Организация грузовых автомобильных перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1.1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы Республики Беларусь…………………………………………6
1.2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
2.1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Перевозка грузов автомобильным транспортом является слож­ным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к получателям состоит из трех основных элементов:

      погрузки груза на автомобильное средство в пунктах от­правления;

      перемещение груза автомобильным средством от пунктов отправления до пунктов назначения;

      выгрузки груза с подвижно­го состава в пунктах назначения.

При доставке груза возникает также необходимость выполнения различных других работ, свя­занных с транспортным процессом (прием груза у грузоотправи­теля и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана гру­за во время перевозки, оформление товарно-транспортных до­кументов и т. д.). Весь комплекс связанных с транспортным про­цессом работ, выполняемых с момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, назы­вается транспортно-экспедиционной работой.

В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными.

Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у отправителя до момента сдачи его полу­чателю.

Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия.

Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими грузоотправителями и грузополучателями, так и специальными организациями, специализирующимися на транспортной логистике.

Цель транспортно-экспедиционной работы, выполняемой предприятиями и организациями автомобильного транспорта, — организация доставки груза от складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев (отправителей и получателей) от несвойственных им функций, связанных с про­цессом перевозки — получение груза в пункте отправления, ох­рана груза в пути следования, сдача груза в пункте назна­чения.

Основными показателями транспортно-экспедиционной работы для специализированных транспортно-экспедиционных предпри­ятий и организаций являются: количество выполненных транс­портно-экспедиционных услуг (операций); завоз и вывоз гру­за (в отправках и тоннах); экспедиция и сопровождение груза (в тоннах и операциях); погрузочно-разгрузочные работы, харак­теризуемые количеством погруженных и выгруженных тонн.

Организация перевозок грузов заключается в установ­лении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.

От уровня организации перевозок зависит качество пере­возочного процесса, т. е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок (рис. 1).

Взаимоотношения между грузоотправителями и грузополучателями регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в договорах на перевозку груза, заключаемых между автотранспортными организациями и заказчиками автомобильного транспорта. [12, стр. 76]

Перевозки грузов должны осуществляться при количест­венном учете объема перевозимого груза, т. е. работа под­вижного состава должна учитываться в тоннах и тонно-километ­рах.

 

Рисунок 1.

Непосредственно сама грузоперевозка должна осуществляться в соответствии с Постановлением Министерства Транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2002 года № 22 «Об утверждении правил организации безопасной перевозки пассажиров и грузов».

В соответствии с Правилами перевозчик обязан:

организовать    работу  по  недопущению  нарушения   требований       нормативных  правовых  актов  в  области  обеспечения   безопасности       дорожного  движения, требований по безопасной перевозке грузов и требований Правил;

назначать  на  должность,  связанную  с обеспечением безопасной      перевозки грузов лиц, прошедших специальную подготовку      в порядке, установленном законодательством;

установить  постоянный  контроль  за  выполнением  должностными      лицами  и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению      безопасной перевозки грузов;

обеспечить  постоянный  контроль  за соблюдением установленного      режима труда и отдыха водителей;

обеспечить  соответствие  транспортных  средств виду перевозки,      объемам и характеристикам перевозимых грузов;

обеспечить  соответствие  технического  состояния  транспортных      средств  требованиям  безопасности дорожного движения, не допуская к      эксплуатации  транспортные  средства  с неисправностями, угрожающими      безопасности дорожного движения;

организовать  проведение  служебного  расследования,  учета   и      анализа  дорожно-транспортных  происшествий,  в  которых участвовали      транспортные  средства  перевозчика,  а также организовать выявление      причин, способствующих их возникновению;

обеспечить  учет  данных  о  квалификации  водителей,  их стаже      работы    на    определенных  типах  транспортных  средств,   сроках      прохождения    медицинского    освидетельствования,    участии     в      дорожно-транспортных  происшествиях,  допущенных  нарушениях  Правил      дорожного  движения и требований безопасной перевозки грузов;

ежегодно  планировать  и проводить мероприятия, направленные на      соблюдение   требований  Правил  дорожного  движения  и   требований      безопасной перевозки грузов;

оперативно   доводить  до  водителей  сведения  о  причинах   и      обстоятельствах известных ему дорожно-транспортных происшествий;

проводить  комплекс  мероприятий,  направленных  на   повышение      профессионального мастерства водителей;

организовать    и   оснастить  соответствующим   оборудованием,      литературой  и  наглядными  материалами  помещение  или  место   для      проведения    профилактических    мероприятий    по   предупреждению      дорожно-транспортных происшествий;

иметь  нормативные правовые акты, методические и информационные      материалы  для  проведения  профилактической  работы  по организации      безопасной перевозки грузов;

организовать    проведение    предрейсовых,    межрейсовых    и      послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров      водителей    автотранспортных    средств  в  порядке,   определяемом      Министерством  здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с      Министерством  транспорта  и  коммуникаций  Республики  Беларусь   и      Министерством    внутренних   дел  Республики  Беларусь.   Водитель,      осуществляющий    деятельность    в    качестве      индивидуального      предпринимателя, обязан проходить предрейсовый медицинский  контроль      в предприятии, имеющем соответствующие полномочия на проведение этой      работы;

обеспечить учет и анализ данных медицинского осмотра водителей,      склонных   к  употреблению  алкогольных  напитков,  наркотиков   или      страдающих хроническими заболеваниями;

контролировать   сроки  прохождения  водителями   обязательного     периодического  медицинского  обследования, которое осуществляется в      специализированных  лечебных  учреждениях  в  порядке, установленном      законодательством;

проводить соответствующие инструктажи водителей.


2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА

 

2.1. Роль автомобильных грузовых перевозок

 

Стабильная и эффективная работа транспортного комплекса является важнейшим условием жизнеобеспечения многоотраслевой экономики и реализации основных направлений программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

Одним из важных явлений прошлого века является объединение европейских стран в экономический союз, направленный на интеграцию и глобализацию экономики, формируя и используя общую базу накопленных знаний, образования и культуры. Это стратегическое направление развития человечества. Наиболее активно на интеграцию экономики влияет коммуникационная система стран. Поэтому мировое сообщество интенсивно формирует единую транспортную систему, используя пространственное расположение и ресурсный потенциал государств, обеспечив их интегральное обслуживание.

Под единством транспортной системы понимается особое структурное построение, позволяющее с наименьшими затратами, рационально используя преимущества каждого вида транспорта, достигать главной цели - формирования рынка транспортных услуг, полностью удовлетворяющего потребительский спрос. В связи с этим, общегосударственные мероприятия, направленные на вступление Республики Беларусь в международные интеграционные институты, являются актуальными.

Географическое положение Республики Беларусь в центре Европы предопределяет ее транспортную политику. Не имея прямого выхода к морю, являясь внутриконтинентальным государством, республика призвана играть роль транзитного коридора. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной Европы со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с Северо-Западными регионами России и странами Скандинавии проходят через территорию республики.

Транзитное геополитическое положение Республики Беларусь признано Европейским Союзом, которое, определяя существующие и будущие грузопотоки, выделило на территории страны два (названных Критскими) транзитных коридора — II и IX.

В направлении Запад-Восток республику пересекает Критский коридор II: Берлин (Германия) - Варшава (Польша) - Минск (Белоруссия) - Москва (Россия) - Нижний Новгород (Россия), соединяющий Западную Европу, Польшу, Беларусь и Россию. Европейским Союзом определен высший приоритет для данного транспортного коридора в связи с важным значением перемещающихся по нему торговых потоков между Западом и Востоком.

На территории республики участником коридора является автомобильная дорога М1 /ЕЗО Брест — Минск — Орша — граница Российской Федерации, протяженностью 606 км и двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест — Минск — Орша — граница Российской Федерации протяженностью 615 км.

В направлении Север — Юг республику пересекает IX Критский коридор, соединяющий города Хельсинки (Финляндия) — Ст-Петербург (Россия) — Москва/Псков (Россия) — Киев (Украина) — Любашевка (Украина) - Кишинев (Молдавия) — Бухарест (Румыния) - Пловдив (Болгария). Автомобильная дорога М8 граница Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины является участком IX Критского коридора и имеет протяженность по территории республики 456 км.

Важную роль играет и ответвление коридора 1ХВ Киев - Минск — Вильнюс — Каунас — Клайпеда, в которое входят автомобильные дороги М5 Минск - Гомель, М6 Минск - Гродно и Р28 Першай - Ошмяны - граница Литовской республики (на Вильнюс), протяженностью 468 км. Ответвление 1ХВ обеспечивает выход грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. [9, стр. 8]

Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике, выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных услуг, в том числе железнодорожный транспорт-20,5%, автомобильный транспорт- 12,0% и воздушный транспорт — 1,9%.

Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта, способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до двери» - дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта его специфическая особенность дополняется еще одним важным фактором - способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в пункты назначения.

Последний фактор реализуется тем лучше, чем четче будет организовано выполнение всех работ по подготовке и обеспечению перевозочного процесса. Однако организация автомобильных перевозок грузов из одной страны в другую - процесс сложный, требующий соблюдения международных конвенций и соглашений по перевозкам и транзиту, высокого качества обслуживания, точного исполнения условий контракта, соблюдения таможенных и государственных законов. Сложность управления международными перевозками заключается в том, что необходимо управлять объектом (грузом), находящимся за тысячи километров от управляющего, который должен принимать оперативные решения с учетом постоянно меняющейся обстановки и необходимости своевременной и сохранной доставки груза.

Поэтому эффективность и качество всего транспортного процесса в большой степени зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и от ряда посредников, принимающих участие в международных перевозках. Такими посредниками в международных транспортных операциях являются специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его потребителю.

Посредничество в области международных перевозок все больше охватывает необходимый комплекс услуг и операций, называемый транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО). В международной практике под ТЭО понимается особый вид специализированной деятельности по организации доставки грузов и выполнению соответствующих этому услуг, осуществляемый экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему экспедиционное вознаграждение.

Темпы развития промышленного и сельскохозяйственного производства, значительные объемы капитального строительства, возросший товарооборот повысили роль междугородных перевозок грузов в регионе. Автомобильный транспорт в этом виде перевозок имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:

Информация о работе Организация грузовых автомобильных перевозок