Главные причины, по которым
начиная с 60-х годов в экономическе
развитых странах наблюдается
резкое возрастание интереса
к логистической идее заключаются
в следующем:
обеспечение конкурентных преимуществ
за счет снижения себестоимости
и улучшения качества поставки;
энергетический кризис;
научно -технический прогресс и,
в первую очередь, компьютеризация
управления;
превращение рынка продавца в
рынок покупателя. Выделяют три
этапа совершенствования логистики.
Первый этап — 60 -е годы —
характеризуется интеграцией складского
хоэяйства с транспортом и
координацией их использования.
На этом зтапе транспорт и
склад, прежде связанные лишь
операцией погрузки или разгрузки,
приобретают тесные взаимные
связи. Они начинают работатьна
один экономический результат
по единому графику и по
единой согласованной технологии.
Тара, в которой отгружается груз,
выбирается с учётом применяемого
транспорта, и в свою очередь,
характеристики перевозимого груза
определяют выбор транспорта.
Второй этап - середина 80-х годов.
К взаимодействию складирования
и транспортировки подключается
планирование производства. Это
позволило повысить качество
обслуживания покупателей за
счёт своевременности выполнения
заказов, улучшить использования
оборудования.
Третий этап происходит в настоящее
время. Совокупность матери- алопроводящих
звеньев приобретает целостный
характер.
По
мнению учёных многих стран, объектом
логистики является материальный поток
на всём пути своего движения от первичного
источника сырья до конечного
потребителя.
2 . Основные положения
материалистического учения о
душе в античной психологии
Материалистическое учение о
душе сложилось и развивалось
как часть материалистической
философии, которая возникла в
VI в. до н. э. и явилась исторически первой
формой древнегреческой философии. Первые
представления о душе возникают в период
ранней классики (VI —V вв. до н.э.).
Вершиной античного материализма
был атомистический материализм,
родоначальниками которого являются
Демокрит и его учитель Левкипп
(V в. до н.э.). Демокрит действовал в период
восходящего развития рабовладельческого
строя, который сопровождался величайшим
подъемом древнегреческой науки, искусства
(архитектуры, скульптуры) и литературы.
В элинистический период учение Демокрита
было развито Эпикуром (IV — III вв. до н.
э.) и его школой, известной в истории под
названием "Сад". В этой школе в связи
с изменением исторической ситуации центр
тяжести в философии смещается с вопросов,
касающихся природы, на проблемы человека,
познание природы начинает занимать подчиненное
место. Последователем Эпикура в Риме
до I в. до н. э. был Лукреций, изложивший
эпикурейское мировоззрение в философской
поэме "О природе вещей".
На первоначальной стадии существуют
только тончайшие частицы —
атомы огня. Вселенная представляет
сплошной разум. Потом начинается
движение к отяжелению. Образование
мира стоики рассматривали как
превращение первоначального огня
в парообразную массу, из которой
образуются сначала неживая природа,
затем растения, животные и, наконец,
человек. Через некоторое время
начинается обратный процесс,
когда все возвращается к началу,
снова превращается в огненный
пар. Мировой цикл завершается.
Потом следует новое образование
мира, и в нем все будет происходить
по тем же законам, пока все
снова не будет уничтожено. Жизнь
мира состоит из мировых циклов,
которые бесконечно повторяются.
Таким образом, над миром властвуют
два начала: закономерность, с которой
следуют возникновение и уничтожение,
и рок, или судьба, как их проявление в
единичной человеческой жизни.
На основе физических представлений
разрабатывалось психологическое
учение о душе, познании, чувствах,
воле, а также ставились и решались
практические вопросы в области
человеческого поведения.
2.1
Учение о душе
Демокрит понимал душу как
причину движения тела. Душа материальна
и состоит из самых мелких,
круглых, гладких, необыкновенно
подвижных атомов, рассеянных по
всему организму. Душа, как и
огонь, состоит из этих атомов:
она — это атомы огня по
своей форме и активности. Когда
мелкие частицы проникают в
тяжелые, они вследствие того,
что по своей природе никогда
не бывают в покое, двигаясь,
приводят тело в движение, становясь
душой этих тяжелых тел. Таким
образом, душа понимается как
продукт распределения атомов
в теле. Демокрит приписывал душе
движения в материальном смысле
как пространственное перемещение.
Когда сложные тела распадаются,
маленькие выходят из них, рассеиваются
в пространстве и пропадают.
Значит, душа смертна и уничтожается
вместе с телом. Когда мы
дышим, мы втягиваем в себя
частицы, составляющие душу, которые
находятся в большом числе
в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем
какую-то часть нашей души. Таким
образом, душа непрерывно материально
обновляется с каждым вздохом.
Демокрит считал, что душа принадлежит
всем, даже мертвому телу, но только
у последнего очень мало души.
Так Демокрит приходит к панпсихизму:
все — и растения, и камни
— имеет душу.
Болезнь — это изменение пропорции
атомов. В старости число подвижных
атомов уменьшается. В органах
чувств мелкие атомы ближе
всего к внешнему миру, поэтому
они приспособлены для внешнего
восприятия. Особенно благоприятное
соотношение легких и тяжелых
атомов — в мозгу: он —
место высших душевных функций,
способности к познанию. Органом
благородных страстей является
сердце, чувственных желаний и
вожделений — печень. Таким образом,
Демокрит дает естественное понимание
души. Душа выступает продуктом
организации тела, а не является
изначальным принципом. Она не
существует вне тела. Ограниченностью
взглядов Демокрита является
количественный принцип, не позволяющий
отличить психические процессы от материальных.
Характерно, что отличая душу от тела,
Демокрит считает ее телом, хотя и особым
телом. Античному материализму свойственна
материализация души: душа не только рассматривается
в единстве с телом — в этом состоит признак
всякого материалистического учения о
душе, но сама является телом. При этом
аргументом в пользу материальности души
служит следующее рассуждение: если душа
движет телом, значит, она сама телесна,
поскольку механизм действия души на тело
мыслился как материальный процесс по
типу толчка. Доводы в пользу телесности
души подробно развивает Лукреций.
Эпикур, Лукреций, а также стоики
продолжили разработку представлений
Демокрита о душе. По Эпикуру,
душу имеют только те существа,
которые могут ощущать. Стоики
выделяли восемь частей души:
управляющее начало (разум у человека
или инстинкт у животных), от
нее "происходит семь других
частей души, распространяющихся
по телу наподобие щупалец
осьминога. Пять из этих семи
частей души составляют чувства:
зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.
Зрение — это пневма, распространяющаяся
от управляющей части до ушей;
обоняние — это пневма, распространяющаяся
от управляющей части до носа;
вкус — это пневма, распространяющаяся
от управляющей части до языка;
осязание — это пневма, распространяющаяся
от управляющей части до поверхности
вещей, которых можно коснуться
чувствами. Из остальных частей
одна называется воспроизводящей
— она пневма, распространяющаяся
от управляющей части до детородных
органов. Другая часть — это
то, что Зенон-стоик называл голосом
— она пневма, распространяющаяся
от управляющей части до горла,
языка и других органов речи.
Управляющая часть помещается, словно
в мироздании, в нашей шарообразной
голове". В учении стоиков о
душе проявляется рационализм,
свойственный их мировоззрению в
целом: разум является ведущей высшей
частью души. Лукреций различает дух и
душу: дух называется еще умом, он — душа
души.
- Учение о
познании
В античном атомистическом материализме
различаются два вида познания
— ощущение (или восприятие) и
мышление. Началом и источником
познания являются ощущение и
восприятие. Они дают знания о
вещах: ощущение не может возникнуть
от несуществующего. Это верные
знания, ощущения нас не обманывают.
Самое надежное, говорит Эпикур,
обращаться к чувствам внешним
и внутренним. Ошибки возникают
от вмешательства разума. Демокрит
называет чувственное познание "темным"
родом познания. Оно ограничено
в своих возможностях, так как
не может проникнуть до слишком
малого, до атома, до сокровенного,
по Эпикуру. В материалистическом
учении Демокрита об ощущении
содержится непоследовательность,
связанная с различением качеств,
которые существуют "поистине"
(т. е. объективно) и теми, которые
существуют лишь "в общем мнении"
(чувственные качества). Это различение
породило большую философскую
проблему первичных и вторичных
качеств, развитую в Новое время
(Дж. Локк, XVII в.). Восприятие рассматривалось
как естественный физический процесс.
От вещей отделяются — истекают —тончайшие
пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы),
по внешнему виду подобные самому предмету.
Они суть формы или виды вещей. Они летают
в пространстве и попадают в органы чувств,
например в глаз. При этом из глаза направляется
встречный поток атомов души, которые
— как сотканные из тончайшего эфирного
вещества щупальцы — распространяются
органом зрения и улавливают — ощупывают—
образы. Большой образ ужимается до размеров,
позволяющих войти в глаз. Когда поток
образов изнутри сливается с потоком,
идущим извне, воздух, находящийся между
глазом и предметом, получает отпечаток,
который отражается во влажной части глаза.
Так, образ возникает без участия субъекта
и лишь улавливается им. "Видим же мы
вследствие вхождения в нас идолов (образов)".
Образы могут восприниматься любыми частями
тела, только в этом случае восприятие
будет хуже, чем органы чувств.
Теория Демокрита — наивный
способ решения проблемы процесса
восприятия, но важно, что им
сделана попытка объяснить процесс
восприятия материалистически вполне
естественным путем. Представление
Демокрита о чувственном познании
получило развитие у Эпикура,
Лукреция и стоиков. Эпикур
защищает теорию истечений, объясняет,
как происходит видение, слышание,
ощущение запаха и др. Он указывает
на целостную природу восприятия:
все чувственные качества улавливаются
не по отдельности, а в сопровождении
с целым.
Лукреций останавливается на
некоторых вопросах восприятия:
о силе воздействия, способной
производить ощущение, о восприятии
расстояния и др. "Чувств опровергнуть
ничем невозможно", они дают
истинное познание. Стоики внесли
ряд новых моментов в учение
об ощущении. "Стоики говорили:
когда человек рождается, его
управляющая часть души подобна
листу папируса, готовому воспринять
надписи. Именно на душе человек
записывает каждую свою мысль,
и его первая запись производится
чувствами. Постигающие представления,
т. е. представления, "которые
у них считаются критерием
всякого предмета", являются продуктом
особого процесса — каталепсии,
предполагающего участие разума.
Продолжением ощущения является
мышление. Демокрит называет его
светлым родом познания, истинным,
законным познанием. Оно более
тонкий познавательный орган
и схватывает атом, недоступный
ощущению, скрытый от него. По
Эпикуру, в отличие от ощущения,
мышление дает знание общего
в виде понятий или общих
представлений, позволяет охватить
большее количество частных явлений
— в этом его преимущество
по сравнению с ощущением, которое
дает единичное представление.
Для Демокрита, а также Эпикура,
Лукреция и стоиков характерно
такое понимание процесса познания,
при котором его чувственная
ступень не отрывается от мышления,
хотя они, безусловно, различаются.
Мышление сходно с ощущением
по своим механизмам: в основе
того и другого лежит истечение
образов от предметов. "...Ощущение
и мышление возникают вследствие
того, что приходят извне образы.
Ибо никому не приходит ни
одно ощущение или мысль без
попадающего в него образа".
Стоики различали внешнее и
внутреннее мышление. Внутренний
разум — это способность следить
за соотношением вещей в ситуации
и умение правильно намечать
соответствующее поведение. Образуется
на основе восприятия. Внешнее
мышление, или внешняя речь,—
это речевое мышление, превращение
внутренних мыслей во внешнее
рассуждение. В связи с выделением
речевого мышления стоики начали
анализ слова как явления языка.
Хризипп ввел различение обозначаемого,
обозначающего и объекта; положил
начало учению о слове и
его происхождении (этимология).
Этим была поставлена проблема
значения слова.