Организационная структура логистики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:45, доклад

Описание работы

Организационная структура службы логистики и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:
направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации;
размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка);
количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, используемых на предприятии;
структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием, по направлениям производственно-хозяйственной деятельности;

Работа содержит 1 файл

организ-ая стр-ра управления на п-ии (логистика).docx

— 141.05 Кб (Скачать)

3. Организационная структура логистики на предприятии

Организационная структура службы логистики и ее подразделений (отделов  или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:

  • направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации;
  • размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка);
  • количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, используемых на предприятии;
  • структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием, по направлениям производственно-хозяйственной деятельности;
  • количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;
  • назначение и количество складов на предприятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;
  • наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам; количество потребителей промежуточной или конечной готовой продукции, выпускаемой предприятием.[5]

В зависимости от перечисленных  факторов и других факторов внешней  и внутренней среды устанавливается соответствующая организационная структура службы логистики на каждом отдельном промышленном предприятии или в торгово-посреднической организации.

В теории и практике организации  службы логистики на предприятиях существует так называемая классическая трехуровневая организационная структура службы логистики (рисунок 1).

Рисунок 1 – Классическая структура  трехуровневой организации службы логистики на предприятии

Основными функциями первого  уровня — общего управления (общего планирования) являются: [5]

  • проверка всей организации логистики на предприятии и, при необходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различным направлениям логистической деятельности;
  • разработка стратегии организации - долгосрочного плана развития службы логистики в соответствии с возможной диверсификацией предприятия - процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия в нестабильной и гетерогенной внешней среде (сегментированный и пресыщенный рынок);
  • оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; координация тактической деятельности отделов (групп) службы логистики в отношении стратегических целей предприятия;
  • осуществление при необходимости определенных изменений в процедурах и операциях, выполняемых службой логистики; установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандарты сервисного обслуживания. [5]

Исходной информацией этого  уровня управления являются показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия в широком масштабе, общие проблемы подсистем логистики и внешние факторы, влияющие на систему в целом, например, возрастание или снижение конкуренции на рынке, а также другие изменяющиеся условия рынка. Поступающая информация используется для исследования, анализа, оценки деятельности службы логистики и принятия различного рода решений, касающихся корректировки действий в отдельных подсистемах и системы в целом.

Функции второго уровня — программного управления (управления по программе) включают в свой состав практически все функции подсистем  логистики: получение и обработка заказов; организация закупок материально-технических ресурсов; организация транспортного хозяйства, организация складской и сбытовой деятельности. [5]

Кроме того, в функции данного уровня управления входит: реализация политики и стратегии ведения производственно-хозяйственной деятельности предприятия па уровне подсистем логистики имеющимися средствами; координация всех подсистем логистики для достижения поставленных целей на предприятии; устранение возможных несоответствий между различными компонентами как внутри подсистем, так и между ними; регулярное подведение итогов производственно-хозяйственной деятельности и отчет перед руководством о деятельности отделов (групп) службы логистики. [4]

Данный уровень управления состоит  из руководителей-менеджеров, но направлениям логистической деятельности (материально-техническое снабжение, складское и транспортное хозяйство, распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям предприятия, сбытовая деятельность). Кроме того, данный уровень управления имеет в наличии персонал, обеспечивающий логистическую деятельность, — инженеров, контролеров и аналитиков, которые планируют логистическую деятельность, проверяют возникшие изменения в системе и отдельных ее подсистемах, разрабатывают направления и решения по восстановлению планируемого процесса, а также решают вопросы сервисного обслуживания, окупаемости логистических затрат, локальной и общей тактики поведения на рынке (по каждой подсистеме логистики), эффективной реализации общей стратегии предприятия. [3]

В функции третьего уровня — оперативное управление (оперативные  компоненты), представляющее собой простые составляющие деятельности отдельных подсистем. В оперативное управление входит:

  • управление операциями и процедурами движения материально-техническими ресурсов;
  • работа с поставками продукции, по которым нарушается график ее движения; подготовка и предоставление на уровень программного управления информации о зафиксированных нарушениях деятельности в подсистемах;
  • оперативное управление подсистемами в режиме времени и затрат, установленных управлением программного уровня; отчет перед уровнем программного управления о результатах деятельности подсистем в соответствии с запланированным временем и затратами. [5]

Управление на данном уровне является в принципе «рутинным» процессом  и включает в себя функциональные обязанности сотрудников отделов (групп) службы логистики, а также специальные функциональные контрольные операции и административную деятельность, что не требует особой ответственности, так как практически каждая возникающая в подсистемах проблема имеет определенный, регламентируемый и утвержденный метод решения.

Особое место в трехуровневой  структуре организации службы логистики  на предприятии, так же как и в любой другой структуре, организационно построенной на отличающихся от трехуровневой структуры принципах, занимают информационные потоки. При этом иерархия движения и использования информационных потоков в логистической деятельности имеет, как правило, также три самостоятельных уровня (рисунок 2). На каждом уровне управления информационный поток выполняет свои строго определенные функции.[4]

Рисунок 2 – Иерархия движения информационного  потока в службе логистики

Оперативный уровень контроля. Информационный поток на этом уровне имеет довольно широкий диапазон данных. Здесь осуществляется реализация решений, носящих оперативный характер, — реакция на любое содержание получаемой нормативной, справочной, оперативной, аналитической или другой информации. Информация этого уровня, как правило, используется для осуществления оперативного планирования по различным направлениям деятельности службы логистики, а также для проведения контроля за решениями, принятыми на оперативном уровне управления. [5]

Уровень тактического принятия решений. Диапазон информационного потока этого  уровня несколько уже, чем на оперативном  уровне контроля, но информация здесь  более концентрирована, максимально  обработана и сгруппирована. На этом уровне управления используется часто  управленческая информация, необходимая  для осуществления тактического планирования и принятия управленческих решений по различным процессам  производственно-хозяйственной деятельности службы логистики предприятия.

Уровень стратегического принятия решений. Весь информационный поток  на этом уровне управления максимально  сконцентрирован. Справочная, нормативная, оперативная и аналитическая  информация в данном случае предназначена  для осуществления стратегического планирования производственно-хозяйственной деятельности службы логистики. По аналитической информации (ее анализу и оценке) принимаются глобальные перспективные решения развития службы логистики предприятия. [5]

Пирамидальная организационная структура  представляет собой многоуровневую иерархию — трехуровневую, четырехуровневую и более. Эта структура имеет  следующие характеристики:

  • углубленная специализация с появлением каждого нового уровня;
  • повышенный контроль и координация на каждом уровне;
  • максимальная формальность производственных связей «руководитель — подчиненный»;
  • достаточно медленный процесс принятия решений в условиях неопределенности;
  • возможность возникновения конфликтности целей фирмы и отдельных - ее звеньев;
  • незначительное число подчиненных у руководителя на каждом уровне производственно-хозяйственной структуры. [4]

На промышленных предприятиях, имеющих  полную производственную многоитерационную микрологистическую цепь, в трехуровневой организационной структуре службы логистики, как правило, формируются следующие отделы и группы (с фрагментами выполняемых функций):

  • отдел материально-технического снабжения или закупок (расчет потребности в материальных ресурсах, выбор поставщика, организация процесса закупок);
  • отдел транспортного хозяйства (доставка материальных ресурсов до предприятия и производственных подразделений, транспортировка готовой продукции потребителям);
  • отдел складского хозяйства (приемка материальных ресурсов, их складирование, хранение и отпуск в производство);
  • отдел запасов (расчет оптимальных объемов запасов материальных ресурсов и готовой продукции);
  • отдел распределения (лимитирование потребности в материальных ресурсах, контроль за нормами расхода материалов и их потреблением в производственных подразделениях предприятия);
  • отдел сбыта или продаж (обеспечение потребителей готовой продукцией, работа с дистрибьюторской сетью);
  • отдел информационного обеспечения (управление коммуникациями внутри службы логистики, связь с подразделениями предприятия, поставщиками и потребителями);
  • производственный отдел (расчет и корректировка запасов промежуточной продукции в незавершенном производстве (на рабочих местах), разработка рациональных схем движения продукции в технологических процессах). [5]

В микрологистических цепях, функционирующих в различных условиях производственно-хозяйственной деятельности предприятий или организаций, может быть использовано модульное построение отделов и групп службы логистики. Существует 6 вариантов модульного построения структуры службы логистики на предприятии: [5]

Первый вариант может быть использован  на промышленных предприятиях с полным производственным циклом, значительной номенклатурой потребляемых материальных ресурсов и широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Второй вариант характерен для  торгово-посреднических организаций, имеющих незначительную номенклатуру закупаемой и реализуемой продукции, а также для предприятий бытового обслуживания.

Остальные четыре варианта используются на предприятиях и в организациях исходя из направлений их производственно-хозяйственной деятельности, количества наименований потребляемых материально-технических ресурсов, количества наименований выпускаемых базовых изделий и изделий-модификаций. Эти варианты могут быть использованы в неполной, короткой, однозвенной производственной цепи и производственно-сервисной цепи.

Модульная организация службы логистики  предполагает использование пространственной структуры ее формирования и представляет собой многоитерационный процесс, осуществляемый в следующей последовательности (по итерациям): [5]

  • производится набор функциональных блоков логистики, количество которых зависит от направлений деятельности субъектов хозяйствования;
  • компонуются отделы или группы службы логистики в зависимости от количества работающих на предприятии и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов;
  • устанавливаются принципы формирования организационной структуры по каждому отделу или группе службы логистики;
  • определяются функции отделов и групп службы логистики на основе полного комплекса логистических операций, выполняемых на предприятии в зависимости от направления ее производственно-хозяйственной деятельности;
  • рассчитывается необходимое количество сотрудников по каждому отделу или группе службы логистики на основе объемов выполняемых логистических операций;
  • формируются материальные и информационные потоки при взаимодействии службы логистики с другими организационными структурами предприятия.

Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рисунок 3.

Рисунок 3 – Традиционная система  управления материальными потоками на предприятиях

Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу. Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства). [3]

Информация о работе Организационная структура логистики на предприятии