Организационно-экономическое управление развитием производственных мощностей водного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:00, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Решение государственной задачи существенного увеличения внутреннего валового продукта (ВВП), как основного макроэкономического показателя страны, невозможно без соответствующего развития производственного потенциала организаций, в котором производственные мощности занимают основополагающие позиции. Основные фонды по полной учетной стоимости в целом по России на 01.01.2010г. составили 90487 млрд. руб., на транспорте – 7219 млрд. руб или 8% от общей величины1. На водном транспорте, как отрасли, отличающейся высокой фондоемкостью, развитие производственных мощностей является основой обеспечения бесперебойного функционирования хозяйствующих субъектов, а также базовым условием экономического роста организаций на всех уровнях управления.

Работа содержит 1 файл

lavrenteva.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

   На  основании обоснованного концептуального подхода в диссертационной работе  разработана система организационно- экономического управления развитием производственных мощностей, включающая правовое, экономическое, организационное, информационное и кадровое обеспечение. В рамках предлагаемой системы особое внимание уделено методическому обеспечению принятия организационно-экономических решений в процессе управления развитием производственных мощностей: обоснован методический подход управления воспроизводственными ресурсами; разработана методика формирования резерва на ремонт основных средств с учетом специфики деятельности водного транспорта; предложен методический подход к оценке влияния организационно-экономических аспектов управления развитием производственных мощностей на результативность деятельности организаций водного транспорта с использованием фундаментальных положений теории эффективности.  

   4. Методические подходы  внутрифирменного  управления воспроизводственными ресурсами в организациях водного транспорта

   Совершенствование воспроизводственного процесса является важной задачей экономического роста организации, гарантирующей возврат средств, затраченных на развитие производственных мощностей и включение их в процесс самофинансирования. Из структуры воспроизводственных ресурсов в диссертационной работе более подробно рассмотрено управление собственными средствами, как основным источником, зависящим от эффективной деятельности предприятия: рациональное создание амортизационного фонда и эффективное формирование и использование чистой прибыли.

   В диссертационном исследовании обоснован  методический подход к управлению амортизационным  фондом с учетом требований и возможностей действующего законодательства, включающий пять основных блоков в следующей последовательности: обоснование срока полезного использования амортизируемого имущества (с уточнением: вида полезного использования основных фондов, факторов влияния и информационных источников); обоснование целесообразности применения амортизационной премии (условия, алгоритм расчета и порядок ее применения); выбор метода начисления амортизации; уточнение условий применения повышающих коэффициентов; определение возможности разукрупнения основных средств на конструктивно – обособленные объекты.

     Применение амортизационной премии является относительно новым условием формирования воспроизводственных ресурсов, что особенно важно для фондоемкой деятельности организаций водного транспорта. При принятии такого управленческого решения важно оценить его целесообразность и финансово-экономические последствия, т.к. это право, а не обязанность организаций. В диссертационной работе систематизированы характеристики и условия применения, обобщен алгоритм расчета амортизационных отчислений при использовании амортизационной премии для различных вариантов капитальных вложений в основные средства: приобретение основного средства;  усовершенствование основного средства как без увеличения, так и с увеличением срока его полезного использования; усовершенствование основного средства при неоднократном применении амортизационной премии (табл.2).

Таблица 2

Алгоритм  расчета амортизационных отчислений при использовании амортизационной премии

Варианты  капитальных вложений
  1. Приобретение (создание) основного средства
Ам  =  (Спер. – Пр ам 1) / Тп.и.
  1. Усовершенствование (достройка, дооборудование, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация) основного средства без увеличения срока его полезного использования
Ам  =  (Спер. + Рсов. – Пр ам 2) / Тп.и.
3. Усовершенствование (достройка,  дооборудование, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация) основного средства с увеличением срока его полезного использования

Ам  =  (Спер. + Рсов. – Пр ам 2) / (Тп.и. эксп + ∆Т п.и.сов.)

4. Усовершенствование (достройка,  дооборудование, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация) основного средства при неоднократном применении амортизационной премии

Ам = (Спер. - Пр ам1 + Русов. – Пр ам2) / (Тп.и.)

Обозначения:

Ам –  амортизационные отчисления за месяц, руб.;

Спер. –  первоначальная стоимость основного средства, руб;

Пр ам1 – амортизационная премия при  приобретении (создании) основного  средства, руб.;

Пр ам2 – амортизационная премия при  усовершенствование (достройка, дооборудование, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация) основного средства, руб.

Тп.и. –  срок полезного использования, мес.;

Рсов. –  расходы на усовершенствование (достройка, дооборудование, модернизация, техническое  перевооружение, частичная ликвидация) основного средства, руб.;

Тп.и. эксп – срок полезного использования при вводе основного средства в эксплуатацию, мес.;

∆Т п.и.сов  – увеличение срока полезного  использования основного средства в результате его усовершенствования (достройка, дооборудование, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация), мес.

   5. Методика формирования  резерва на ремонт  основных средств  в организациях  водного транспорта. Предложенный в диссертационной работе методический подход формирования резерва на ремонт основных средств предполагает, что он является составной частью общей системы организационно-экономического управления развитием производственных мощностей организации. Обоснованное регулирование финансовыми потоками и налоговыми обязательствами являются важными составляющими стратегического развития организаций отрасли. Для судоходных компаний, портов и других предприятий на рынке транспортных услуг важно использовать организационно-экономический механизм, позволяющий адекватно поступающим доходам формировать расходы, учитываемые в налогообложении, тем самым рационально, в соответствии с требованиями законодательства, уплачивать налоговые платежи с учетом особенностей деятельности на водном транспорте.

   В диссертации обоснованы принципы и  преимущества создания такого резерва. К основным принципам относятся: необходимость и вероятность осуществления определенного вида ремонта; экономическая целесообразность создания резерва; расходы на резерв уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, но не снижают величину налоговых обязательств. Преимущества проявляются в возможности учесть величину предстоящих расходов до их фактического осуществления, управление налогооблагаемой прибылью осуществляется путем равномерного формирования расходов, что дает возможность обоснованного прогнозирования объем денежных средств для уплаты налогов.

   Определяемый  резерв предусматривает ремонтные расходы в текущем году и предстоящие расходы на особо сложный и дорогой капитальный ремонт в последующие годы. С этой целью определяется сумма таких фактических расходов организации за три предшествующих года и сметная стоимость сложного капитального ремонта, приходящаяся на каждый налоговый период, в течение которого планируется накапливать средства для выполнения этого вида ремонта при условии его отсутствия в предыдущих периодах.

   Разработанный алгоритм создания резерва включает три основных этапа: обоснование  необходимости осуществления ремонта, определение максимальной величины резерва и расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

   На  первом этапе обосновывается  необходимость  осуществления ремонта основных средств в следующей последовательности: инвентаризируется их состав с уточнением первоначальной или восстановительной стоимости, анализируются и обобщаются графики ремонта в текущем и перспективном планировании, систематизируется сметная стоимость по видам ремонта и группам основных средств, выполняется оценка особо сложных видов капитального ремонта в перспективном планировании.

   На  втором этапе рассчитывается максимальная величина резерва расходов на ремонт основных средств ( ), как сумма резерва текущего года ( ) и резерва перспективного особо сложного капитального ремонта ( ):

    
,
(1)

   Ремонтный резерв текущего года равен средней  величине расходов по ремонту основных средств за три предыдущих года:

    
,
(2)

где - резерв на ремонт основных средств текущего года, руб.;

    - фактическая сумма расходов  ремонту основных средств за три предыдущих года. 

   Ежегодный резерв на особо сложный капитальный  ремонт – это средняя величина перспективных расходов с учетом сметной стоимости такого ремонта:

    
,
(3)
    
,
 
(4)

      где - сметная стоимость сложного капитального ремонта по i-ому основному средству в j-ом году, руб.;

      - сумма расходов по капитальному  ремонту i-ого основного средства, n – количество лет формирования резерва осуществления сложного капитального ремонта. 

   Норматив  отчислений в резерв ремонта основных средств устанавливается в зависимости от максимальной суммы отчислений в резерв на эти цели и совокупной стоимости амортизируемых основных средств. Для оценки экономической целесообразности создания резерва разработана соответствующая организационная модель (табл.3).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   6. Оценка влияния  организационно –  экономических методов  управления развитием производственных мощностей на экономическую эффективность деятельности организаций водного транспорта является одним из основных индикативных условий применения предложенных методических подходов. Через эффективность опосредуется связь между требованиями среды, целями и производственно-экономической основой организации, с одной стороны, и параметрами системы ее управления, с другой. Исходя из этого, эффективность деятельности организаций водного транспорта, с позиций развития производственных мощностей, предпочтительно оценивать многокритериальным и многоуровневым способом, учитывающим цели контрагентов и самого предприятия как экономического субъекта на основе интеграции инновационных, рыночных и эксплуатационных условий деятельности. На локальном уровне поставленная задача может быть достигнута с использованием показателя рентабельности, отражающем результативность внутрифирменных управленческих решений:

    
     при:   ∆Э=f(С1,С2,…Сb,…Сn),            
 
(5)

    где ∆Э – изменение эффективности деятельности организации водного транспорта;

    Э' –  эффективность деятельности организации  до внедрения СОЭУ РПМ;

    Э"  –  эффективность деятельности организации после внедрения СОЭУ РПМ;

    Сb – соответствующее направление экономического развития производственных мощностей;

    n – количество направлений экономического развития производственных мощностей организаций водного транспорта. 

   Разработанные методические положения были использованы при обосновании комплекса практических рекомендаций организационно – экономического управления развитием производственных мощностей для условий судоходных компаний и организаций портовой инфраструктуры на примере судоходной компании «Ока» и Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт».

   Расчеты показали, что создание резерва на ремонт основных средств в ЗАО «Судоходная компания ОКА» снизит налоговую нагрузку и высвободит оборотные средства в первом и втором квартале на 30%, сместив уплату налога на прибыль на третий и четвертый квартал, что очень важно при ярко выраженной сезонности работы предприятия. Аналогичная тенденция выявлена расчетным путем и для Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт».

   Результаты  расчетов для условий Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» по показателям, которые оказывают влияние на внедрение предлагаемых в диссертации направлений организационно-экономического развития производственных мощностей, подтвердили возможность увеличения чистой прибыли, как основного источника пополнения и обновления производственных фондов. Положительная динамика этого показателя  за счет исследуемых в диссертации направлений начинается со второго года внедрения предлагаемых мероприятий.

   Моделирование внутрифирменного управления позволило  на основе выполнения многовариантных  расчетов и сравнительного анализа  полученных результатов разработать программу управления развитием производственных мощностей и план – прогноз формирования резерва на ремонт основных средств, обеспечивающие повышение эффективности деятельности рассматриваемых организаций. 

Информация о работе Организационно-экономическое управление развитием производственных мощностей водного транспорта