Шпаргалка по "Контроллингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Контроллингу".

Работа содержит 1 файл

Шпоры к контролингу.docx

— 212.76 Кб (Скачать)

1. Сущность контроллинга.

   Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании  в будущем периоде с помощью действий:

1) адаптация  стратегических целей развития  организации к измененным условиям  внешней среды;

2) создание системы  обеспечения информацией;

3) согласование  оперативных и стратегических  планов;

4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;

5) адаптация  организационной структуры организации.

   Обеспечивает  методологическую и инструмент  базу для поддержки функций  менеджмента.

   Основные  составляющие концепции контроллинга:

1) Философия  доходности:

- ориентация  действий сотрудников на рентабельность  продукции и производства;

- сочетание ориентации  на клиентов и доход;

- синхронизация  целей предприятия и личных  целей;

- рост суммы  активов компании.

2) Создание информационной  системы для задач целевого  управления.

3) Разбиение  задач на циклы:

- этап планирования;

- этап контроля  исполнения и принятия корректированных  решений – это анализ фактических  данных и выработка мероприятий  по устранению отклонений.

4) Формирование  организационной структуры. 

2. Задачи и функции  контроллинга.

   Контроллинг - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Цели - вытекают из целей компании (достижение уровня рентабельности, производительности и т.д.).

   Функции  определяются поставленными перед  компанией целями:

1) Учет:

- создание системы  сбора и обработки информации;

- унификация  методов и критериев оценки  деятельности компании;

- ведение системы  внутреннего учета.

2) Планирование:

- информационная  поддержка при разработке базовых  планов;

- формирование  и совершенствование всей системы  планирования;

- установление  потребности в информации;

- координация  отдельных планов и процесса  обмена информацией;

3) Информационно-аналитическое  обеспечение:

- разработка  системы информирования;

- стандартизация  информационных носителей;

- предоставление  цифр материалов для процесса  планирования.

4) Контроль и  регулирование:

- определение  контрольных величин;

- сравнение плановых  и фактических величин; 

- определение  допустимых отклонений, их анализ.

   Специальные  функции:

1) сбор и анализ  информации о внешней среде;

2) проведение  калькуляции для особых заказов;

3) расчет эффективности  инвестиционных проектов. 
 

3. Основные этапы развития контроллинга

В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков - наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:

  • создание системы управленческого учета;
  • разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.

Таким образом, можно сделать вывод  о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования. 
 

  1. Стратегический  контроллинг

Стратегический - помощь в использовании всего потенциала, определяет цели и задачи для оперативного. Целевая функция - обеспечение успешного функционирования. Показатели успеха – доля рынка, рост рынка и т.д. Перспектива - долгосрочная и среднесрочная. В целях поддержания стратегического плана нужно осуществлять стратегический контроль. При формировании его концепции решают задачи:

- установление  нормативных величин;

- определение  реальных величин;

- выявление необходимых  действий для управления отклонениями.

   Процесс стратегического контроля - 3 фазы:

- формирование  конрольных величин;

- проведение  контрольной оценки;

- принятие решения.

   Основной  источник информации в стратегическом контроллинке - стратегический учет, а инструмент - метод стратегических балансов. Они могут быть внешние (измерение шансов и рисков компании на рынке), и внутренние - выявление узких мест на предприятии. 

  1. Оперативный контроллинг

Оперативный - оказание помощи в достижении запланированных целей. Показатели - прибыль, рентабельность, краткосрочная перспектива. Основная задача - обеспечение поддержки менеджерам для достижения запланированных показателей. Основное отличие - стратегический ориентируется на тенденции, операционный - на настоящее.

     Основная  задача оперативного контроллинга - оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и/или прибыли. Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга. 

6.Контроллинг маркетинга: задачи и основные инструменты контроллинга

   Основная  задача - информационная поддержка  менеджмента по удовлетворению  потребностей клиентов. Основные  сферы деятельности: политика продукта, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика.

Виды контроллинга:

1) Стратегический  контроллинг - включает стратегическое планирование и контроль (анализ стратегического портфеля, матрица продукт-рынок).

2) Оператиный контроллинг - решает следующие задачи:

а) формирование и контроль сбыта - анализ оборота, издержек и прибыли, анализ эффективности  запланированных мероприятий по сбыту, анализ и оценка выгодности клиентов для получения прибыли;

б) формирование и контроль ценовой политики - планирование цены и изменение на отдельные  виды продукции, планирование конкретных мероприятий по дифференцированию  цен для разных потребительских  групп;

в) формирование коммуникационной политики - анализ распределения  коммуникационных издержек, сравнительный  анализ коммуникационных издержек в  отрасли и по конкурентам, проведение сравнительных расчетов затрат для  альтернативных мероприятий.

   Основные  инструменты контроллинга:

1) Стратегического:

а) GAP анализ – установление отклонений желательного развития ситуации от ожидаемого - количественное сопоставление прибыли, рентабельности и т.д.

б) портфолио анализ - распределение деятельности компании  по отдельным стратегиям относительно продукции и рынков.

2) Оперативного:

а) маржинальная прибыль - анализ эффективности конкретных мероприятий, предметы анализа - группы товаров, регионы и т.д.

б) сравнительные  расчеты -  анализ издержек, им противопоставляется  доход компании, используют показатели:

- оборот/расходы  на рекламу; 
 
 
 
 
 

7.Контроллинг обеспечения ресурсами: задачи и инструменты контроллинга

   Деятельность  предприятия в области закупок  преследует цель найти и предоставить  с минимальными издержками материальные  ресурсы, необходимые для производственного процесса. Контроллинг позволяет оптимизировать решение проблемы: «ограниченность ресурсов – безграничность потребностей». Контроллинг обеспечения ресурсами включает в себя следующие задачи:

- информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов;

- анализ закупаемых  ресурсов;

- расчет эффективности  работы отдела снабжения.

   Инструменты  контроллинга закупок:

1) первичные  исследования (опросы и наблюдения, которые дополняются экспериментальными, практическими методами);

2) вторичный  анализ (обработка полученной информации):

- АВС-анализ. Задача ABC - анализа состоит в оказании помощи покупателю (службам обеспечения) при выборе наиболее значимых для предприятия материалов. В процессе ABC-анализа рассчитываются количество и стоимость потребляемых материалов. По итогам расчета формируются три группы товаров: А (наибольшей кумулированной стоимостью - количество товара, умноженное на его цену), В (в диапазоне от 50 до 90% кумулированной стоимости) и С (минимальной).

- Анализ возможных  ситуаций прерывания процесса  производства.

- Определение  верхних границ цен (максимальная  цена, которую предприятие готово  заплатить за товар).  
 

8.Контроль за экономичностью деятельности службы закупок

В основные функции контроллинга закупок входят контроль за экономичностью издержек при снабжении материалами, текущая оценка закупок и формирование ориентированной на ркнок системы материального снабжения.

Для контроля используются следующие показатели:

• относительная доля стоимости процесса закупок в общем объеме закупок:

стоимость процесса закупок

объем закупок 

• эффективность работы сотрудников отдела закупок: 

общее количество заказов

количество  сотрудников в  отделе закупок; 

достигнутые снижения цен

количество  сотрудников в  отделе закупок ; 

фактическая цена

рыночная  цена 

• надежность обеспечения предприятия материалами и комплектующими и зависимость предприятия от определенных поставщиков:

квоты недопоставок: 

количество  недопоставок

  общее количествопоставок' 

уровень обслуживания поставщиками: 

количество  вовремя полученных заказов 

общее количество заказов 
 
 
 
 
 
 
 

9.Контроллинг в области логистики: задачи и инструменты контроллинга

Логистика применительно  к предприятию представляет планирование, управление и контроль за складированием и транспортированием всех видов  материальных ресурсов внутри предприятия  и вне его.

   Основная  задача контроллинга логистики - текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов, также в функцию контроллинга  входит разработка методики управления складскими запасами. Эффективное управление складскими запасами возможно лишь после определения потребностей производства в материальных ресурсах на основе выбранных методов. Предпосылкой проведения расчётов издержек служит системный охват работ в области логистики и связанных с ними издержек. Издержки разбиваются на постоянные и переменные. Основные места возникновения издержек  в логистике - это места приёма материалов, входной склад, склад готовой продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Контроллингу"