Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены и раскрыты теоретические вопросы по элементам, формам и этапам реализации сбытовой политики, по степени влияния внешних и внутренних факторов на организацию сбытовой деятельности фирмы.
Введение……………………………………………………………………....4
1. Теоретические аспекты сбыта продукции на предприятии…….…….…5
1.1. Сбытовая политика, её элементы и формы реализации…………….....5
1.2. Выбор канала сбыта и этапы формирования сбытовой политики…....7
1.3. Этапы формирования сбытовой политики …………………...………13
2. Стимулирование сбыта на предприятии………………………...………19
2.1. Цели стимулирования сбыта……………………………………...……19
2.2. Выбор средств стимулирования сбыта……………………………..….21
2.3. Разработка программы стимулирования сбыта………………….……26
3. Состояние стимулирования сбыта продукции в ИП Ворова М.А.......30
3.1. Общая характеристика предприятия……………………………….….30
3.2. Анализ элементов и форм реализации сбытовой политики в ИП ВороваМ.А. ……………………………………………………………………...…32
3.3. Анализ факторов влияющих на выбор канала сбыта в ИП Ворова М.А.…...…………………………………………………………………….….… 34
3.4. Анализ ценообразования в ИП Ворова М.А.как элемента сбытовой политики………………………………………………………………………….....36
3.5. Пути совершенствования стимулирования сбыта продукции в ИП Ворова М.А..………………………………………………………………………..38
Заключение…………………………………………………………………..42
Список использованных источников………………………………………44
Приложения……………………………………………………………….…45
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Факультет МЭО
Кафедра
Логистики и Коммерции
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Стимулирование
сбыта на предприятии (на примере ИП
Ворова М.А.)»
Хабаровск 2010г.
Реферат
Тема моей курсовой работы – «Стимулирование сбыта на предприятии (на примере ИП Ворова М.А.)».
Данная
курсовая содержит введение, три главы
(теоретический раздел, анализ деятельности
предприятия, а также рекомендательный
раздел), заключение, список использованных
источников.
Основные термины и слова, используемые
в курсовой: сбыт продукции, сбытовая политика,
канал сбыта, стимулирование сбыта продукции,
анализ, направления стимулирования сбыта
продукции, эффективность мероприятий
по совершенствованию стимулирования
сбыта.
На
основе проведенного анализа сформулированы
выводы и даны рекомендации по устранению
недостатков и улучшению
Содержание
Введение……………………………………………
1.
Теоретические аспекты сбыта
продукции на предприятии…….…….
1.1. Сбытовая политика, её элементы и формы реализации…………….....5
1.2. Выбор канала сбыта и этапы формирования сбытовой политики…....7
1.3. Этапы формирования сбытовой политики …………………...………13
2. Стимулирование сбыта на предприятии………………………...………19
2.1. Цели стимулирования сбыта……………………………………...……19
2.2. Выбор средств стимулирования сбыта……………………………..….21
2.3. Разработка программы стимулирования сбыта………………….……26
3. Состояние стимулирования сбыта продукции в ИП Ворова М.А.......30
3.1. Общая характеристика предприятия……………………………….….30
3.2.
Анализ элементов и форм реализации сбытовой
политики в ИП ВороваМ.А. ……………………………………………………………………...…
3.3.
Анализ факторов влияющих на выбор канала
сбыта в ИП Ворова М.А.…...…………………………………………………………
3.4.
Анализ ценообразования в ИП Ворова М.А.как
элемента сбытовой политики…………………………………………………………
3.5.
Пути совершенствования стимулирования
сбыта продукции в ИП Ворова М.А..…………………………………………………………………
Заключение………………………………………
Список использованных источников………………………………………44
Приложения………………………………………
Введение
В
большинстве случаев
Стимулирование сбыта – это совокупность приемов, применяемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении трех участников рынка (потребителя, оптового торговца, продавца), для краткосрочного увеличения объема сбыта, а также для увеличения числа новых покупателей.
Фирмы имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежит принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя (либо на построении такой системы распределения, которая была бы эффективна как для самой фирмы, так и для посредников) и способ её осуществления, рассматриваемый, как совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группе потребителей (либо, наоборот, привлечение потребителей к товару фирмы).
Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет суть формируемой «политики» фирмы в области сбыта.
В данной курсовой работе рассмотрены и раскрыты теоретические вопросы по элементам, формам и этапам реализации сбытовой политики, по степени влияния внешних и внутренних факторов на организацию сбытовой деятельности фирмы.
Кроме
теоретического материала рассмотрен
анализ сбытовой деятельности фирмы на
примере ИП Ворова М.А., а также представлены
меры по её улучшению.
1 Теоретические аспекты сбыта продукции на предприятии
1.1. Сбытовая политика, её элементы и формы реализации
В
большинстве случаев
Фирмы имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежат принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя (либо на построение такой системы распределения, которая была бы эффективна, как для самой фирмы, так и для посредников) и способ её существования, рассматриваемый как совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группе потребителей (либо наоборот, привлечение потребителей к товару фирмы). Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет суть фирменной «политики» фирмы в области сбыта.
Основными элементами сбытовой политики являются:
- транспортировка продукции – её физическое перемещение от производителя к потребителю;
- доработка продукции – подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;
- хранение продукции – организация создания и поддержание необходимых её запасов;
- контакты с потребителями – действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно–расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке.
Позиции, занимаемые фирмами по отношению к сбыту, имеют признаки позволяющие классифицировать сбыт по видам (таблица 1.1.).
Таблица 1.1. – Виды сбыта.
|
Таким образом, товародвижение фирмы – это деятельность, направленная на организацию движения потока товара к конечному потребителю, целью которой является создание условий для превращения потребности потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар и получение наибольшей прибыли предприятия от сбыта своей продукции.
Выбор канала сбыта и этапы формирования сбытовой политики
Под каналом сбыта понимается путь прохождения готовой продукции от изготовителя к потребителю.
К каналам сбыта относятся все места, в которых продается (оптом или в розницу) или могла бы продаваться продукция. Каналы можно разделить на дистрибуторские, оптовые, розничные, корпоративные и нерегулярные.
К дистрибуторскому каналу относятся компании, напрямую закупающие товар у одного или нескольких производителей. Производитель может реализовывать товар как только через дистрибуторов, так и параллельно через розничный, корпоративный и нерегулярный канал.
К оптовому каналу относятся компании, закупающие товар у дистрибуторов и продающие его как другим оптовикам, так и розничным, а также корпоративным клиентам. Интересно, что в России нередка путаница при разделении дистрибуторского и оптового канала. Главный критерий, отличающий оптовика у дистрибутора, состоит в том, что оптовик не закупает товар напрямую у производителя.
К розничному каналу
относятся все компании, которые
продают товар конечному
К корпоративному каналу относятся компании, закупающие товар у производителей, дистрибуторов, оптовиков, а также в розницу для удовлетворения своих потребностей.
К нерегулярному каналу относятся компании, совершающие разовые закупки в одном из других вышеперечисленных каналов. Нерегулярный канал нередко объединяют с корпоративным.
Формируя канал
сбыта, каждая фирма наделяет его конкретными
функциями (рисунок 1.2)
Рисунок 1.2 -. Функции
канала сбыта.
Выбор канала сбыта и вся последующая организация распределения продукта зависят от влияния как внутренних, так и внешних факторов среды фирмы изготовителя (рисунок 1.2.1).
1.Особенности товара |
2. Цели и стратегии фирмы |
|
3. Потребители |
4. Конкуренты |
5. Посредники |
6. Макросреда |
Рисунок 1.2.1. - Факторы выбора вида сбыта.
Факторы 1, 2 относятся к внутренней среде фирмы. Их особенность – полная контролируемость, то есть наличие у фирмы реальной возможности управлять ими.
Для оценки степени влияния характеристик товара на выбор канала сбыта, следует принять во внимание его место в классификации видов товаров по назначению и потребительским привычкам (рисунок 1.2.2.)
В представленной классификации каждому виду товара соответствует совокупность специфических требований по способу и срокам хранения, условиям транспортировки, возможностям предложения потребителю особых условий продажи. Кроме того, учитывается степень увязки конкретного товара с услугами или другими сопутствующими (равно, как и дополняющими) товарами, а также количество вариантов товара, предлагаемого производителем. Указанные характеристики необходимы для ориентации сбытовой политики (направленность на целевого или массового потребителя).
Рисунок 1.2.2. – Классификация товаров.
Системные цели фирмы определяют постановку целей сбыта товара в тех случаях, когда содержат указание: на направление деятельности, на конкретный рынок, на категорию потребителей товара. При помощи стратегии фирмы устанавливаются методы отношений с торговыми посредниками и потребителями (сотрудничество с продавцами или контроль за каналами сбыта), а также перечень функций, которыми наделяются продавцы, посредники и другие участники сбытовой деятельности фирмы изготовителя.
Производственные ресурсы фирмы, как фактор выбора канала сбыта являются материальной основой принятия всего комплекса решений об организации сбытовой деятельности.
При этом учитывается как собственно возможность обеспечения её финансовыми, материальными, трудовыми и информационными ресурсами, так и экономическая целесообразность связанных с этим издержек.
Факторы 3, 4, 5, 6 действуют на фирму из вне. Их особенность – относительная или абсолютная неуправляемость. Однако при формировании сбытовой политики они должны тем или иным образом учитываться и, по возможности, регулироваться.
Потребители, как правило, предъявляют особые требования к организации сбыта в связи с осведомленностью об альтернативах рынка, а также в силу индивидуальности своих запросов и субъективных привычек. Учесть характеристики и особенности поведения потребителей какого – либо товара помогает метод сегментирования рынка по потребителям.
Обычно при выборе канала сбыта и определении основного способа удовлетворения запроса потребителей достаточно знать: где больше закупается товар, в какое время, каковы поводы для покупки, периодичность, предпочтительная упаковка товара, объем разовой закупки, желательный уровень сервиса, обстоятельства потребления товара, степень осведомленности потребителя о качестве товара и лицо принимающее решение о его приобретении.
Влияние конкуренции на организацию сбыта огромно. В конечном итоге именно позиция фирмы в конкурентной борьбе является определяющим условия улучшения результатов сбытовой деятельности и, соответственно итогов работы фирмы в тех сферах бизнеса, которыми она занимается. Поэтому очевидно, что канал сбыта должен быть построен так, чтобы фирма была способна защитить его от конкурентов и в максимальной степени реализовать конкурентные преимущества своей продукции.
Выбор канала сбыта
с позиции получения
Итогом анализа является классификация действующих (и возможных) конкурентов по типу их сбытовой стратегии, а также получение оценки удовлетворяемых ими потребностей. Только в этом случае следует считать выбор канала сбыта обоснованным.
Посредники на прямую влияют на выбор фирмой канала сбыта, так как обладают опытом работы на определенном рынке, мощностями по доведению продукта до конечного потребителя, возможностями осуществлять рациональное товародвижение и, в конечном итоге, имеют определенную ценность, которая выше чем ощутимая выгода от использования системы продаж через посредников в сравнении с собственными и контролируемыми каналами сбыта.
Особенностью факторов макросферы – макрополитических условий (уровень информации, банковская ставка, безработица, состояние платежного баланса страны и прочее), социально – культурных особенностей, демографической ситуации, состояние политико – правовой сферы, экологии является равная степень их влияния на всех участников обменных операций и конкурентов. Изменить действие этих факторов практически невозможно. Вместе с тем в лучшем положении оказывается та фирма, которая может точнее, чем другие, прогнозировать их движение и оценивать последствия влияния на рыночную ситуацию (точнее отреагировать сменой стратегии и сбытовой политики).
1.3. Этапы формирования сбытовой политики
Всякие изменения сбытовой политики предопределяет существенные структурные перестроения в уже налаженном канале сбыта.
Для того, чтобы этот процесс проходил более организованно и по возможности с меньшими издержками, такие изменения должны соответствовать следующим этапам формирования сбытовой политики.
Первый этап – определение целей сбыта. В зависимости от системных целей деятельности фирмы на конкретном рынке целями сбыта могут быть: объем сбыта, доход или прибыль, время сбыта, использование ресурсов, степень охвата рынка, степень контроля за товародвижением и другое. При этом независимо от того, становятся цели на долгосрочную или краткосрочную перспективу, они должны быть достижимы в принципе и иметь количественное выражение.
На втором этапе избирается стратегия сбыта. Прежде всего принимается решение о выборе принципа построения косвенных каналов – с использованием «проталкивания» или «втягивания» (таблица 2.3.) на практике указанные принципы часто дополняют друг друга. Многие фирмы используют «смешанный» принцип, при котором усилия по сбыту распределяются между сотрудничеством с посредниками и работой с конечными потребителями. Далее выявляются альтернативы конфигурации каналов распределения (виды каналов и их структура).
Таблица 2.3. - Принцип построения косвенных каналов сбыта.
|
Третий этап – отбор посредников и участников сбытовой системы. С этой целью устанавливается перечень конкретных требований к ним, вытекающих из общей концепции сбыта. Требования могут быть связаны с рыночными возможностями посредников (охват рынка), способностью маневрировать, уровнем профессионализма работников, возможностями демонстрации продукции, оказания услуг потребителям и т.д. (таблица 2.3.1.).
Таблица 2.3.1.
- Критерии выбора сбытового посредника.
|
На
четвертом этапе
осуществляется поиск путей осуществления
успешного сотрудничества между участниками
каждого канала распределения. Сама по
себе возможность сотрудничества уже
вытекает из общности интересов по реализации
конкретного товара. Однако чтобы она
могла быть реализована практически и
с максимальной прибылью для всех сторон,
применяют методы, стимулирующие сотрудничество.
По характеру решаемых задач их можно
объединить в несколько направлений (таблица
1.3.2.).
Таблица 1.3.2. - Методы достижения сотрудничества в канале сбыта.
|
Выбор методов в каждом конкретном случае определяется целями сбыта, его структурой, принципами построения каналов сбыта и особенностями каждого посредника. Следует иметь в виду, что в ситуациях, связанных с выбором средств достижения сотрудничества, не всегда активную (или даже решающую) роль играет фирма – изготовитель. Зачастую условия диктуют посредники, тем более, если они имеют какие – либо преимущества, которые позволяют им это делать.
Пятый этап – разработка технологии контроля сбытовой деятельности в целом, по каждому каналу распределения и отдельным посредникам. Контрастируемыми параметрами здесь могут быть достигнутый объем сбыта, сложившийся уровень издержек на сбыт и рентабельности продаж, качество работы с потребителями, оперативность в решении проблем сбыта, отношения сотрудничества, завоеванный у потребителя имидж и др.
Данные показатели могут быть использованы при оценки эффективности каналов сбыта и деятельности посредников. Полученные значения показателей подвергаются анализу, результаты которого являются основанием для принятия последующих решений о продолжении сотрудничества или отказе от него, а также о путях дальнейшего совершенствования работы по сбыту.
Таким образом, при выборе канала наилучшим является тот, который охватывает все необходимые функции по промежуточной обработке продажи товаров конечному потребителю лучше конкурентов и при наиболее низких относительных расходах.
2. Стимулирование сбыта на предприятии.
2.1. Цели стимулирования сбыта
Стимулирование сбыта – основная составляющая маркетинговых кампаний, это разнообразные побудительные средства (главным образом, краткосрочные), призванные ускорить и/или увеличить продажи отдельных товаров/услуг потребителям или дилерам [20].
В то время как реклама вызывает желание приобрести товар, стимулирование сбыта включает в себя средства:
Средства стимулирования сбыта различаются в зависимости от их специфических задач. Например, распространение бесплатных образцов поощряет апробирование товара потребителем, в то время как практика консультационного обслуживания обусловлена стремлением к укреплению долгосрочных отношений с различным продавцом.
Продавцы используют мероприятия по стимулированию для привлечения новых покупателей, поощрения постоянных клиентов и побуждения случайных потребителей сделать еще одну покупку. Новые потребители, решившие купить товар «на пробу», делятся на три группы: те, кто обычно пользуются товарами той же категории, но иной марки; те, кто предпочитают другую категорию товара; и те, кто часто меняет свои предпочтения. Стимулы часто привлекают именно последний тип покупателей, ибо потребители иной марки или иной категории товаров в меньшей степени поддаются влиянию стимулирования. Те же, кто часто меняет предпочтения, в первую очередь обращают внимание на низкую цену товара, его полезность или премии, однако поощрение едва ли способно превратить этих покупателей в постоянных клиентов. Стимулирование сбыта на рынке сходных товаров вызывает кратковременный рост продаж, но почти не влияет на показатели доли рынка компании. На рынке различающихся торговых марок стимулирование сбыта приводит к постоянным изменениям показателей доли рынка компаний.
Сегодня многие менеджеры по сбыту прежде сего оценивают предстоящие затраты на поощрение сферы торговли и лишь затем - на стимулирование потребителей. Оставшаяся часть бюджета направляется на рекламу. Таким образом, существует опасность того, что реклама отойдет на второй план, хотя именно она играет главную роль в формировании устойчивых покупательских предпочтений. Если компания практикует стимулирование интереса к марке исключительно распродажами, внимание покупателей к ней ослабевает, потребители привыкают приобретать товар исключительно в периоды снижения цен на него. Выделение на стимулирование сбыта хорошо известных товаров более 30% маркетингового бюджета связано с высокой степенью риска. На марки – лидеры скидки предлагают реже, поскольку они по преимуществу просто субсидируют постоянных потребителей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Очевидно также, что стимулирование в форме снижения цены на товар имеет лишь краткосрочный эффект.
Использование
средств стимулирования сбыта рекомендуется
компаниям, имеющим небольшую долю
рынка, поскольку их рекламные бюджеты
несопоставимы с расходами на
рекламу лидеров. Не предлагая льгот
продавцам и не поощряя потребителя,
производителям с незначительной долей
рынка трудно бороться за место в розничной
сети. Ценовая конкуренция часто используется
ими в попытках расширения доли рынка,
но для лидеров такая политика неэффективна,
потому что их рост основывается на расширении
товарной категории в целом.
2.2. Выбор средств стимулирования сбыта
После того, как компания определила цели стимулирования сбыта, она должна выбрать необходимые средства стимулирования.
При выборе средств стимулирования сбыта разработчику плана стимулирования необходимо учитывать тип рынка, конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта, текущую конъюнктуру и рентабельность каждого мероприятия по продвижению.
Рассмотрим в первую очередь средства стимулирования потребителей, которые делятся на стимулирование со стороны производителей и со стороны продавцов. Чтобы разделить эти два понятия, приведем пример: поощрение покупателей производителем автомобилей – это предложение скидок, значительный объем продаж в кредит, бесплатный испытательный срок и подарки, поощряющие покупку автомобилей; а поощрение со стороны автомобильных дилеров включает в себя снижение цен, специальную рекламу, купоны, конкурсы и премии для покупателей.
Рассмотрим основные средства стимулирования продаж, направленные на покупателя:
Эффективность стимулирования сбыта повышается при координации его мероприятий с рекламной кампанией. Как показывают исследования, ценовое стимулирование, проведенное одной фирмой, увеличило объем продаж лишь на 15%. В сочетании с активной рекламой, объем продаж вырос на 19%, в комплексе с рекламой и демонстрациями на месте продажи – на 24%.
Далее
рассмотрим, какие средства используют
производители для
Очевидно, что производители расходуют на стимулирование торговли больше средств, чем они хотели бы. Благодаря возросшим возможностям мелкие и крупные розничные торговцы все чаще требуют от поставщиков финансовой поддержки в области рекламы и поощрения потребителей. Торговые фирмы спекулируют на зависимости производителей. Ни один поставщик не может отказаться в одностороннем порядке от предоставления розничных скидок, не лишившись при этом поддержки торговли. В некоторых странах розничные продавцы становятся основными рекламодателями. На оплату рекламы они используют средства, сэкономленные главным образом в результате получения скидок.
И, наконец, рассмотрим средства поощрения партнеров и торгового персонала. Эти средства следующие:
Специальная реклама – состоит из недорогих полезных предметов, на которых нанесено название, логотип фирмы, ее адрес, а иногда – рекламное обращение. Продавцы раздают эти вещи клиентам. Обычно это ручки, календари, зажигалки, блокноты. В силу этой полезности сувенир в названием фирмы вызывает симпатию к последней у потенциального покупателя.
Как
правило, для каждого средства делового
стимулирования разрабатывается особый
бюджет, обычно остающийся неизменным
на протяжении ряда лет.
2.3. Разработка программы стимулирования сбыта
При разработке программы стимулирования сбыта деятель рынка должен решить, сколь интенсивное стимулирование применить, кто может участвовать в программе, как рекламировать свое мероприятие по стимулированию, как долго оно будет длиться, когда начнется и какие средства следует выделить для его проведения.
Рассмотрим
какие решения применяются
По возможности все используемые средства стимулирования сбыта следует предварительно опробовать и убедиться, что они подходят и обеспечивают необходимые стимулы.
На
каждое мероприятие по стимулированию
сбыта фирме разрабатывать
Оценка
результатов программы
Ясно, что стимулирование продаж играет важную роль в рамках комплекса стимулирования в целом. Его использование требует четкой постановки задач, выбора подходящих средств, разработки программ действий, предварительного опробования ее, претворения в жизнь и оценки достигнутых результатов.
3. Стимулирование сбыта продукции в ИП Ворова М.А.
3.1. Общая характеристика предприятия
Объектом исследования в данной работе выступает торговое предприятие ИП Ворова М.А.
Общество является юридическим лицом по законодательству РФ, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в рублях, печать, и другие реквизиты, выступает в суде от своего имени.
Основная цель деятельности фирмы – получение прибыли путем расширения рынка товаров и услуг.
Предмет деятельности ИП Ворова М.А.: производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения; ведение торгово-закупочной, посреднической деятельности; организация оптовой, розничной торговле продуктов питания.
В настоящее время предприятие ИП Ворова М.А. осуществляет продажу молочной продукции местных производителей через собственную торговую сеть (4 торговых точек).
Торговые точки расположены по городу Хабаровска: Центральный рынок, рынок «Красная речка», МТЦ «Выборгский», ТЦ «Южнопортовый».
Организационная структура ИП Ворова М.А. представлена на рисунке А.1 (Приложение А).
Основные
экономические показатели деятельности
ИП Ворова М.А. представлены в таблице
3.1. (анализ проведем на основе отчетности
предприятия, см. Приложение Б, В)
Таблица 3.1. - Данные для анализа динамики основных экономических показателей деятельности ИП Ворова М.А. за 2007- 2009 гг.
Показатели |
Единица измерения |
Года | ||
2007 | 2008 | 2009 | ||
1. Товарооборот | Тыс. руб. | 10386 | 14306 | 15662 |
2. Валовой доход | Тыс. руб. | 2077,2 | 2861,2 | 3132,4 |
3. Уровень валового дохода | % | 20 | 20 | 20 |
4. Издержки обращения | Тыс. руб. | 1505,9 | 2246 | 2364,9 |
5. Уровень издержек обращения | % | 14,5 | 15,7 | 15,1 |
6. Прибыль от продаж товаров | Тыс. руб. | 571,3 | 615,2 | 767,5 |
7. Уровень рентабельности продаж | % | 5,5 | 4,3 | 4,9 |
8. Сальдо внереализационных доходов и расходов | Тыс. руб. | -11 | -17 | -15 |
9. Прибыль балансовая, тыс. руб. | Тыс. руб. | 560,3 | 598,2 | 762,6 |
10. Рентабельность затрат (стр.9 / стр.4) | % | 37,2 | 26,6 | 32,2 |
11. Среднесписочная
численность работников |
22 | 23 | 24 | |
8. Выработка на одного работника | Тыс. руб. | 472,1 | 622 | 652,6 |
9. Фонд оплаты труда | Тыс. руб. | 1031,3 | 1810 | 1789,5 |
10. Уровень ФОТ (к затратам) | % | 68,48 | 80,58 | 75,66 |
11. Активы
предприятия
в т.ч. внеоборотные; текущие; |
Тыс. руб. | 2036 | 3223 | 2199 |
12. Средства
предприятия
в т.ч. собственные; заемные, привлеченные; |
Тыс. руб. | 150 | 175 | 163 |
12. Оборачиваемость капитала | Коэфф. | 1886 | 3048 | 2036 |
13. Текущая ликвидность | Коэфф. | 2036 | 3223 | 2199 |
14. Коэффициент автономии | % | 850 | 810 | 810 |
Результаты хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что компания имеет улучшение показателей эффективности управления и торговой деятельности. Наибольший объем продаж фирмы приходится на 2009 г. По сравнению с 2008 годом объем товарооборота в отчетном периоде увеличился на 1356,0 тыс. руб., (или на 8,7%), что свидетельствует об увеличении объема продаж молочной продукции фирмы. Аналогичная тенденция изменения наблюдается по валовому доходу предприятия, при сохранении уровня дохода - 20,0 %, абсолютная величина валового дохода ИП Ворова М.А. в отчетном году увеличилась в сравнении с прошлым годом на 8,6 %. Доход - сложная категория, формируется из затратной и прибыльной составляющей. Данные таблицы 2.1. показывают, что в анализируемом периоде наблюдается рост уровня издержек обращения фирмы: 2009 г.- 15,1 %, 2008 г. – 15,7 %, 2007 г. - 14,5 %. Однако в 2009г., произошло снижение уровня издержек обращения на 0,6 % по сравнению с прошлым годом. Тенденция изменения уровня совокупных издержек в сторону увеличения (в сравнении с изменением валового дохода) расценивается для предприятия отрицательно.
Соответственно, стабильный уровень валового дохода и рост уровня издержек обращения негативно повлияло на финансовый результат деятельности предприятия. По итогам торговой деятельности предприятие в 2008 году получило прибыли в размере 615,2 тыс. руб., что на 43,9 тыс.руб. меньше показателя прошлого года. Однако в 2009 году прибыль возросла на 152,3 тыс.руб. по сравнению с 2008 годом.
3.2. Анализ элементов и форм реализации сбытовой политики в Ворова М.А.
Раскроем основные элементы сбытовой политики ИП Ворова М.А.:
- транспортировка продукции на ИП Ворова М.А. происходит следующим образом: экспедиторы магазинов, торговых павильонов фирмы забирают продукцию собственным автотранспортом;
- хранение продукции – хранение продукции осуществляется по всем санитарным нормам хранения мясомолочной продукции в специальном оборудовании;
- контакты с потребителями (в данном случае для ИП Ворова основными потребителями продукции являются граждане г. Хабаровска, а также магазины и торговые павильоны, которые по форме организации предпринимательской деятельности являются либо обществами с ограниченной ответственностью, либо индивидуальными частными предпринимателями):
- в настоящее время фирма использует стратегию «низких цен». Данная стратегия находит свою реализацию в осуществлении закупочно-сбытовой деятельности ИП Ворова . «Снижение цены» достигается за счет:
2. Рациональной структуры затрат на товародвижение. Поставщики-производители находятся рядом, транспортное «плечо» - небольшое.
Кроме того, позиция ИП Ворова имеет признаки, позволяющие дать оценку сбыту:
Рисунок
3.2. - Схема сбыта ИП Ворова, косвенный метод.
Рисунок
3.2.1. - Схема сбыта ИП Ворова, интенсивная
схема.
3.3. Анализ факторов влияющих на выбор канала сбыта в ИП Ворова
Выбор
каналов сбыта и вся
Проанализируем данные факторы относительно ИП Ворова:
1) Особенности товара. Продукция ИП Ворова занимает следующее место в классификации видов товаров:
Продукции соответствует совокупность следующих специфических требований:
Рассмотрев данный фактор (особенности товара), влияющий на сбыт можно сделать следующий вывод по сбытовой политике: направленность на массового потребителя.
2) Потребители. ИП Ворова работает со следующими категориями покупателей: частные лица - приобретают товары для личного потребления; малые предприятия, частные предприниматели - приобретают продукцию для дальнейшей реализации.
О качестве своей продукции руководство ИП Ворова сообщает в рекламе, которая публикуется в газетах «Тихоокеанская звезда», «Максимум рекламы».
Проанализировав данный фактор, приходим к выводу, что ИП Ворова реализует товары, рассчитанные на самые крупные сегменты рынка.
3) Конкуренты. Любая фирма сталкивается со множеством разнообразных конкурентов. СХОАО «Краснореченское» начинает активно развивать по городу сеть своих специализированных магазинов, стационарных торговых точек, где продается исключительно мясомолочная продукция предприятия. Это явилось одним из факторов сокращения поставок молочной продукции в магазины ИП Ворова. В тоже время производители молочной продукции (Переяславский, Вяземский, Бикинский молокозаводы) созданием подобных сетей не занимаются. Направление их деятельности - производство и продвижение своего товара. В этой связи ИП Ворова - является элементом дистрибьюторской сети данных предприятий.
4) Посредники напрямую влияют на выбор фирмой канала сбыта, т.к. обладают опытом работы на определенном рынке. Удельный вес частных предпринимателей и малых предприятий, приобретающих товары для дальнейшей реализации в общем объеме продаж фирмы ИП Ворова незначительный - 8,9 % - 2007 г., 16,3 % - 2008 г., 15,4% - 2009 г. Хотя с 2008 - 2009 гг. объемы продаж данной категории покупателей возросла почти в 2 раза по сравнению с 2007 годом.
3.4. Анализ ценообразования в ИП Ворова, как элемента сбытовой политики
Зная спрос, расчетную сумму издержек и цены конкурентов руководство ИП Ворова в будет готово к выбору цены реализуемой продукции. Цена эта будет где – то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса.
Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная наличием каких – то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов дают средний уровень, которого ИП Ворова и следует придерживаться при назначении цены.
Цена
на продукцию ИП Ворова формируется в
рамках между нижним и верхним пределами
цен конкурентов.
Таблица 3.4. - Данные для анализа объема и структуры товарооборота ИП Ворова в динамике за 2007 - 2009 гг.
Наименование ассортиментной группы | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||
Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | |
Молоко
цельное
Творог Кисломолочные продукты (варенец, кефир, ряженка, сливки и др.) Сметана Сыр твердый |
1038,6
1215,2 1402,1 1173,6 778,9 |
18,5
21,7 25,0 20,9 13,9 |
1754,1
1879,4 2427,6 1926,4 1252,9 |
19,0
20,3 26,3 20,8 13,6 |
1859,8
1716,7 2188,8 1831,2 1144,5 |
21,3
19,6 25,0 20,9 13,1 |
Итого | 5608,4 | 100,0 | 9240,6 | 100,0 | 8741,0 | 100,0 |
Проведенный анализ деятельности ИП Ворова позволяет сделать вывод, что в настоящее время фирма использует стратегию «низких цен». Данная стратегия находит свою реализацию в осуществлении закупочно-сбытовой деятельности ИП Ворова. «Снижение цены» достигается за счет:
Таблица 3.4.1. – Основные элементы товародвижения и затраты на них (доля %)
Наименование | Доля затрат (%) | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009г. | |
- Транспортировка
- Складирование, хранение - Получение, перемещение и поставка товаров потребителем - Административные расходы - Оперативный учет и контроль - Доля от суммы издержек |
38,5
32,9 16,9 7,8 3,9 17,1 |
39,0
27,3 21,6 7,9 4,2 15,9 |
36,5
31,0 21,8 6,9 3,8 15,8 |
Кроме того, предусматриваются скидки определенным группам покупателей (пенсионеры, льготники) и посредникам, работающим с компанией ИП Воровой на протяжении 2 лет и имеющим хорошую репутацию в деловых связях с ИП Воровой.
Также в магазинах ИП Воровой проводятся дегустации новых видов продукции, различные акции, приуроченные к общенародным и российским праздникам.
3.5. Пути совершенствования стимулирования сбыта продукции в ИП Ворова
Цели коммерческой деятельности ИП Ворова:
Переориентация существующей системы управления предприятия на маркетинг, т.е. систему управления деятельностью фирмы по закупке и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения прибыли, позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
ИП Ворова реализует молочную и мясную продукцию через свою собственную сеть магазинов и павильонов, которые расположены по городу Хабаровска: Центральный рынок, рынок «Красная речка», МТЦ «Выборгский», ТЦ «Южнопортовый». В целях увеличения прибыли рекомендуется открыть торговые точки в других районах города – рынок «Индустриальный», МТЦ «Али – Восток», рынок «Южный», Авиагородок и т.д., а также организовать поставки в продуктовые магазины г.Хабаровска.
Сопоставление целей коммерческой деятельности и выбранной стратегией коммерческого поведения ИП Ворова обнаруживает определенное логическое расхождение. Цели коммерческой деятельности – удержание и доли рынка и получение прибыли. Низкие цены, безусловно, важный фактор развития коммерческой деятельности. Но его нельзя рассматривать как единственный и достаточный, тем более на долгосрочную перспективу. В условиях развития конкуренции на рынке молочной продукции, разнообразия ассортимента товара, фирме целесообразно один из традиционных стратегических подходов к предложению продукции: дифференцированный маркетинг.
Дифференцированный маркетинг является стратегически более верной позицией для предложения молочной продукции фирмы на рынке, в рамках которого практикуется товарное позиционирование. Товарное позиционирование, с одной стороны, предполагает такую «подачу» товара, которая покажет преимущества вашего товара, от аналогичной продукции конкурентов. С другой стороны позиционирование товара строится исходя из сегментирования потребителей продукции. Сегментирование - это деление потребителей на группы в соответствии с рядом устойчивых признаков (как правило, используется одновременно несколько признаков).
Товар, предлагаемый фирмой ИП Ворова - свежая молочная продукция (товар поставляется в торговую сеть непосредственно от производителя). Товар незамысловат (без фруктовых добавок, консервантов и пр.), имеет простую упаковку. Отдельные виды продукции (творог, сливки, сыр) вообще не имеют упаковки и реализуются «на развес».
Основными покупателями молочной продукции фирмы ИП Ворова являются: люди с невысоким уровнем дохода; люди, для которых приобретаемый товар - является важным элементом рациона питания.
Товар
приобретается как для
Таким образом, покупатель товаров фирмы ИП Ворова - пожилые люди, семьи с детьми от 1 года, младшего и школьного возраста, с невысоким уровнем семейного дохода. Покупатель делает ставку на качество молочной продукции, приобретает товар как необходимый продукт питания, упаковка не играет большой роли. Это сегодняшний потребитель молочной продукции фирмы. Кроме того, следует различать два типа потребителей: те, кто покупает товар, и те, кто его использует. Это разграничение важно потому, что эти две группы могут иметь разные потребности и желания. Например, в данном случае родители (покупатели) смотрят на питательную ценность продукта, тогда как детей (пользователей) интересует совсем другое (картинка на упаковке, сладкий ли продукт и пр.) Многие кисломолочные продукты разрекламированы как «чудесные», имеющие вещества для роста малыша и пр.
В данной ситуации ИП Воровой необходимо активизировать воздействие на потребителей с целью сохранения своих позиций на рынке. За основу следует принять подход - продвижение вглубь рынка. Продажа должна стать более активной за счет ряда факторов: узнаваемости торговых точек фирмы, создание имиджа, активного воздействия на целевой рынок потребителей.
Следующим
вопросом в совершенствовании
Молочная продукция - товар повседневного спроса (с небольшим затратным элементом): это товар с низкой ценой, незначительных размеров, с высокой степенью предпочтения и низкой степенью приверженности, всегда имеется в продаже. Покупатель располагает полной информацией о продукции и затрачивает минимальные усилия по поиску продукции. Кроме того молочная продукция - скоропортящийся продукт, требует быстрого физического распределения. Для данной группы товаров эффективными условиями сбыта является - значительная степень распределения. Таким образом, в целях совершенствования сбытовой деятельности фирмы ИП Ворова целесообразно изменить систему товародвижения, посредством расширения сбытовой сети.
В настоящее время организация торгового процесса предприятия ориентирована на «розничных» покупателей, которые приобретают товар для личного потребления. За анализируемый период данная категория покупателей в общем объеме продаж составила 84,6 %. По сравнению с 2007 г. наблюдается динамика сокращения розничных покупателей (на 6,5 %) роста числа частных предпринимателей, приобретающих товар для дальнейшего распределения.
Очевидно, что в целях увеличения объемных показателей коммерческой деятельности (товарооборота, валового дохода) фирмы ИП Ворова, предприятие должно ориентировать свои усилия и на указанную группу посредников и расширять каналы распределения товаров. Данное направление может способствовать становлению фирмы в качестве зонального дилера молочных комбинатов (Переяславка и Вяземский).
По данной работе можно сделать следующие выводы.
Анализ сбытовой деятельности в ИП Ворова показал, что продукция, представляемая в торговых точках этой фирмы, конкурентно способна и пользуется спросом у потребителей. Руководство ИП Воровой делает все, для того, чтобы у потребителей сложился образ фирмы, предлагающей продукцию высокого качества по разумной цене.
Целью ИП Воровой является достижения большей доли рынка, а чтобы добиться поставленной цели в хозяйственной деятельности, необходимо провести всесторонний анализ внутренней и внешней среды.
В работе проанализирована существующая организация сбыта в деятельности фирмы ИП Ворова и выявлены следующие внутренние и внешние причины ее совершенствования: коммерческая служба использует сбытовой подход в организации деятельности, недостаточная ориентация коммерческой службы по закупкам товаров на потребности рынка, снижение эффективности функционирование отдела сбыта предприятия (снижение доли рынка, рост уровня издержек), внешние экономические факторы (рост числа фирм- конкурентов, увеличение платежеспособного спроса населения).
На основе анализа деятельности службы сбыта ИП Воровой были выдвинуты предложения по совершенствованию его деятельности, такие как: изменение подхода к управлению коммерческой деятельностью, совершенствование работы с поставщиками молочной продукции, расширение системы товародвижения. В качестве стратегического направления управления товарооборотом в деятельности фирмы рекомендован - дифференцированный маркетинг - предложение товара для особым образом выделенной части (сегмента) потребительского рынка. В работе проведена оценка основных категорий покупателей молочной продукции фирмы ИП Ворова по основным направлениям сегментации (семейный доход, цель покупки молочных товаров). В целях совершенствования сбытовой деятельности фирме следует проводить эффективную торговую стратегии на основании: формирования товарного ассортимента на основе покупательского спроса; исключения из номенклатуры предлагаемых товаров, товаров, потерявших покупательский спрос; увеличение доходных и востребованных групп товаров, а также проведение еще большего количества акций и дегустаций в целях повышения спроса. В результате преобразования методов сбыта, фирма может увеличить валовой доход на 1,6 % к товарообороту.
Ключевым
факторам успеха фирмы, роста объемных
показателей деятельности предприятия
(товарооборота, объема дохода) станет
использование система директ-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рисунок А.1 - Организационная структура
ИП Ворова
Приложение Б
Бухгалтерский
баланс ИП Ворова за 2007-2009 годы
Статья баланса | 2007, январь | 2008, январь | 2009, январь |
АКТИВ | |||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | |||
Нематериальные активы | 124,0 | 181,0 | 223,0 |
Основные средства | 1 026,0 | 1 124,0 | 1 687,0 |
Незавершенное строительство | 0,0 | ||
Доходные вложения в материальные ценности | 0,0 | ||
Долгосрочные финансовые вложения | 0,0 | ||
Отложенные налоговые активы | 0,0 | ||
Прочие внеоборотные активы | 0,0 | ||
Итого по разделу I | 1 150,0 | 1 305,0 | 1 910,0 |
II ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | |||
Запасы, в том числе: | 528,0 | 568,0 | 786,0 |
- сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 214,0 | 224,0 | 401,0 |
- животные на выращивании и откорме | 0,0 | ||
- затраты в незавершенном |
26,0 | 38,0 | 41,0 |
- готовая продукция и товары для перепродажи | 268,0 | 286,0 | 324,0 |
- товары отгруженные | 0,0 | ||
- расходы будущих периодов | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
- прочие запасы и затраты | 0,0 | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 189,0 | 152,0 | 202,0 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 0,0 | ||
- в том числе покупатели и заказчики | 0,0 | 0,0 | |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 89,0 | 90,0 | 229,0 |
- в том числе покупатели и заказчики | 62,0 | 85,0 | 103,0 |
Краткосрочные финансовые вложения | 0,0 | ||
Денежные средства | 80,0 | 84,0 | 96,0 |
Прочие оборотные активы | 0,0 | ||
Итого по разделу II | 886,0 | 894,0 | 1 313,0 |
БАЛАНС (сумма строк 190+290) | 2 036,0 | 2 199,0 | 3 223,0 |
ПАССИВ | Январь 2007 | Январь 2008 | Январь 2009 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | |||
Уставный капитал | 42,0 | 42,0 | 42,0 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 0,0 | ||
Добавочный капитал | 0,0 | 0,0 | |
Резервный капитал, в том числе: | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
- резервы, образованные в соответствии с законодательством | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
- резервы, образованные в |
0,0 | 0,0 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 56,0 | 67,0 | 72,0 |
Итого по разделу III | 98,0 | 109,0 | 114,0 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
Займы и кредиты | 18,0 | 17,0 | 19,0 |
Отложенные налоговые обязательства | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Прочие долгосрочные пассивы | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Итого по разделу IV | 18,0 | 17,0 | 19,0 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
Займы и кредиты | 34,0 | 37,0 | 42,0 |
Кредиторская задолженность, в том числе: | 1 342,0 | 1 400,0 | 2 187,0 |
- поставщики и подрядчики | 654,0 | 678,0 | 924,0 |
- задолженность перед |
203,0 | 231,0 | 356,0 |
- задолженность перед |
89,0 | 92,0 | 284,0 |
- задолженность по налогам и сборам | 126,0 | 128,0 | 334,0 |
- прочие кредиторы | 270,0 | 271,0 | 289,0 |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) | 86,0 | 56,0 | 118,0 |
Доходы будущих периодов (98) | 124,0 | 119,0 | 224,0 |
Резервы предстоящих расходов и платежей (96) | 236,0 | 241,0 | 269,0 |
Прочие краткосрочные пассивы | 98,0 | 220,0 | 250,0 |
Итого по разделу V | 1 920,0 | 2 073,0 | 3 090,0 |
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) | 2 036,0 | 2 199,0 | 3 223,0 |
Приложение В
Отчет
о прибылях и убытках ИП Ворова
М.А. за 2007-2009 годы
Наименование показателя | 2007, январь | 2008, январь | 2009, январь |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | |||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 10 386,0 | 15 662,0 | 14 306,0 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | (8 308,8) | (12 529,6) | (11 444,8) |
Валовая прибыль | 2 077,2 | 3 132,4 | 2 861,2 |
Коммерческие расходы | (1 505,9) | (2 364,9) | (2 246,0) |
Управленческие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Прибыль (убыток) от продаж | 571,3 | 767,5 | 615,2 |
Прочие доходы и расходы | |||
Проценты к получению | 0,0 | 0,0 | |
Проценты к уплате | 0,0 | 0,0 | |
Доходы от участия в других организациях | 0,0 | 0,0 | |
Прочие доходы | 23,0 | 28,0 | 25,0 |
Прочие расходы | (34,0) | (33,0) | (42,0) |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 560,3 | 762,5 | 598,2 |
Отложенные налоговые активы | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Отложенные налоговые обязательства | 0,0 | 0,0 | |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи | (134,5) | (183,0) | (143,5) |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 425,8 | 579,5 | 454,7 |
Справочные данные | |||
Постоянные налоговые обязательства (активы) | 0,0 | ||
Базовая прибыль (убыток) на акцию | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Разводненная прибыль (убыток) на акцию | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Информация о работе Стимулирование сбыта на предприятии (на примере ИП Ворова М.А.)