Основные концепции логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:53, реферат

Описание работы

Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также — ведущий замысел, методологические принципы,в научно-исследовательской разработке. Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как руководящую идею поддержки бизнеса и инструмент оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и вспомогательными потоками.

Работа содержит 1 файл

Основные концепции логистики.doc

— 81.50 Кб (Скачать)


В настоящее время в логистике нет четкой границы между такими основными понятиями как логистическая концепция, стратегия и технология.

Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также — ведущий замысел, методологические принципы,в научно-исследовательской разработке. Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как руководящую идею поддержки бизнеса и инструмент оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и вспомогательными потоками.

Логистическую технологию можно определить как стандартную (стандартизированную) последовательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и/или логистического процесса в функциональной области логистики и/или в логистической системе, поддерживаемую соответствующей информационной системой и воплощающую определенную логистическую концепцию.

 

Фундаментальными концепциями в логистике являются:

                   информационная;

                   маркетинговая;

                   интегральная.

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.
Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки.

Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, ОРТ, QR, CR и т.п., применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управлении запасами и закупками.

ЛС, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании

В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

 

1.                   Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.

2.                   Перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения.

3.                   Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий.

Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента для достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как

- RP (Requirements/Resourse planning) - планирование потребностей/ресурсов;

- JIT (Just-in-time) - точно в срок;

- LP (Lean Production) - «плоское» производство.

Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5—7 лет, можно указать следующие:

- Supply chain management (SCM) — «управление цепью (цепями) поставок»;

- Time-based logistics — «логистика в реальном масштабе времени»;

- Value added logistics — «логистика добавленной стоимости»;

- E-logistics — «Электронная логистика»;

- Virtual logistics — «Виртуальная логистика».

Логистическая концепция «планирования потребностей/ресурсов» и основанные на ней системы

Системы планирования потребностей соотносят деятельность по производству, обслуживанию и использованию изделий с потребностями основного графика производства. Для определения потребностей такими системами необходим точный перечень сырья, материалов, комплектующих и т.п. для конечного продукта. Целями планирования потребностей/ресурсов являются сокращение запасов, поддержание высокого процента оказания услуг и координация графика доставки и деятельности по производству и закупке. Эти цели достижимы одновременно, что является преимуществом данных систем.

Базовыми микрологистическими подсистемами, основанными на концепции «планирования потребностей/ресурсов», в производстве и снабжении являются системы «планирования потребности в материалах/производственного планирования потребности в ресурсах» (materials/manufacturing requirements/resource planning,MRPI/MRPII), а в дистрибьюции - системы «планирования распределения продукции/ресурсов» (distributionrequirements/resource planning, DRP I/DRP II).

Логистическая концепция/технология JIT

Основная ее идея заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии - конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При этом страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы, не нужны.

Концепция «точно в срок» тесно связана с составляющими логистического цикла. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в дистрибьюции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, а это требует адекватной реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется следующими основными чертами:

        минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

        короткими производственными (логистическими) циклами;

        небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

        взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

        эффективной информационной поддержкой;

        высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

Концепция «точно в срок» способствует усилению контроля и поддержанию уровня качества продукции в разрезе всех составляющих логистической структуры. Микрологистические системы, основанные на данном подходе, связанном с синхрони­зацией всех процессов и этапов поставки материальных ресурсов, производства и сборки, поставки готовой продукции потребите­лям, предполагают точность информации и прогнозирования. Этим объясняются, в частности, и короткие составляющие логистичес­ких (производственных) циклов. Для эффективной реализации тех­нологии JIT должны работать с надежными телекоммуникацион­ными системами и информационно-компьютерной поддержкой.

Современные технологии JIT и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вари­антов логистических производственных концепций и распреде­лительных систем, таких, как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравнивания уровня запасов, групповые техно­логии, превентивное гибкое автоматизированное производство, современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции и т. п.

Микрологистическая концепция «плоского/стройного» производства

 В последние годы на многих западных фирмах при организации производства и в оперативном менеджменте получила распространение логистическая концепция/технология «плоского/стройного» производства (leanproduction, LP). Эта концепция, по существу, является развитием концепции «точно в срок» и включает в себя такие элементы, как системы KANBAN и «планирования потребностей/ресурсов». Особенностями данной концепции являются:

        высокое качество,

        небольшой размер производственных партий,

        низкий уровень запасов,

        высококвалифицированный персонал,

        гибкие производственные технологии.

Использование концепция «плоского/стройного» производства способствует снижению потребления ресурсов, по сравнению с массовым производством (меньше запасов, времени на производство единицы продукции), и снижает потери от брака и т. д. Таким образом, эта концепция соединяет в себе преимущества массо­вого (большие объемы производства - низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкость).

Основные цели концепции «плоского/стройного» производства в плане логистики:

        достижение высоких стандартов качества продукции;

        снижение производственных издержек;

        быстрое реагирование на изменение потребительского спроса;

        сокращение времени и уменьшение циклов переналадки оборудования.

Большое внимание в концепции «плоского/стройного» производства уделяется общей производственной поддержке с целью обеспечения состояния непрерывной готовности технологического обору­дования, практического исключения его отказа, улучшения качества его технического обслуживания и ремонта. Наряду с всеобщим контролем качества, эффективная поддержка позволяет до минимума сократить запасы незавершенного производства (буферные запасы) между производственно-технологическими участками. Большое значение для реализации концепции «плоского/стройного» производства во внутрипроизводственной логистической системе имеет всеобщий контроль качества на всех уровнях производственного цикла. Как правило, большинство западных фирм использует при контроле качества своей продукции концепцию всеобщего управления качеством и серию стандартов ISO-9000.

В процессах изготовления продукции и управления потоками материальных ресурсов в системе «плоского/стройного» производства обычно выделяют пять составляющих: трансформация (материальные ресурсы превращающиеся в ГП), инспекции (контроль на каждом этапе производственного цикла),транспортировка (материальных ресурсов, запасов незавершенного производства и ГП), складирование (материальных ресурсов, запасов незавершенного производства и ГП), ожидания/задержки (в производственном цикле.)

Логистическое управление этими компонентами должно быть направлено на реализацию целей систем «плоского/стройного» производства. В этом плане необходимыми элементами являются трансформация и транспортировка; инспекции качества нужно проводить как можно реже (в соответствии с концепцией всеобщего управления качеством), а элементы «складирование» и «задержки» - вообще исключить. Иными словами, необходимо убрать бесполезные операции, что является девизом концепции «плоского/стройного» производства.

Логистическая концепция «цепь поставок»

 В начале 1980-х годов американскими специалистами в области менеджмента и логистики был предложен, а впоследствии применен термин «управление цепью/цепями поставок».

Системы SCM предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP – (Supply Chain Planning) – планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

SCE - (Supply Chain Execution) - исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:

1.       управления взаимоотношениями с потребителями;

Информация о работе Основные концепции логистики