Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 00:45, реферат
Основным принципом логистического управления является системный подход, т. е. объекты и субъекты логистического управления находятся в упорядоченных взаимосвязях и рассматриваются как единое целое – как логистическая система.
. Логистическая система
Основным принципом логистического управления является системный подход, т. е. объекты и субъекты логистического управления находятся в упорядоченных взаимосвязях и рассматриваются как единое целое – как логистическая система.
Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует логистическая система, ответственность за запасы и транспортирование может являться соответственно функцией производства и распределения, и решения по первым могут приниматься без учета последних. В логистической системе все виды деятельности взаимосвязаны.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.
В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-
Основные свойства логистической системы, как и любой другой, заключаются в следующем:
1. Целостность. Отдельные элементы системы совместимы, и между ними имеются связи более сильные, чем между отдельными элементами и внешней средой.
2. Интегративные качества. Система обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получать дополнительный эффект. Это способность поставить товар наилучшим образом с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги и т. п.).
Принципиальная схема логистической системы показана на рис. 2.2.
Схема на рис. 2.2. напоминает кругооборот капитала:
Д – Т, … П … Т - Д,
где Д – Т – процесс снабжения (управление материальными ресурсами);
П – производство, где возникает внутренний материалопоток;
Т - Д - процесс сбыта (распределение продукции).
Графически процесс кругооборота капитала в сфере производства и обращения показан на рис. 2.3.
Управление Управление
материалами распределением
П
Сфера обращения
Рис. 2.3. Логистическая система в сфере производства и обращения
Логистическая система (см. рис. 2.3) может работать как внутри производства, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства, которые в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа "уплата денег – получение денег" (рис. 2.4).
Ф1 Ф2
МП1 МП2
Рис. 2.4. Построение логистической системы по принципу
"уплата денег – получение денег": МП1 – входящий в логистическую систему материальный поток; МП2 – выходящий из логистической системы материальный поток; Ф1 – финансовые средства, уплаченные логистической системе за входной материальный поток; Ф2 – финансовые средства, которые платит потребитель за получаемый из логистической системы материальный поток
Выделяют следующие элементы логистической системы: запасы, транспорт, складское хозяйство, информация, кадры, закупка, сбыт, обслуживающее производство.
Логистические системы являются подвижными. Состав их отдельных элементов необходимо пересматривать в зависимости от изменения внешних и внутренних факторов.
2.5. Виды логистических систем
Логистические системы по входящим в них объектам можно разделить на макро- и микрологистические системы. Дальнейшая их классификация возможна по объектам управления и по характеру связей.
Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая промышленные предприятия, посреднические, торговые и транспортные организации различных форм собственности и подчиненности, расположенные в разных регионах страны или разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
Управление макрологистическими системами происходит как на базе товарно-денежных отношений, так и посредством государственного регулирования (таможенное, торговое законодательство и т. п.).
Макрологистические системы в зависимости от характера связей между их элементами могут быть:
с прямыми связями (рис. 2.5, а) – поступление товароматериальных ценностей напрямую от производителя к потребителю, минуя посредников;
эшелонированными (рис. 2.5, б) – на пути движения товаров есть хотя бы один посредник;
гибкими или смешанными (рис. 2.5, в) – возможны варианты движения товаров как без посредников, так и через них.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. Микрологистические системы представляют собой внутрифирменные системы, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. Их можно дополнительно классифицировать по объектам (сферам) управления и по уровню управления (рис. 2.6).
а
б
в
Рис. 2.5. Структуры различных вариантов связей в макрологистике
Функциональные области логистики
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика), производственную и сбытовую (маркетинговую, или распределительную). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.
Логистическая цепь, то есть цепь, по которой проходят материальный и информационный потоки, начиная от исходных компонентов и до передачи готовой продукции потребителю, представляет собой линейно упорядоченную совокупность физических и/или юридических лиц. К таким элементам могут относиться поставщики, продуценты, производственные подразделения, промежуточные, входные и выходные склады, транспортные фирмы, распределительные сети и т. д. В звеньях логистической цепи в соответствии с ходом технологического процесса преобразования входного материального потока в выходной последовательно выполняются логистические операции над элементами соответствующих материальных и информационных потоков.
Логистические цепи создаются последовательностью взаимосвязанных производственных подразделений и подразделений сферы обращения.
Формирование логистической цепи может осуществляться также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм, что юридически и организационно оформляется.
В логистической цепи (рис. 2.7) выделяют следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции.
Рис. 2.7. Логистическая цепь
Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся транспортные средства и инфраструктура, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.
Усложнение производства и обострение конкуренции в 90-х гг. ХХ века потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.
Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
Дополнения:
Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней "способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения…, способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей". Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «… логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы».
Кроме того, по мнению английских ученых Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за их запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.
Логистические операции
Материальные потоки по мере их продвижения по логистической цепочке, кроме пространственного перемещения (транспортировки), преобразуются из одной натурально-вещественной формы в другую (расфасовываются, комплектуются, упаковываются и т. п.). Претерпевают изменения на своем пути и информационные потоки (первичная информация обобщается, обрабатывается, систематизируется и анализируется и т. п.). Выполняемые с материальными и информационными потоками действия получили названия логистических операций.
Логистичекая операция – это совокупность действий с целью инициирования или преобразования в процессе экономической деятельности того или иного материального, информационного или финансового потока.
Классификация логистических операций представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Классификация логистических операций
Классификационный признак | Виды логистических операций |
Объект логистической операции | Материальный поток Информационный поток Финансовый поток |
Отношение к системе | Внешняя операция Внутренняя операция |
Передача прав собственности | Односторонние Двусторонние |
Изменение свойств грузовой единицы | С добавлением стоимости Без добавления стоимости |