Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:00, автореферат
Актуальность темы исследования. Решение государственной задачи существенного увеличения внутреннего валового продукта (ВВП), как основного макроэкономического показателя страны, невозможно без соответствующего развития производственного потенциала организаций, в котором производственные мощности занимают основополагающие позиции. Основные фонды по полной учетной стоимости в целом по России на 01.01.2010г. составили 90487 млрд. руб., на транспорте – 7219 млрд. руб или 8% от общей величины1. На водном транспорте, как отрасли, отличающейся высокой фондоемкостью, развитие производственных мощностей является основой обеспечения бесперебойного функционирования хозяйствующих субъектов, а также базовым условием экономического роста организаций на всех уровнях управления.
Лаврентьева
Елена Леонидовна
ОРГАНИЗАЦИОННО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Специальность 08.00.05. – «Экономика и управление
народным хозяйством» (по отраслям и сферам деятельности
в т.ч.: экономика,
организация и управление предприятиями,
отраслями, комплексами - транспорт)
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
экономических наук
Нижний Новгород
2011
Работа выполнена на кафедре логистики
и маркетинга Федерального государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования (ФГОУ
ВПО) «Волжская государственная академия
водного транспорта»
Научный руководитель - | доктор экономических
наук
Ефремов Николай Андреевич |
Официальные оппоненты - | доктор экономических наук, профессорМетелкин Павел
Владимирович кандидат экономических наук, профессор Олюнин Владимир Ильич |
Ведущая организация - | ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» |
Защита диссертации состоится 16 июня 2011 г. в 15:00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 223.001.03 при ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а, в зале заседаний диссертационного совета (ауд. 231).
С
диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке ФГОУ ВПО «Волжская
государственная академия водного
транспорта».
Автореферат
разослан 13 мая 2011 г.
Ученый
секретарь
диссертационного совета, кандидат экономических наук, профессор |
Н.В.Сивоволов |
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Решение государственной задачи существенного увеличения внутреннего валового продукта (ВВП), как основного макроэкономического показателя страны, невозможно без соответствующего развития производственного потенциала организаций, в котором производственные мощности занимают основополагающие позиции. Основные фонды по полной учетной стоимости в целом по России на 01.01.2010г. составили 90487 млрд. руб., на транспорте – 7219 млрд. руб или 8% от общей величины1. На водном транспорте, как отрасли, отличающейся высокой фондоемкостью, развитие производственных мощностей является основой обеспечения бесперебойного функционирования хозяйствующих субъектов, а также базовым условием экономического роста организаций на всех уровнях управления.
Современное состояние водного транспорта, как одной из составляющих транспортного комплекса России, характеризуется наличием системных проблем, из которых наиболее существенной является критический износ основных производственных фондов, особенно в судоходстве. Так, доля морских судов, срок эксплуатации которых превышает 25 лет, составляет более 48%, а речных – более 50%2. Такие возрастные характеристики объективно снижают возможности России в жесткой конкуренции на международном фрахтовом рынке и настоятельно требуют принятия экономически обоснованных решений по развитию производственных мощностей судоходного бизнеса. В настоящее время Россия, исходя из формальной регистрации судов, занимает 30 место в мире по тоннажу флота, контролируя 1483 судна, общим дедвейтом 19,2 млн. тонн, что в 3 раза меньше, чем в начале 90-х годов, из которых только 30% тоннажа эксплуатируется под российским флагом. Следствием такого положения и влияния мирового финансового кризиса явились за последние 10 лет незначительный рост объемов грузовых морских перевозок и существенное сокращение объема перевозок внутренним водным транспортом (в 2009 году на 35%). Однако в 2010г. наметилась положительная динамика и планируется в 2011г. на речном транспорте выход на докризисные темпы развития3.
Сложившаяся ситуация потребовала принятия необходимых мер государственной поддержки. Нормативной и ресурсной базой развития производственных мощностей водного транспорта являются Федеральные целевые программы (ФЦП), анализ результатов поэтапной реализации которых позволяет утверждать, что поставленные цели и задачи пока не достигаются в полной мере. Одной из причин является недостаточное использование возможностей внутрифирменного управления в организациях водного транспорта как государственной, так и частной формы собственности. В настоящее время действует ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015годы)», в рамках которой предусматривается создание экономических механизмов для обновления и поддержания в эксплуатационном состоянии производственных фондов водного транспорта.
В этих условиях приоритетную роль приобретает применение адекватных форм и методов организационно – экономического управления развитием производственных мощностей судоходных компаний, портов и других организаций транспортной инфраструктуры.
Несмотря на то, что проблемы формирования, использования и развития производственных мощностей всегда были в центре внимания экономической науки, однако ряд важных теоретических и практических вопросов в этой области с учетом современных условий деятельности организаций водного транспорта разработан недостаточно: не уточнен соответствующий понятийный аппарат; отсутствуют концептуальные подходы организационно – экономического управления производственной базой в условиях демонополизации водного транспорта; не получили необходимого обоснования экономические аспекты управления производственными мощностями с учетом международных требований; отсутствуют способы и инструментарий оценки влияния управления производственными мощностями на эффективность деятельности организаций водного транспорта.
Вышеизложенное определяет актуальность темы, цель и задачи диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретических и методических положений формирования системы организационно – экономического управления развитием производственных мощностей организаций водного транспорта, обеспечивающей повышение эффективности их деятельности.
В
соответствии с поставленной целью
определены основные задачи, решенные
в диссертационном
-
исследовать экономическую
-
выявить тенденции развития и
проблемы управления
-
обосновать экономические
-
уточнить научно - методические подходы
организационно-экономического
-
осуществить практическую
Объектом исследования являются производственные мощности организаций водного транспорта
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения при управлении производственными мощностями организаций морского и внутреннего водного транспорта.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории управления, корпоративного менеджмента, экономики и управления на водном транспорте. В диссертации использовались законодательные и нормативные акты, определяющие модернизацию и стратегическое развитие транспортной системы России, регулирующие функционирование и обновление производственных мощностей организаций водного транспорта.
В процессе диссертационного исследования и решения поставленных задач использовались методы обобщения, группировки, системного, логического, комплексного, структурного, факторного и сравнительного анализа. Формированию методического подхода к организационно– экономическому управлению развитием производственных мощностей способствовали работы отечественных ученых: А.В. Анчишкина, В.Ю. Будавей, Э.П. Горбунова, В.А. Даеничевой, И.П. Дежкиной, Ю.Ю. Донец, О.А. Евсеевой, Н.Л. Зайцева, В.Е. Кантора, А.А. Матиташвили, В.Я. Медикова, П.И. Разинькова, В.И. Рощина, А.Н. Стерлинговой, Р.А. Фатхутдинова, А.В. Фель и др., а также зарубежных экономистов – Акофф Р., Ансофф И., Дэй Д., Друкер П., Поттгофф Г. и др.
Большой вклад в решение исследуемой проблемы внесли труды ученых в области экономики и управления на транспорте: А.А.Булова, В.М. Бунеева, Г.В. Веселова, Н.Н. Громова, Н.А. Ефремова, В.И. Жмачинского, В.Н.Кострова, Г.М. Курошевой, А.Н.Лазарева, А.Г. Малышкина, П.В. Метелкина, С.В. Милославской, Н.В. Мордовченкова, В.Г.Никифорова, Р.И. Нудельмана, В.И. Олюнина, Н.Ф. Пермичева, Т.А.Пантиной, В.А.Персианова, И.А. Рагулина и др.
Эмпирическая база исследования включает статистические данные, характеризующие развитие экономики России и транспортного комплекса, основные показатели деятельности, управленческую и финансовую отчетность судоходных компаний, портов и других организаций водного транспорта, а также информационные сведения в отечественных и зарубежных периодических изданиях в области водного транспорта.
Научная новизна исследования состоит в совершенствовании и развитии теоретических и методических организационно-экономических положений внутрифирменного управления развитием производственных мощностей организаций водного транспорта. К основным результатам, определяющим научную новизну, относятся:
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные методические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в практике управления развитием производственных мощностей судоходных компаний, портов и других организаций транспортного комплекса, а также иных отраслей экономики.
Основные результаты проведенного исследования нашли практическое применение в деятельности ОАО «Северо-Западное пароходство», ФГУ «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» и ЗАО «Судоходная компания ОКА» в процессе разработки и реализации стратегии развития производственных мощностей, что подтверждено соответствующими актами о внедрении.
Теоретические и практические аспекты диссертационной работы могут применяться в учебном процессе при подготовке специалистов по экономике и управлению.
Апробация выводов и результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных и российских научных конференциях, научно – методических семинарах Волжской государственной академии водного транспорта, Государственной морской академии им. адм. С.О. Макарова, Международного банковского института, Одесской национальной морской академии, Санкт–Петербургского государственного университета водных коммуникаций, Санкт–Петербургского государственного инженерно – экономического университета.