Принципы построения информационных систем в логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:00, реферат

Описание работы

Информационная логистики - это часть логистики, которая организует поток данных (информации), сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии.

Информационная логистика управляет всеми процессами движения и складирования товаров на предприятии, тем самым обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из мест их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.

Содержание

Введение 3

Информационные потоки в логистике 5

Информационные системы в логистике 11

Виды информационных систем в логистике 15

Принципы построения информационных систем в логистике 18

Заключение 23

Литература 24

Работа содержит 1 файл

ЛОГИСТИКА.docx

— 45.26 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                3

Информационные  потоки в логистике           5

Информационные  системы в логистике         11

Виды  информационных систем в логистике        15

Принципы  построения информационных систем в  логистике     18

Заключение               23

Литература              24 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Информационная  логистики - это часть логистики, которая организует поток данных (информации), сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии.

      Информационная  логистика управляет всеми процессами движения и складирования товаров  на предприятии, тем самым обеспечивая  своевременную доставку этих товаров  в необходимом количестве, требуемой  комплектации и нужного качества из мест их производства до места потребления  с минимальными затратами и оптимальным  сервисом.

      Основные  понятия информационной логистики:

    1. информационный поток;
    2. информационная система;
    3. информационная технология.

      Основная  задача информационной логистики заключается  в доставке информации к системе  управления предприятием и от нее. Каждый уровень иерархической структуры  предприятия должен получать только необходимую информацию в требуемые  сроки.

      Информационная  логистика должна выполнять следующие  функции:

    • собирать возникающую информацию;
    • анализировать информацию;
    • перемещать информацию;
    • накапливать и хранить информацию;
    • фильтровать поток информации, то есть отбирать необходимые для того или иного уровня управления данные и документы;
    • объединять и разъединять информационные потоки;
    • выполнять элементарные информационные преобразования;
    • управлять информационным потоком.

      Информация (экономическая) — совокупность функционирующих  в экономических объектах различных  сведений (об общественных процессах  производства, распределения, обмена и  потребления материальных благ и  услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций  управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование  и др. 

 

       ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ 

      В основе процесса управления материальными  потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических  системах. В связи с этим одним  из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.1

      Информационный  поток — это совокупность циркулирующих  в логистической системе, между  логистической системой и внешней  средой сообщений, необходимых для  управления и контроля логистических  операций. Информационный поток может  существовать в виде бумажных и электронных  документов.

      В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

      - в зависимости от вида связываемых потоком систем:

      горизонтальный(поток  сообщений между партнерами по хозяйственным  связям одного уровня управления) и  вертикальный (поток сообщений, поступающих  от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы ;

      - в зависимости от места прохождения:

      внешний (поток протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде) и внутренний (поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической  системы);

      - в зависимости от направления  по отношению к логистической  системе:

      входной (поток сообщений, входящих в логистическую  систему, либо в одну из подсистем) и  выходной (поток сообщений, выходящих  за пределю логистической системы, либо одной из подсистем);

      - в зависимости от срочности:

      обычные, срочные и очень срочные;

      - в зависимости от степени секретности:

      обычные, содержащие коммерческую тайну и  содержащие государственную тайну;

      - в зависимости от значимости  почтовых сообщений:

      простые, заказные, ценные;

      - в зависимости от скорости  передачи:

      традиционные(почта), быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон);

      - в зависимости от области охвата:

      местные, иногородние, дальние, международные.

      Информационный  поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним  или после него. При этом информационный поток может быть направлен как  в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

      - опережающий информационный поток  во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

      - опережающий информационный поток  в прямом направлении — это  предварительные сообщения о  предстоящем прибытии груза;

      - одновременно с материальным  потоком идет информация в  прямом направлении о количественных  и качественных параметрах материального  потока;

      - вслед за материальным потоком  во встречном направлении может  проходить информация о результатах  приемки груза по количеству  или по качеству, разнообразные  претензии, подтверждения.

      Путь, по которому движется информационный поток в общем случае, может  не совпадать с маршрутом движения материального потока.

      Информационный  поток характеризуется следующими показателями:

      1) источник возникновения;

      2) направление движения потока;

      3) скорость передачи и приема;

      4) интенсивность потока и др.

      Формирование  информационных систем невозможно без  исследования потоков в разрезе  определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного  рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее  место, а также без определения  необходимой скорости ее обработки.

      Информационные  потоки характеризуются с помощью  нескольких оценок:

  1. Источники возникновения сообщений могут быть различными: как от участников логистических цепей, так и от смежных с ними организаций;
  2. По направлению информационные потоки могут быть горизонтальными и вертикальными, прямыми и косвенными. Горизонтальные – это сообщения между участниками одного уровня. Вертикальные – это потоки между руководящим и подчиненным уровнем управления. Прямое направление – для исполнения требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление – отправка копий сообщения только для ознакомления с данным вопросом.
  3. Объем информационных потоков учитывают несколькими способами. Для больших информационных потоков размеры определяют по числу документов, листов в потоке, страниц. Для малых потоков объем определяют числом строк в документе или числом слов в сообщении. Третий способ – учет числа знаков в сообщении – оценивается в компьютерных системах в особых единицах измерения.
  4. Периодичность информационных потоков – характеризует частоту их формирования.
  5. Информационные потоки документального характера проходят процедуру согласования. Так, плановые сообщения на предприятиях согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия.
  6. Каждое документальное сообщение утверждается определенными лицами. Без соответствующей подписи документ силы не имеет.
  7. Документы имеют различные сроки действия и сроки хранения.
  8. Различен и порядок хранения информационных сообщений. Некоторые сообщения собирают в отдельные пачки, другие хранят на магнитных носителях.

      Информационные  потоки в логистике формируются  в соответствии с материальными.

      Но  иногда материальный поток может  прибыть в заданное место, а документы  на него могут быть еще не доставлены. Такой материальный поток считается  неотфактурованной поставкой, и  принимается получателем на хранение до прибытия документов. Может быть и наоборот: документы прибывают  на место назначения раньше самого груза.

      Опережение  информационным потоком материального  предпочтительней. Это дает возможность  лучше подготовится к приему грузов.

      Управлять информационным потоком можно следующим  образом:

      - изменяя направление потока;

      - ограничивая скорость передачи  до соответствующе скорости приема;

      - ограничивая объем потока до  величины пропускного способности  отдельного узла или участка  пути.

      Измеряется  информационный поток количеством  обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

      Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются  в разделе кибернетики, который  называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица — бит. При использовании  электронно-вычислительной техники  информация измеряется байтами. Байт —  это часть машинного слова, состоящая  обычно из 8 бит и используемая как  одно целое при обработке информации в ЭВМ.

      Применяются также производные единицы количества информации: килобайт, мегабайт и гигабайт.

      В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

      - количеством обрабатываемых или  передаваемых документов;

      - суммарным количеством документострок  в обрабатываемых или передаваемых  документах.2

      Следует иметь в виду, что помимо логистических  операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также  сопровождающиеся возникновением и  передачей потоков информации. Однако логистических информационные потоки составляют наиболее значимую часть  совокупного потока информации.

      Рассмотрим  в качестве примера структуру  совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных  товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50 %) составляет информация, поступающая  в магазин от поставщиков. Это, как  правило, документы, сопровождающие поступающий  в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток.

      Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический  процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%.

Информация о работе Принципы построения информационных систем в логистике