Оптимизация логистических каналов. Принятие решения по количеству складов в системе распределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы отразить:

сущность и значение распределения в логистике;
потребление материального потока;
логистические каналы и логистические цепи;
размещение распределительных центров на логистическом полигоне.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Понятие логистических каналов распределения …………………..4

1.1. Каналы распределения товаров …………………………………………....4

1.2. Логистические каналы и логистические цепи……………………………10

ГЛАВА 2. Задачи оптимизации в системе распределения ……………..……17

2.1 Определение оптимального количества складов в системе

распределения.......................................................................................................17

2.2. Задача оптимизации расположения распределительного центра

на обслуживаемой территории ………………………………………………..25

2.3 Принятие решения по построению системы распределения.. …………31

Заключение ………………………………………………………………………..32

Список использованных источников…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Логистика 2003 Office Word.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

       Задача  размещения распределительного центра приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение, скорее всего, будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей. Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же как поиск близкого к оптимальному решения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

       Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей метод может оказаться неприменим, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения, растут по экспоненте.

       Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки  субоптимальные, или так называемые эвристические методы определения  места размещения распределительных центров. Эти методы эффективны для решения больших практических задач; они дают хорошие, близкие к оптимальным, результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора). По существу, метод основан на «правиле большого пальца» (иначе – метод Паретто, или АВС метод), то есть на предварительном отказе от очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ, анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, проблема сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оценить. Остаются лишь спорные варианты, по которым у эксперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.

       Метод определения центра тяжести (используется для определения места расположения одного распределительного центра). Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают (рис.18). Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны. 
 
 

         

                                                Х 
 
 
 

  Рис. 18. Определение места расположения распределительного центра методов  построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести).

       При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели мнимого потребителя, расположенного в центре тяжести самой пластины и с грузооборотом, пропорциональным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины. Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования – принцип подобия модели и моделируемого объекта.

       Методом определения центра тяжести можно  оптимизировать, например, размещение оптовой базы, снабжающей магазины района продовольственными товарами. Уравновесить в этом случае необходимо грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптовой базы включает несколько населенных пунктов, снабжаемых определенной группой товаров только с этой базы, то на модели распределительной системы грузы должны быть пропорциональны численности населения обслуживаемых населенных пунктов.

       Перечислим и охарактеризуем факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после принятия решения о географическом месторасположении центра.

       1. Размер и конфигурация участка.  Большое количество транспортных  средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники. Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической системы, в свою очередь сам разворачивается в сложную систему. Складские помещения распределительного центра – только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование остальных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо разместить:

  • административно-бытовые помещения, включающие в себя центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих;
  • пост охраны;
  • устройства для сбора и обработки отходов.

       2. Транспортная доступность местности.  Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра, как для собственного персонала, так и для клиентов.

       3. Планы местных властей. Выбирая  участок, необходимо ознакомиться  с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.

       Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный цент, необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

       В качестве примера учета различных  факторов решения задачи определения места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории, рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Размещение оптовых рынков требует учета большого числа факторов. При этом основными из них являются: размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами оптового рынка; наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магистрали; возможность расширения участка земли в связи с ростом торговой активности рынка.

       Например, при размещении тольяттинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свободной от застроек площадке, месторасположение которой позволяло бы потенциальным покупателям добираться до рынка в приемлемое время. Однако экономические расчеты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транспортной системой, не окупаются ожидаемыми поступлениями от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площадке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, с одновременным приемом на работу части ее персонала. Выбор варианта был обусловлен его экономическими преимуществами, удобным для посетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров. 

       2.3. Принятие решения  по построению  системы распределения. 

       В соответствии с методом системного подхода, при формировании системы распределения применяется следующая последовательность действий.

  1. Изучается конъюнктура рынка и определяются стратегические цели системы распределения.
  2. Разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через систему распределения.
  3. Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе, а также на отдельных участках материалопроводящей цепи.
  4. Изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема материальных потоков в пределах системы распределения.
  5. Разрабатываются различные варианты построения систем распределения: с одним или несколькими распределительными центрами, расположенными на тех или иных участках обслуживаемой территории и т.д. Оцениваются транспортные и иные расходы для каждого из вариантов.
  6. Выбор для реализации одного из разработанных вариантов – наиболее сложный этап построения системы распределения.

Для того чтобы  из множества вариантов выбрать  один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

заключение

       Основная  цель логистической системы распределения  – доставить товар в нужное место и в нужное время.

       Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

       Решение о выборе каналов распределения  – одно из важнейших, которое необходимо принять руководителю организации. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.

       Каналы  распределения товаров можно  охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.

       Каждый  член канала представляет собой отдельное  предприятие, стремящееся получить максимальную прибыль, а это может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как не один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными.

       Вертикальные  каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система. При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала.

       На  уровне макрологистики логистические  каналы и логистические цепи являются связанными между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

       Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.

       Правовое  обеспечение экономической деятельности должно обличать формирование и реализацию хозяйственных связей, информационные сети – делать возможным быстрый обмен информацией, финансовая система – обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств.

       Решение перечисленных задач является функцией государства, которое должно создать  условия, способствующие развитию и  оптимизации систем распределения материальных потоков.

       В настоящее время Правительством РФ ведется целенаправленная работа по формированию инфраструктуры товарного рынка, под которой понимается система организаций, обеспечивающих взаимосвязь между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сферы потребления. При этом особое внимание уделяется формированию следующих подсистем:

  • торговых посредников и складского хозяйства;
  • информационного обеспечения;
  • транспортного обеспечения;
  • финансово-кредитной системы;
  • нормативно-правовой базы.

Информация о работе Оптимизация логистических каналов. Принятие решения по количеству складов в системе распределения