Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Контроллингу".
4) Принцип ответственности
(передача каждому
5) принцип постоянства
целей (установленные базовые
величины не должны быть
17.Выявление отклонений
Отклонения
плановых и фактических
1) Стоимостные
параметры - затраты, доходы с
оборота, маржинальная прибыль,
2) Параметры
организационной структуры - места
возникновения затрат, продуктовые
и региональные дивизионы,
3) Временные параметры - дни, недели, месяцы, кварталы, годы.
Различают следующие виды отклонений:
1) Абсолютные
отклонения: разница, получаемая
путем вычитания одной
2) Относительные
отклонения - отклонения рассчитываются
по отношению к другим
3) Селективные
отклонения - этот метод расчета
отклонений предполагает
4) Кумулятивное отклонение - суммы, исчисленные нарастающим итогом (кумулятивные суммы), и их отклонения позволяют оценить степень достижения за прошедшие периоды (месяцы) и возможную разницу к концу планового периода (года).
5) Отклонения
во временном разрезе. Для
18.Оценка отклонений
Возникающие отклонения должны взвешиваться по определенным критериям.
Оценка по допустимым пределам. Анализ отклонения следует проводить, если отклонение какого-либо параметра бюджета, например месячная заработная плата или кумулятивная сумма издержек на персонал, выходит за установленные допустимые границы. Для оценки селективных отклонений обычно используют линейные пределы, которые определяются либо в процентах, либо в абсолютных величинах.
Оценка отклонений по влиянию на прибыль. Величина процентного отклонения отдельного параметра в первую очередь свидетельствует о качестве планирования и бюджетной дисциплине, но практически ничего не говорит о степени влияния на прибыль.
Анализ
и оценка отклонений не должны выполняться
механически во всех случаях: когда причины
отклонений очевидны, необходимость в
детальном исследовании отпадает. Напротив,
незначительное и непонятное на первый
взгляд отклонение может заслуживать
тщательного исследования, так как в результате
могут быть выявлены признаки и тенденции,
которые в будущем могут привести к большим
проблемам.
19.Выявление причин отклонений
При анализе отклонений следует различать контролируемые и не-контролируемые причины. Неконтролируемые причины отклонений связаны с изменениями во внешней среде. Предприятие в состоянии в определенной мере влиять на контролируемые причины. Отклонения чаще всего возникают либо из-за ошибок при планировании, либо из-за ошибок, связанных с реализацией плана. Ошибки при планировании могут быть вызваны следующими причинами:
При выявлении причин отклонений едва ли целесообразно рассматривать все влияющие факторы. Вполне достаточно ограничиться методами статистического анализа: регрессионным, корреляционным, факторным или кластерным.
В практике анализа причин отклонений различают:
20.Организация подразделения контроллинга
Служба контроллинга является самостоятельным подразделением. ОПК имеет 3 альтернативы организации контроллинга:
1) Контроллер
дисциплинарно подчинен
2) Контроллер
дисциплинарно подчиняется
3) Эта альтернатива
представляет собой штабную
21.Профессиональные и личностные качества контроллера
Контроллер - специалист, реализующий функции и задачи контроллинга. Котроллер выполняет сервисные функции в области экономики и управления:
1) обеспечивает ясность в отношении затрат и результатов в целом по предприятию и его структурным подразделениям;
2) организует работу по ведению учета с ориентацией на менеджмент;
3) координирует цели и планы;
4) отвечает за
создание базы по управлению
рентабельностью и
Требования
к профессиональным и личным качествам:
основы экономики и организации предприятия;
финансовый учет (бухгалтерия); расчет
затрат; умение считать и анализировать
баланс; планирование, расчет и анализ
инвестиций; владение методами и инструментами
планирования; владение методикой анализа
по возможным отклонениям; не разглашать
коммерческую тайну, включая факторы,
подтверждающие наличие проблемных областей;
умение оказывать моральную поддержку
сотрудникам при возникновении проблем;
видеть и ставить проблемы в условиях
неопределенности; думать о факторах,
влияющих на успех предприятия в перспективе;
абстрагироваться от рутинной деятельности;
оценивать новшество и содействовать
его продвижению.
22.Фазы и темпы внедрения контроллинга
Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контролинга на предприятии. Немаловажным фактором, который надо обязательно учитывать при выборе момента внедрения системы контроллинга, является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов. В первую очередь речь идёт о разработке следующих инструментов:
системы планирования и бюджетирования на предприятии;
методики расчёта маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельными подразделениями, продуктам, клиентам и рынкам;
методов расчётов затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
системы отчётности, ориентированной на конкретных пользователей внутри предприятия;
методики расчёта эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
методики анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.д.
Основные признаки «вживания» контроллинга в текущую деятельность предприятия:
чёткий и ясный язык представления результатов деятельности анализируемых объектов;
убедительная для менеджеров предприятия интерпретация результатов деятельности их подразделений;
появление у
контроллеров определённой независимости
и элементов настойчивости
готовность к сотрудничеству и коммуникациям.
Данная фаза вживания контроллинга протекает достаточно долго: 2-3 года.
Признаки упрочнения позиций:
удовлетворение менеджеров результатами деятельности контроллеров заметно растёт;
появляется взаимное доверие, возрастает объём совместных работ и коммуникаций;
конроллеры становятся признанными партнёрами менеджеров;
Рост значимости объёма функций контроллинга. Для многих предприятий наступление этой фазы в развитии контроллинга - вероятная, но ещё достаточно отдельная перспектива.
23.Анализ
предпосылок формирования
системы контроллинга
24.Проекты системы контроллинга
При разработке
и внедрению системы
Проект 1 направлен на разработку стратегии предприятия по следующим направлениям:
организационная структура фирмы;
Проект 2 ориентирован на реорганизацию структуры управления предприятием с учетом выработанной стратегии. В результате проведенных на обследованном предприятий работ было принято решение остановиться на дивизиональном принципе организации управления, т.е. выделить центры прибыли и убытков (профит-центры), которые в старой терминологии можно было бы назвать
хозрасчетными центрами.
Проект 3 должен решить проблему реорганизации системы
оперативного планирования и управления производством, включая разработку и реализацию схемы выполнения заказа - от процедуры приема до контроля отгрузки готовой продукции. В этом проекте одно из центральных мест занимает стандартизация документооборота, без которой невозможно построить единую систему надежного информационного обеспечения, а также обеспечить компьютерную поддержку.
Проект 4 предусматривает построение системы учета затрат, которая на предприятии была в зачаточном состоянии. Цену продукции определяли традиционно: по данным бухгалтерского учета исчисляли прямые издержки, к ним добавляли из "общего котла" накладные расходы пропорционально заработной плате, а к общей сумме прибавляли процент прибыли, установленный руководителями экономической службы предприятия Таким образом, продукция либо становится неконкурентоспособной на рынке по ценовому фактору, либо цена даже не покрывает реальные издержки.
Проект 5- завершающий
в данной схеме - ставит своей целью построение
системы контроллинга на предприятии,
которая, по мнению разработчиков, должна
включать планирование, бюджетирование,
учет, отчетность, анализ отклонений.
25.Особенности
контроллинга рисков
Управление рисками - неотъемлемая составная часть банковского менеджмента. Концепция ориентированного на доходность банковского менеджмента представляет собой дуальную систему управления, интегрирующую в себе как управление рентабельностью, так и управление рисками (рис. 6.8) [30].