- Проблема
чувств
Чувства рассматривались в системе
атомистического материализма в
связи с этическими проблемами
как основание для этики. Демокрит
различал удовольствие и неудовольствие
как показатели полезного и
вредного. "Удовольствие... есть состояние,
соответствующее природе живого
организма, а страдание — состояние,
чуждое этой природе. Удовольствие
и страдание служат критериями
решений относительно того, к
чему следует стремиться и
чего избегать". Целью жизни
Демокрит считал "хорошее спокойное
расположение духа (эвтюмия), которое
не тождественно с удовольствием,
как некоторые, не поняв как
следует, истолковали, но такое
состояние, при котором душа
живет безмятежно и спокойно,
не возмущаемая никаким страхом,
ни боязнью демонов, ни какой-либо
другой страстью". Это состояние
достигается, если сделать свои
удовольствия не зависимыми от
преходящих вещей, вообще "от
умеренности в наслаждении и
гармонической жизни".
По Эпикуру, чувства есть некоторая
помеха, и для удовлетворенного
состояния необходимо избегать
душевных тревог. В то же время
Эпикур утверждал, что целью
жизни является разумное удовольствие.
Удовольствие — это свобода
от неудовольствия, бестревожность
— атараксия. Между этими высказываниями
нет противоречия. Под удовольствием
как целью жизни Эпикур понимал
"не удовольствия распутников
и не удовольствия, заключающиеся
в чувственном наслаждении ...
но ... свободу от телесных страданий
и душевных тревог". Главными
чувствами, нарушающими спокойствие
духа, являются страх смерти и
страх перед богами, от которых,
якобы, зависит судьба человека.
"Приучай себя к мысли, что
смерть не имеет к нам отношения.
Ведь все хорошее и дурное
заключается в ощущении, а смерть
есть лишение ощущения".
Надо освободиться и от страха
перед богами. Эпикур не отрицал
существования богов, но призывал
к правильному представлению
о них. Оно достигается теоретическим
познанием "...если мы будем относиться
ко всему со вниманием, то будем правильно
определять причины, вызывающие смятение
и страх, и, определяя причины небесных
явлений и остальных спорадически случающихся
фактов, мы устраняем все, что крайне страшит
отдельных людей".
По Лукрецию, чувства целиком
зависят от разума. В противном
случае, они вводят нас в заблуждения.
Стоики смешивали стремления
и чувствования в понятии аффекта
и внесли большой вклад в
учение об аффектах.
Аффекты — это чрезмерные противоразумные
и противоестественные движения
души, связанные с неправильными
представлениями о вещах. К
отдельным аффектам они также
применяли определение "неразумное",
например, желание — неразумное
стремление или поиски ожидаемого
блага, удовольствие — это
неразумное возбуждение от наличного
блага, скорбь — неразумное
душевное сжатие от наличного
зла и др. Всего стоики насчитывали
26 аффектов и в зависимости
от времени и объектов, к которым
они относятся, распределяли их
по классам: удовольствие (радость,
наслаждения, веселость); неудовольствие
(печаль, страдание) и его разновидности
— сострадание, зависть, соревнование,
горе, смущение, обида, печаль, уныние;
желание (его разновидности —
потребность, ненависть, гнев, любовь,
злоба, досада); страх (боязнь, нерешительность,
стыд, испуг, потрясение, беспокойство).
Стоики
различали три стадии нарастания
аффективного состояния.
Под влиянием внешних воздействий
наступают физиологические изменения
в организме: аффекты, как и
любое другое проявление души,
телесны, без телесных изменений
нет аффектов.
Непроизвольно наступает мнение
о том, что произошло и как
нужно реагировать. Это психический,
но непроизвольный компонент.
Должен вмешаться разум. Возможны
два случая:
а) разум не дает влечению
сделаться аффектом, составляя суждение
о ценности происходящего с
точки зрения блага или зла
(благо, зло и безразличное
— основные понятия этической
части философии стоиков);
б) если же разум слаб или
отягчен обычными предрассудками,
он увлекается к неправильному
суждению, и тогда возникает аффект.
Таким образом, хотя аффект
противоразумен, ибо находится в
противоречии с правильными суждениями
разума, свое основание он имеет
в разуме, а именно в неправильном
суждении. Поэтому стоики и называют
страсть суждением. Быть или
не быть аффекту также зависит
от разума. Поэтому, где нет
разума, там нет аффектов: у детей,
у животных, слабоумных, хотя у
них есть естественные влечения.
Эти влечения нельзя считать
аффектами, поскольку аффект основывается
на неправильном суждении, Хризипп
называет его ошибкой разума.
Надо не допускать этой ошибки,
и моральная задача, проповедуемая
стоиками, сводилась не к смягчению
аффектов, а безусловному их искоренению.
Абсолютно отрицательное отношение
к аффектам с моральной точки
зрения сочетается у стоиков
с положением о наличии добрых
страстей. Их три: радость, осторожность
и воля. Радость противоположна
наслаждению и представляет собой
разумное возбуждение; осторожность
противоположна страху и представляет
собой разумное уклонение (так,
мудрец, не будет пуглив, но будет
осторожен); воля противоположна
желанию и представляет собой
разумное возбуждение.
Для случаев, когда аффект все
же становится неизбежным, была
разработана "рецептура" по
борьбе с аффектами. Вот некоторые
из рекомендаций стоиков:
не дать аффекту принять внешнее
выражение: внешнее выражение
укрепляет аффект. Поэтому чрезвычайно
важно бороться с внешними
проявлениями страстей;
не преувеличивать аффект воображением;
не спешить с одобрением аффекта,
"оттянуть" последний этап нарастания
аффективного состояния (например,
сосчитать до 10) и этим создать
расстояние между аффектом и
деятельностью в направлении
аффекта;
отвлечься на воспоминание другого
рода, например, при страхе вспоминать
примеры мужества, выдержки;
разоблачить действия, на которые
толкает аффект, и др.
Учение стоиков об аффектах
и рекомендации по борьбе с
ними занимают важное место
в истории психологии. Особо следует
отметить его воспитательное
значение.
Список
используемой литературы
- Гриненко
Г.В. История философии / Г.В. Гриненко.
– М.: Юрайт-Издат, 2004. – 688 стр.
- Ждан А.Н.
История психологии. От Античности до
наших дней / А.Н. Ждан. – М.: Академический
проект, 2004. – 576 стр.
- Марцинковская
Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская.
– М.: Академия, 2001. 544 стр.
- Ярошевский
М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский.
– М.: Мысль, 1976. – 463 стр