфере применения.
Древесноволокнистые плиты (ДВП) – применяются для обшивки стенок крупногабаритной тары при перевозке машиностроительных изделий массой до 10 т.
Полимерные материалы – используются для изготовления потребительской или транспортной тары. Обладают малой массой, высокой прочностью, эластичностью, герметичностью.
Наибольшее распространение имеет мягкая полимерная тара в идее чехлов, мешков, пакетов.
Для скрепления ТШГ в транспортный пакет используются термоусадочные и растягивающиеся пленки.
Упаковочные
материалы в зависимости от назначения
делятся на изолирующие, поглощающие,
Изолирующие материалы применяются для защиты груза от внешних воздействий:
· бумажные – от проникновения жиров и влаги;
· фольга – от посторонних запахов, жиров и влаги;
· полимерные плёнки – для защиты металлических изделий от коррозии.
Поглощающие материалы используются для поглощения избытка влаги из окружающего воздуха:
· активированный уголь;
· силикогель.
Амортизационные материалы обеспечивают сохранность изделий от механических воздействий (удары, толчки, трения):
· древесная стружка – используется для амортизации тяжелых предметов, ее упругие свойства зависят от влажности;
· шерсть и войлок – обладают достаточной упругостью, но гигроскопичны;
· стекловолокно – имеет небольшую упругость, негигроскопичность, не подвержено горению, но обладает высокой абразивностью, что ограничивает сферу его применения;
· бумага и картон – имеют незначительную стоимость, но гигроскопичны и при повторном применении теряют ряд свойств;
· полимеры – наиболее перспективные амортизационные материалы, обладают большой механической прочностью, негигроскопичностью, стойкостью к низкой температуре (пенополистирол, пенополиуретан, пенополиэтилен и др.).
В обращении постоянно находится большое количество разнообразной тары. Это разнообразие затрудняет работу по её обслуживанию (транспортирование, хранение, учёт). В связи с этим большое значение имеет стандартизация и унификация тары.
Стандартизация предусматривает замену излишнего многообразия тары одинакового назначения оптимальным (как правило, небольшим) числом наиболее рациональных её видов и типов.
С этой целью применяются стандарты, разрабатываемые как на нормы, правила, требования различного характера (нормативные стандарты), так и на материальные предметы (предметные стандарты).
Нормативные стандарты содержат термины и определения, общие технические условия, методы испытания тары в зависимости от её функций (транспортная, потребительская) или отдельных видов тары. Предметные стандарты нормируют различные показатели конкретных видов и типов тары, в том числе и с учетом её назначения, т.е. той продукции, для которой она предназначена.
Одним из методов стандартизации тары является её унификация, т.е. приведение различных видов тары к наименьшему числу типоразмеров (типов тары одного размера).
Унификация транспортной тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в основу которой положены площади плоских поддонов, составляющие для стран — членов ISO (International Organization for Standardization — Международная организация по стандартизации) 1200×800, 1000×800 и 1200×1000 мм. Транспортная тара, размеры которой лежат в пределах модуля, называется малогабаритной, а тара, размеры которой превышают модуль – крупногабаритной.
Унифицированные размеры тары определяются следующим образом. Наружные размеры транспортной прямоугольной тары должны быть такими, чтобы при укладке на поддон его площадь использовалась максимально. Иными словами, они рассчитываются делением линейных размеров поддона на количество единиц тары, размещаемой на нём.