Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, контрольная работа
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества.
Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками.
1.Национальные премии по качеству и их критерии
2.Тест
3.Определит уровни планирования качества продукции на современном предприятии
Первый конкурс на соискание премии по качеству состоялся в 2008 году.
Премия правительства
На участие в конкурсе могут претендовать организации независимо от организационно - правовой формы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг.
2. Цели и задачи премий в области качества
2.1 Премии качества как стратегия совершенствования
Для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества - это, прежде всего модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.
Популярность премий качества как
моделей совершенствования
Модели и критерии премий качества. Что же представляет собой модель премии? Как правило, модель - это набор оценочных критериев, имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой. Например, критерии и модель премии Правительства РФ в области качества соответствуют Европейской премии качества, где критерии разбиты на две группы: «Возможности» и «Результаты». Группа «Возможности» включает в себя: 1) лидерство, 2) политику и стратегию, 3) людей, 4) партнерство и ресурсы, 5) процессы организацией. Группа «Результаты» включает: 6) удовлетворение потребителей, 7) удовлетворение персонала, 8) влияние на общество, 9) ключевые результаты деятельности.
«Содержание критериев и принципы
построения модели той или иной премии
- это философия бизнеса
Построение системы управления
на базе модели премии предполагает стремление
максимально соответствовать ее
критериям. «Для того чтобы процесс
совершенствования был
Одна из основных целей не только победителей, но и всех участников конкурса - освоение метода самооценки организации на соответствие критериям премии. И даже не участвуя в конкурсе, любая организация - на каком бы уровне развития она ни находилась - может применять модель премии для самооценки. Это позволит систематизировать и структурировать систему управления, проанализировать бизнес-процесс и выявить области для первоочередных улучшений.
Постоянная самооценка позволяет
проследить динамику улучшений и
привить идеологию постоянного
совершенствования в
Еще одна возможность совершенствования, которую предоставляют премии качества, - бенчмаркинг, или эталонное сопоставление.
Компании-лауреаты конкурсов на соискание премий качества получают национальное признание, а их бизнес-процессы становятся эталонными и рассматриваются другими компаниями в качестве объектов для проведения бенчмаркинга. Многие компании обращают внимание на бенчмаркинг именно благодаря премиям качества. Эталонное сопоставление с ведущими организациями в рамках, определенных концепцией и критериями той или иной модели, может стать отличной стратегией непрерывного совершенствования, поэтому бенчмаркинг становится неотъемлемой частью премий качества. Показательным примером развития бенчмаркинга под эгидой премии в области качества является опыт Европейского фонда управления качеством.
Для достижения качества существует множество методов. К ним относят: методы обеспечения качества, методы стимулирования, методы контроля. Все они тесно взаимосвязаны. Мы рассматриваем второй метод - метод стимулирования, а точнее премии по качеству.
В соответствии с уровнем утверждения и составом участников конкурса премии разделяются на: корпоративные, региональные, национальные, международные.
Корпоративные премии учреждаются руководством крупных компаний, а участниками конкурса могут быть входящие в них предприятия и подразделения. Пример - премия шведской компании «Телия».
Региональные премии учреждаются
региональными органами управления.
При этом, например, во Франции, призёр
национальной премии выбирается из числа
компаний-обладателей
Национальные премии учреждаются, как правило, государством, причём иногда для этого принимается специальный закон (США, Аргентина и др.), либо национальными общественными организациями (ассоциациями) при поддержке государства (Ирландия). Как правило, премии по качеству не предусматривают денежную награду. Победителям вручается символ премии, который они могут использовать в рекламных целях. При этом, однако, они должны в той или в иной форме поделиться своим опытом с другими.
Состав критериев, составляющих основу оценки и самооценки деятельности компаний, примерно одинаков и основан на принципах всеобщего (тотального) управления качеством (TQM).
Однако следует еще раз
Процесс самооценки качества очень полезен для любой компании, желающей развиваться и демонстрировать свой уровень качества. Этот процесс систематического пересмотра и контроля состояния компании - один из наиболее важных видов управленческой деятельности для любой системы Всеобщего Управления Качеством.
Самооценка позволяет компании
четко локализовать свои сильные
стороны и сферы
В организации, понимающей значение качества, самооценка может идеально выполнять функции регулирования ее деятельности. Приложение к заявке на премию первым делом требует самооценки, так что для компании не должно быть трудным использовать ее собственные исследования в модели, на которой основана оценка премии.
Национальные награды за качество создают благоприятные условия для:
· привлечения внимания ведущих организаций страны к стратегической роли качества: правительство, экономические учреждения, ассоциации управления и т.п.;
· подключения прессы;
· стандартизации и сертификации;
· появления консалтинговых центров;
· появления лидирующих национальных организаций.
Вот почему наряду с рассмотренными престижными наградами за качество во многих странах мира существуют свои награды за качество.
2.2 Премии качества как национальн
Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организации.
«Награды за качество и достижение
превосходства в бизнесе
Во-первых, это признание лучших продуктов и услуг. Победители таких премий, как "Сто лучших товаров России", "Народная марка", "Товар года" производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.
Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского Общества Качества, персональная премия Деминга.
В-третьих, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность.
Национальные премии в области
качества предоставляют механизм, использование
которого помогает компаниям понять
и принять философию качества.
Успех премий выражается в улучшении
показателей деятельности и повышении
конкурентоспособности компаний в
странах, где проводятся конкурсы качества.
Этот факт привлек особое внимание
к премиям со стороны бизнес-сообщества.
Во многих странах были учреждены собственные
программы качества на базе ведущих мировых
премий. Современные широко распространенные
и признанные в мире премии в области качества
- Премия Болдриджа и Европейская премия
качества - не просто награды за победу
в конкурсах: они формируют национальную
политику в области качества Америки и
Европы. «В подтверждение тому стоит вспомнить
текст знаменитого Закона 100-107, учреждавшего
премию Болдриджа «лидерство США в обеспечении
качества изделий и качества процессов
оспаривалось (и иногда успешно) зарубежными
конкурентами, и темпы роста нашего национального
производства оказались меньше, чем у
наших конкурентов за последние два десятилетия».
С этого момента (20 августа 1987 г.) Правительство
США объявило войну низкому качеству с
целью защитить американские компании
от давления со стороны конкурентов и
преодолеть экономический спад 1980-х гг.».
http://www.cfin.ru/management/
«Именно на основе критериев Болдриджа
разработана и адаптирована к национальной
практике менеджмента Японская премия
качества (Japan Quality Award). Ш. Саба, экс-председатель
комитета конкурса, выступая на форуме
Азиатской организации производительности
в 1999 г., обосновал появление Японской
премии качества следующим образом: «Успех
премии Болдриджа в деле совершенствования
систем управления показал, что японским
компаниям следует не только заботиться
о качестве своих продуктов и услуг, но
и уделять пристальное внимание качеству
менеджмента. В связи с этим в Японии встал
вопрос о создании национальной премии
в области качества». http://www.cfin.ru/management/
Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире.
С 1996 г. Японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя. За семь лет более 100 компаний приняли участие в конкурсе; 14 из них стали лауреатами премии (среди них NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, Pioneer и другие компании с мировым именем). Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.
Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так.
Заключение
Получение премии улучшает имидж компании, характеризует ее как надежного партнера, поставщика, помогает вызвать доверие потребителей. Использование символики премии в рекламной продукции подчеркивает высокое качество товаров и услуг, которые стали дипломантами премии. Таким образом, организации-лауреаты получают преимущество перед конкурентами в борьбе за увеличение доли рынка, способствуют увеличению прибыли, развитию компании.
Так же можно сформулировать преимущества, которые получают компании, участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления:
1. Победа в конкурсе - это признание
лидерства организации со
2. Подтверждение высокого
3. Независимая экспертная оценка
эффективности системы
4.Участие в конкурсе создает имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.
Информация о работе Национальные премии по качеству и их критерии