Организация грузовых автомобильных перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1.1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы Республики Беларусь…………………………………………6
1.2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
2.1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

      ускорение доставки грузов,

      сокращение количества перевалок,

      повышение степени сохранности грузов.

Использование автомобильного транспорта для междугородных перевозок позволяет исключить нерациональные, т.е. на короткие расстояния,  перевозки железнодорожным транспортом.

Широкая специализация и кооперирование производства, концентрация баз снабжения в крупных городах потребовали организации устойчивого, ритмичного и в короткие сроки перевозочного процесса в междугородном сообщении. В республике проводится систематическая работа по оптимизации перевозок грузов. Основные перевозки и грузооборот в междугородном сообщении осуществляются автомобильным транспортом.

Всевозрастающие объемы междугородных перевозок привели к необходимости организации их по принципу, который обеспечил бы ускорение доставки и сохранность грузов, наилучшее обслуживание грузоотправителей-грузополучателей с учетом режимов их работы по приемке-выдаче грузов и высокоэффективное использование подвижного состава.

Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики Беларусь является рациональное использование существующих транспортных сетей, реализация преимуществ их географического расположения и коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы Беларуси как можно быстрее преобразились в транспортные системы мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей транспортной отрасли. В основу модернизации должен быть положен принцип системного построения рационального транспортного комплекса с использованием современных знаний, упреждающего выполнение комплексных фундаментальных исследований, направленных на решение первоочередных проблем формирования национального транспортного комплекса.

Первой такой проблемой является поиск наиболее рациональных вариантов структурной организации транспортной системы страны как единого целого. Настала объективная необходимость в системном осмыслении глубоких структурных преобразований на транспорте и создании новой структурной организации, обеспечивающей управление направленным развитием всей транспортной системы страны.

Вторая проблема, которая требует разрешения, - транспортные ресурсы и их рациональное использование в единой транспортной системе страны. Как известно, к числу транспортных ресурсов, как основных системных качеств, относятся: пропускная способность транспортных сетей всех видов транспорта и провозная способность транспортных средств, которые используют эти сети.

Создать и реализовать в современных условиях эффективную стратегию управления направленным развитием отрасли без наличия достаточно глубокой научной разработки фундаментальных проблем организации, механизмов разрешения противоречий, рационального комплексного использования ресурсов, практически невозможно. Это обусловлено тем, что в процессе современного развития возникают принципиально новые проблемы, не имеющие аналогов в прошлом, для решения которых требуется поиск новых методологических подходов и новых средств их разрешения. Потребность в таких новых подходах проявляется и имеет особую значимость в переходных периодах развития социальных формаций, при переходе к новым рыночным отношениям, когда роль государственного регулирования не только не должна снижаться, а значительно усиливается в целях повышения уровня организации общества и государства, но не исключает активизацию процессов самоорганизации.


2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта.

 

Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта применяется система по­казателей, позволяющая оценивать степень эффективности ис­пользования подвижного состава и результаты его работы.

Объемными показателями работы автомобильного транспорта являются выполненный объем перевозок в тоннах (т) и грузооборот в тонно-километрах (ткм).

Показатель, характеризующий среднее расстояние перевозки 1 т груза:

,

где Р – грузооборот, ткм;

      Q – выполненный объем перевозок, т.

Технико-эксплуатационные показатели, характеризующие интенсивность использования подвижного состава, можно разделить на четыре группы:

1.      использование подвижного со­става во времени (дни, автомобиле-дни эксплуатации, коэффици­ент выпуска подвижного состава, время на маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой или остановочных пунк­тах и коэффициент использования рабочего времени);

2.      использова­ние скоростных свойств подвижного состава (скорости движения — техническая и эксплуатационная);

3.      использование пробега подвиж­ного состава (коэффициенты использования пробега за различные периоды времени работы на линии);

4.      использование грузоподъемно­сти подвижного состава (коэффициен­ты использования грузоподъемности— статический и динамический).

Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта подразделяются на:

      единичные — коэффициент использования парка, скорость движения, коэффициент использования пробега, коэффи­циенты использования вместимости подвижного состава;

      комп­лексные — время цикла процесса перемещения, скорость доставки (сообщения) грузов или пассажиров, производительный пробег и производительность за анализируемый период времени.

Коэффициент использования парка показывает долю рабочего времени парка подвижного состава от всего календарного времени; определяется отношением суммарного времени нахождения транс­портных средств в работе к суммарному времени нахождения их на балансе транспортного предприятия.

Скорость движения характеризуется отношением пройденного пути к затраченному времени без учета простоев под коммерчески­ми и техническими операциями (техническая скорость) или с уче­том этих простоев (эксплуатационная или коммерческая скорость).

Коэффициент использования пробега определяется отношением производительного пробега транспорта (с грузом, пассажирами) к общему пробегу за тот же период времени.

Степень использования грузоподъемности характеризуется статическим и динамическим коэффициен­тами.

Статический коэффициент использования определяется отношением физически вы­полненного объема перевозок за данное число операций транспор­тирования к возможному за то же число операций при полной загрузке подвижного состава; динамический коэффициент использо­вания — отношением фактически выполненной транспортной рабо­ты за данный производительный пробег к возможной за этот же пробег при полной загрузке подвижного состава.

Время цикла процесса перемещения включает производитель­ный пробег, простои под коммерческими и грузовыми операциями, непроизводительный пробег по подаче подвижного состава под оче­редную загрузку; определяется расстоянием транспортирования, длиной непроизводительного пробега, технической скоростью дви­жения и простоями в погрузочно-разгрузочных пунктах и в пути движения. Ускорение цикла перемещения за счет повышения ско­рости транспортирования и сокращения простоев является одной из важных задач на транспорте. [18, стр. 43]

Скорость доставки (сообщения) определяется отношением рас­стояния транспортирования к затраченному на это времени, которое состоит из времени движения и простоев в пути подвижного состава как под коммерческими, техническими операциями, так и во время отдыха водителей.

Производительный пробег и производительность указывают на интенсивность эксплуатации подвижного состава транспорта; определяются пробегом (км), объемом перевозок (т) и транспорт­ной работой (ткм), выполненными за конкретный период рабочего или календарного времени (час, сутки, месяц, год) парком или еди­ницей подвижного состава. Производительность подвижного соста­ва может быть выражена в пересчете на 1 т грузоподъемности.

Основными технико-экономическими показателями работы транспорта являются себестоимость перевозок и производитель­ность труда.

Себестоимость грузовых или пассажирских перевозок определя­ется величиной эксплуатационных затрат, приходящихся на еди­ницу транспортной продукции:

,

где ЗЭ – эксплуатационные затраты;

      Р – транспортная работа, ткм.

Производительность труда определяется в натуральном или де­нежном выражении и представляет собой отношение выполненной транспортной продукции (ткм или руб.) к трудовым затратам. За календарный период (например, за год) она определяется как отношение транспортной продукции к численно­сти работников.

При планировании и организации перевозок основными задача­ми являются: повышение технико-эксплуатационных показателей (кроме простоев) подвижного состава; сокращение простоев под погрузкой-разгрузкой (посадкой-высадкой); снижение себестоимо­сти перевозок.

Своевременный анализ технико-эксплуатационных показателей позволяет принимать меры по управлению транспортным процессом с целью повышения его эффективности.

Рассмотрим, какие технико-экономические показатели применяются для описания процесса перемещения грузов.

Перемещение — это совокупность операций, связанных с движением грузов в пространстве.

В результате перемещения груз Q транспортируется на опреде­ленное расстояние lr и при этом совершается транспортная работа Р (ткм), равная:

,

Операция перемещения — часть процесса, выполняемая с по­мощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную. Транспортирование - операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.

Перемещение включает операцию транспортирования груза и начально-конечные операции: подготовку, погрузку, разгрузку, по­дачу транспортных средств, перегрузку, складирование.

Погрузка — операция перемещения груза с места постоянного хранения или временного накопления на транспортное средство, а разгрузка — с транспортного средства — на место постоянного хранения или временного накопления.

Перегрузка — операция перемещения груза с одного транспорт­ного средства на другое или с одного места хранения на другое.

Складирование — операция размещения грузов в определенном порядке для хранения или временного накопления.

Перемещение выполняется в соответствии с транспортно-технологической схемой (ТТС). Это схема производственного процесса или его части, в которой все производственные операции, в том числе перемещения, даны в последовательности и взаимосвязи.

Циклом процесса перемещения называется закон­ченный комплекс операций по доставке груза с момента погрузки до следующей погрузки.

На автомобильном транспорте под циклом процесса перемеще­ния понимается время ездки

,

где – время погрузки, ч;

      - время перевозки (движение с грузом), ч;

      - время разгрузки, ч;

      - время подачи транспортных средств для следующей погрузки

               (время на движение без груза), ч;

      - время на движение за ездку, ч;

      - время погрузки – разгрузки, ч.

Объем перевозок груза за оборот

,

где qi – количество перевозимого груза за i-ую поездку;

      m – число поездок с грузом за оборот.

Рассмотрим показатель общей грузоподъемности автомобильного парка предприятия:

,

где - общая грузоподъемность автомобильного парка предприятия;

           ni – количество автомобилей с i-ой грузоподъемностью;

           (qобщ)i – грузоподъемность автомобилей i-ого вида;

           k – количество видов автомобилей в автомобильном парке.

Рассмотрим технико-экономические показатели, описывающие работу парка подвижного состава.

Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы) автомобиль­ного транспортного предприятия. Списочный (инвентарный) парк подвижного состава — это парк, числящийся на балансе предприятия на данный период. По своему техническому состоянию он подразделя­ется на парк, готовый к эксплуатации Ат, и парк, находящийся в ТО и ремонтах Ар:

.

Часть парка Ат используется на перевозках, а другая часть нахо­дится в простое:

,

где АЭ – число автомобилей на линии;

      АП – число автомобилей в простое.

Для каждой единицы парка подвижного состава число календарных дней:

,

где ДЭ – дни в эксплуатации;

      ДР – дни в ТО и ремонтах;

      ДП – дни в простое в готовом к эксплуатации состоянии.

Для определения дней эксплуатации, ремонта или простоя парка подвижного состава пользуются показателем автомобиле-дни:

,

где АД - суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в

                рассматриваемом состоянии;

       АДк - суммарное число автомобиле-дней k-й группы автомобилей

Информация о работе Организация грузовых автомобильных перевозок