Организация логистического процесса на малом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Логистика – это наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука.

Содержание

Теоретическая часть
1 Организация логистики на малом оптовом предприятии (без собственного производства)

Логистическая стратегия
Логистика снабжения
Сбытовая логистика
Управление запасами
Логистика складирования и грузопереработка
Транспортная логистика
Анализ логистической деятельности на предприятии
ABC –анализ
XYZ – анализ


Практическая часть
Организация логистических процессов в компании « … »
Логистическая стратегия
Логистика снабжения
Сбытовая логистика
Управление запасами
Логистика складирования и грузопереработка
Транспортная логистика
Анализ логистической деятельности «…»
ABC –анализ
XYZ – анализ
Предложения….
Заключение.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая сбытовая логистика.docx

— 94.61 Кб (Скачать)

Знание  ключевых управляемых элементов  по всем звеньям цепочки позволяет  сформировать требования к необходимому уровню информационного обмена и  распределению компетенций. Для  этого потребуется определить реальные задачи персонала с помощью:

  1. фотографии рабочего дня в разрезе ежедневных, еженедельных и т.д. задач с контролем времени, затрачиваемого на их исполнение;
  2. запроса о необходимом информационном обмене логистики и внешних подразделений;
  3. сравнения полученных данных на предмет достаточности для контроля KPI и исполнения функциональных и операционных стратегий.

Результатом данного этапа является:

  1. перераспределение/дополнение матрицы информационного обмена;
  2. перераспределение обязанностей между имеющимися сотрудниками;
  3. формирование функций/должностей, отсутствующих в текущей структуре, но необходимых для качественного исполнения заявленных стратегий.

Этап 5. Выработка системы необходимых  полномочий/ответственности подразделения.

Разработанная матрица информационного обмена позволяет сформулировать четкие требования по обязательствам и полномочиям как для логистики, так и для внешних подразделений, т.к. только в случае четкого соответствия требований и полномочий возможно эффективное управление бизнесом.

В итоге  пятый этап позволит:

  1. произвести оценку уровня необходимых изменений;
  2. разработать техническое задание по необходимым изменениям информационной системы;
  3. произвести четкое распределение полномочий и обязанностей между логистикой и другими подразделениями;
  4. формализовать систему информационного обмена.

Этап 6. Разработка целевой организационной  структуры.

На данном этапе мы уже обладаем всей необходимой  информацией для формирования плана  перехода к эффективной организационной  структуре. И задача состоит в  том, чтобы сформировать целевую  организационную структуру, являющуюся наиболее оптимальной для исполнения заявленной стратегии. Данная структура  должна обеспечивать в рамках согласованной  системы информационного обмена:

  1. качественный контроль над исполнением всех стратегических планов, заявленных в ходе формирования функциональной и операционных стратегий логистики;
  2. качественное управление системой KPI в рамках управления по результатам;
  3. требования к компетенциям всех заявляемых должностей.

Этап 7. Разработка шагов перехода от текущей  ситуации к целевой.

В большинстве  случаев переход сразу к оптимальной  структуре и началу исполнения всех заявленных стратегий невозможен, т.к. необходимые изменения требуют  времени и ресурсов. Поэтому нужен  четкий план поэтапного введения заявленных стратегий в действие. При этом этапы должны быть сформированы так, чтобы и эффект был максимальным, и цели реалистичными. А для этого:

  1. достаточно идти от простого к сложному;
  2. в первую очередь проводить изменения, которые не влекут за собой коренных перестроек или увеличений бюджета;
  3. проводить четкое соответствие между ответственностью и полномочиями;
  4. если изменение структуры требует ресурсов (IT и т.д.), то любые изменения полномочий/ответственности производить только после того, как необходимые ресурсы предоставляются;
  5. ставить промежуточные стратегические цели;
  6. проводить изменения не самолично, а посредством постоянного развития персонала.

Только  так, поэтапно, может быть сформирована система логистики, которая обеспечивает контроль всех выделенных функций по всей управляемой цепочке поставок. Только в этом случае логистику можно будет назвать оптимальной и эффективной, т.к. именно достижение конкретных заявленных и согласованных стратегических целей и является критерием ее эффективности. (Александр Семенцов, управляющий директор по логистике компании AppleCity. Статья опубликована в журнале «Логинфо», №1-2, 2007.) 
 

    1. Логистика снабжения

Логистика снабжения (закупочная логистика) –  это комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения организации  материальными ресурсами и услугами.  Объектом этого раздела логистики  является материальный поток и услуги циркулирующие в функциональном цикле снабжения.  Основной целью логистики снабжения является управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения  организации материальными ресурсами и услугами с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров, множественностью источников закупки (поставщиков), равноправием партнеров, возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров, саморегулированием процессов поставки товаров, свободой ценообразования, конкуренцией поставщиков и покупателей, экономической ответственностью сторон, инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.

Различают следующие функции закупочной логистики:

  • -определение потребности в материальных ресурсах;
  • -получение и оценка предложений;
  • -выбор поставщиков;
  • -согласование цены и заключение договоров;
  • -формирование заказов;
  • -контроль количества и сроков поставок;
  • -входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
  • -управление запасами и контроль.

    При выполнении указанных задач логистика  снабжения должна следовать нескольким принципам: планомерности, ритмичности, оперативности, экономичности, централизации и технологичности. Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы:

  • традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
  • промежуточная - основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
  • ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
  • метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
  • система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
  • метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
  • система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

Последовательность  осуществления  закупок потребителем обычно следующая:

  • осознание потребности;
  • подготовка заказной спецификации (описание потребности, оценка характеристик продукции);
  • запрос предложений;
  • выбор и определение поставщика (его оценка);
  • проведение переговоров;
  • подготовка и подписание необходимых соглашений;
  • организация и управление взаимодействием;
  • контроль за поставками (оценка эффективности деятельности поставщика).

Наиболее  распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются конкурсные торги или письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В качестве критериев оценки поставщика рассматривают такие показатели, как цена, качество поставляемой продукции и обслуживания потребителей, гибкость в осуществлении поставок, удаленность от потребителя, кредитная история и текущее финансовое положение и т.п. Для сравнения вариантов поставщиков используют:

  1. Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов.
  2. Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом».
  3. Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках.

Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.

Основной  показатель для принятия решения  — надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле:

Р = 1 - Ротказа

где Ротказа — вероятность отказа в удовлетворении заявки.

В общем  случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:

  1. сопоставление плановой и фактической дат поставки;
  2. определение времени опоздания;
  3. сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок;
  4. определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт — Qплан;
  5. определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q, где ∆Q — величина недопоставки; q — средний дневной расход;
  6. определение общей величины опозданий Топ = tоп1 + tоп;
  7. определение количества случаев отказа;
  8. определение наработки на отказ Т0 = (Т — ∑Топ)/ n, где Т — общее число дней в периоде;
  9. определение интенсивности отказов π = 1 / Топ;
  10. определение коэффициента готовности поставок Кгп = (Т — ∑Топ) / Т;
  11. определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е — коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее).
  12. Наталия Георгиевна Ольдерогге, 
    кандидат технических наук, проректор Института инвестиционного развития (г. Москва).
 

    Таким образом, рассчитав необходимые  показатели, определившись с поставщиком, оформив все необходимые документы  и наладив систему поставок,  отдел логистики снабжения передает товар отделу складской логистики (в случае, если на предприятии нет производства).

 

Складская логистика  и грузопереработка

    Склад – это сложное техническое  сооружение (здание, разнообразное  оборудование и другие устройства), предназначенное для приемки, размещения, накопления, хранения, переработки, отпуска  и доставки продукции потребителям.

    Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования  необходимо учитывать все взаимосвязи  и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные  с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности  груза и т.д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.

Итак, система  складирования включает следующие  складские подсистемы:

  • складируемая грузовая единица;
  • вид складирования;
  • оборудование по обслуживанию склада;
  • система комплектации;
  • управление перемещением груза;
  • обработка информации;
  • "здание" (конструктивные особенности зданий и сооружений).

Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться полседовательно. Певым этапом  определяются место склада в логистической  цепи и его функции. Затем устанавливается  общая направленность технической  оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая) и определяется задача, которой подчинена  разработка системы складирования.  Следующим этапом выбираются элементы каждой складской подсистемы, создаются их комбинации и варианты из всех технически возможных. Итогом разработки системы складирования является осуществление выбранного рационального варианта. Весь процесс разработки системы ведется с помощью разработанных в компании ITтехнологий. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.

Место склада в  логистической системе и его  функции напрямую влияют на техническую  оснащенность склада. Склады встречаются  в различных функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной). Другими словами, от направленности деятельности предприятия и значимости склада в цепи движения товара зависит не только его вид, оснащенность и размер, но и способ его организации.

Склады в области  снабжения с учетом их хозяйственной  принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно можно разделить  на две группы:

  1. склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки, относительно постоянной оборачиваемостью, что дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской переработке груза;
  2. склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой, относительно однородной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ.

Склады производственной логистики связаны с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и  малым сроком хранения, что позволяет  добиться автоматизированной обработки  груза или высокого уровня механизации  проводимых работ.

Склады распределительной  логистики, основное назначение которых  – преобразование производственного  ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой  продукции и распределительные  склады производителей в различных  регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой  оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это  единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

Склады оптовой  торговли товарами народного потребления  в основном обеспечивают снабжение  розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют товары очень широкой  номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезонные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее  одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все  это делает нецелесообразным внедрение  автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку  грузов, и возможно даже с ручной комплектацией.

Необходимо помнить, что независимо от направленности технической  оснащенности переработки груза  обработка информационных потоков  должна быть автоматизированной. Тем  более что современные логистические  системы должны иметь единую информационную систему для всех ее участников. 

Общая концепция решения складской  системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции. 
 

    1. Управление  запасами

    Комментарий эксперта ITeam: Управление запасами – это та область менеджмента, в которой можно много выиграть от использования эффективных методов, и этот выигрыш непосредственно измеряется в денежном выражении. Эти методы изложены Джоном Шрайбфедером доступно и полно. Вместе с тем необходимо отметить, что применение того или иного подхода к управлению запасами должно определяться стратегией компании и вытекающей из нее стратегией управления запасами. На практике мы часто видим, например, что компания не определив, что для нее важнее: удовлетворение спроса потребителей или минимизация издержек, пытается выстроить систему управления запасами. Без четкой постановки целей и определения критериев эффективности эта задача не имеет решения.

    Консультант консалтинговой компании ITeam 
    Ксения Кочнева

Эффективное управление запасами позволяет организации  удовлетворять или превышать  ожидания потребителей, создавая такие  запасы каждого товара, которые максимизируют  чистую прибыль. Корпоративная политика, способствующая эффективному управлению запасами, - первая составляющая успешного управления запасами. Другие необходимые составляющие – хорошее аппаратное и программное обеспечение и знания, необходимые для использования программного обеспечения. Значение продуманной корпоративной политики в деле эффективного управления запасами неоценимо. Все сотрудники организации должны понимать фундаментальные основы корпоративного бизнес-плана. Прежде, чем изучать новые революционные способы определения, когда и сколько товаров заказывать, нужно удостовериться, что на складе - порядок. А для этого необходимо следовать определенной корпоративной политике и процедурам. Контролировать запасы и управлять ими. Говоря о порядке на складе, мы имеем ввиду отлаженность следующих функций:

  • Цели бизнеса определены;
  • Каждый работник знает цену ненадлежащего управления запасами;
  • Компания защищена от краж;
  • Товарная номенклатура каждого склада, отделения и отдела утверждена;
  • Существует определенная структура размещения запасов;
  • Затраты на выполнение заказов минимизированы благодаря удобному размещению товаров на складе;
  • Приход и расход товаров, а также все внутренние перемещения тщательно контролируются;
  • Регулярно проводится инвентаризация всех товарных позиций;
  • Документация обрабатывается своевременно;
  • Цели создания и поддержания запасов определены правильно.

В этом случае, можно  перейти к прогнозированию спроса и потребления запасов. Максимально  точный прогноз спроса – залог  эффективности управления запасами. Для нерегулярно потребляемых товаров  необходимо учитывать обычный объем  потребления и обычный объем  поддерживаемого запаса по каждому  товару. Для регулярно потребляемых товаров нужно точно регистрировать потребление, сглаживать нетипичные показатели, выбрать наиболее подходящие формулы  прогноза для каждого товара, учитывать  воздействие промоакций, совместное прогнозирование, прочие внешние факторы, определить подходящий горизонт прогноза.

Основными показателями управления запасами яляются:

Уровень запасов  продукции – обеспеченность предприятия  запасами на определенную дату;

Скорость оборота  запасов продукции – отношение  объема запасов продукции к  объему реализованной за определенный период продукции;

Оборот запасов  – интервал между поступлением продукции  на склад и ее отпуском со склада;

Норма оборачиваемости  запасов – характеризует количество продаж продукции за определенный период;

Коэффициент оборачиваемости  запасов – показывает , как часто оборачиваются запасы при обеспечении текущего объема продаж. Этот коэффициент характеризует эффективность системы закупок, производства и сбыта предприятия.

Измеряя и соотнося эти показатели,  на предприятии  выстраивают алгоритм управления запасами.  Но, все же, на фоне этих показателей  следует выделить такой показатель, как время выполнения заказа (время  поставки) и планируемое время  выполнения заказа. Эти показатели важны для обеспечения точности составления планов и прогнозов. При этом, важно иметь представление о том, что и как влияет на время выполнения заказа. Например, в большинстве компьютерных систем планируемое время выполнения заказа описывается всего одним параметром. Менеджер по закупкам тоже может считать, что это время обозначается одним числом. Однако планируемое время выполнения заказа на самом деле складывается из нескольких компонентов:

  • Времени, необходимого для составления и подачи поставщику заказа на пополнение.
  • Времени, необходимого поставщику для производства, упаковки и отгрузки товара.
  • Времени транспортировки товара от поставщика до вашего склада.
  • Времени, необходимого для приемки товара, распаковки и подготовки к использованию или продаже.

    Менеджер по закупкам должен знать, как изменение  одного из компонентов повлияет на время доставки заказа. Тем более  что время попадания «с корабля  на склад» тоже включает несколько  компонентов:

  • Распаковка груза.
  • Осмотр прибывшей продукции.
  • Переупаковка или предпродажная обработка продукции.
  • Размещение продукции в ячейках на складе.

Изменение любого из этих компонентов может оказать  существенное влияние на планируемое  время выполнения заказа. Большинство  компьютерных систем начинают отсчет времени с даты ввода заказа в компьютер и заканчивают датой получения товара. Более совершенные системы позволяют задавать иные параметры и рассчитывать время любого периода внутри общего процесса доставки (например, распаковки контейнера, переупаковки товара и т.д.). Но, так как время выполнения заказа зависит от большого количества факторов, многие компании полагают, что «лучший подход» — не расчет времени, а его прикидка, которой и занимаются менеджеры по закупкам. Раз в месяц они связываются с поставщиками (возможно, и с экспедиторами), чтобы обсудить, сколько в настоящий момент уйдет времени на получение критически важных товаров. 

    1. Транспортная  логистика
 

Транспорт является основным проводником материального  потока в логистических системах. Транспортные расходы могут достигать 20 % цены продукции  (в труднодоступных  районах доля транспортных расходов может составлять более 50%).

Главная цель транспортировки  - доставить  нужный груз нужного качества и нужного  количества нужному покупателю, в  нужное место с минимальными затратами. Отсюда следует, что в функции  транспортировки входит как перевозка  грузов, где учитываются 2 аспекта: финансовый и временной, так и хранение груза, особенно актуальной эта функция становится в условиях ограничения складских площадей.

По свей сути транспорт является проводником материального потока. Траснпортаня логистика должна осоленно близко взаимодействовать со снабженческой и распределительной логистикой. Кроме того, она должна быть  тесно интегрирована с информационной системой логистики.

При выборе транспорта, компании руководствуются  различными показателями как грузов, так и транспорта. Здесь важны и свойства грузов (весовые характеристики, габариты, химико-физические свойства и т.п.), и скорость поставки, и удаленность места назначения, и конечно же стоимость перевозки груза тем или иным транспортом.

В зависимости  от оптимальных условий перевозки, компании могут воспользоваться  железнодорожным, автомобильным, водным, трубопроводным и воздушным видами транспорта.

В процессе перемещения грузов  могут произойти  непредвиденные ситуации, при которых  произойдет порча или утрата перевозимого груза. Поэтому при осуществлении  перевозок необходимо, чтобы документированное  сопровождение груза отвечало требованиям законодательства, информация о грузе была достаточной для проверки соответствия заказа и поставки. Должна быть возможность отразить расхождение заказа и поставки, поставки и отправки. Дя перевозок внутри страны основными документами являются :

Товаро-транспротная накладная, товарная накладная;

Перевозочный  счет-фактура;

Грузовой  манифест.

Международные перевозки предъявляют более  высокие требования к документации. 

Существуют  два основных принципа организации  транспортировки: экономия за счет масштаба грузоперевозки и экономия за счет дальности маршрута. При первом способе  экономия происходит за счет сокращения транспортных расходов на единицу груза  вследствие его укрупнения.  Второй способ обеспечивает экономию  за счет сокращения стоимости перевозок  на единицу расстояния. Руководствуясь этими двумя принципами происходит оперативное управление транспортировкой, а так же ее планирования. Организация транспортировки грузов состоит из следующих этапов:

Определение вида транспорта;

Определение вида транспортного средства;

Выбор поставщика транспортных услуг;

Совместное панирование транспортного и складского процессов;

Согласование  транспортных и погрузочных работ;

Совместное  планирование  перевозки грузов разными видами транспорта;

Определение рациональных маршрутов доставки грузов;

Определение суммарных расходов доставки груза.

Помимо  организации транспортировки грузов, транспортный отдел логистики также  занимается аудитом транспортных операций и претензионно-исковой работой, ведением переговоров о величине тарифных ставок, исследованием и  анализом рынка, отслеживанием и  экспедированием поставки. 

    1. Сбытовая  логистика
 

Основной  целью сбытовой логистики является обеспечение доставки  нужных товаров  в нужное время, в нужное место  с оптимальными затратами. По-мнению большинства авторов, объектом сбытовой логистики является материальный поток  на стадии его движения от поставщика к потребителю.

Информация о работе Организация логистического процесса на малом предприятии