Методы научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Познание окружающего мира характерно для всех живых существ, в том числе и человека, который научился эффективно приобретать новые знания, использовать их в своей жизни и накапливать для передачи последующим поколениям. По мере изучения какого-либо явления, перед человеком все больше открываются его свойства и связи с другими явлениями.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..3
1. Роль эксперимента в процессе познания………………….…………………..5
2. Фактор, изучаемый в эксперименте……………………….…………………..6
3.Виды экспериментов……………………………………………………………8
4. Комплектование экспериментальных групп………………...………………15
5. Организация эксперимента…………………………………...………………16
6. Результаты эксперимента, их обработка и интерпретация………...………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

методы научных исследований.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Второй, более доступный, метод выравнивания групп основан на выравнивании частотных распределений, а не каждой пары в отдельности. Например, экспериментатор обеспечивает 30-процентную долю испытуемых с высшим образованием и в той, и в другой группе. Аналогичные выравнивания осуществляются и по другим признакам, а отдельные испытуемые уже не контролируются. Разумеется, в данном случае не достигается высокого сходства между группами, но комплектование групп намного облегчается.

     Третий  способ обеспечения идентичности экспериментальной и контрольной групп - случайное распределение объектов по группам. Чаще всего такой способ называют рандомизацией. В отличие от выравнивания рандомизация, как предполагается, устраняет систематические различия между группами по всем признакам, а не только контролируемым исследователем. 

     5. Организация эксперимента 

     Подготовка  и проведение эксперимента требуют  соблюдения ряда условий. Так, научный  эксперимент:

     - никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования;

     - не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях;

     - не проводится беспланово, предварительно исследователь намечает пути его проведения;

     - требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации;

     - должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.

     Ни  один эксперимент ни в одной науке  не способен выдержать критики сторонников  «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

     Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

     Проблема  организации взаимодействия между  экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

     Инструкция испытуемому

     Инструкция  испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

     Требования  к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

     Проблема выборки

     Другая  задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю  прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и  состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, т. е. исследователь  должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора. 

6. Результаты  эксперимента, их обработка и  интерпретация 

     Как показывает практика проведения лабораторных работ возникает потребность  изложить основы обработки, анализа и интерпретации экспериментальных данных, с  практическими рекомендациями, необходимым при записи и графическом представлении результатов эксперимента, оценивании их погрешностей, статистическом анализе данных.

     Экспериментальные исследования, выполняемые в науке  и технике, включают в себя как измерительную часть, так и обработку полученных данных с их детальным анализом. Практические знания из области проведения и организации эксперимента, умения и навыки в работе с измерительными приборами, владение аппаратом статистического анализа результатов требуются и в деятельности инженера-практика, и в деятельности инженера-исследователя. В этом разделе рассмотрены вопросы, связанные с составлением таблиц и построением графиков– всем тем, что требуется на начальном этапе обработки данных измерений. 

     Таблицы. Для записи результатов большого количества однотипных измерений удобно использовать таблицы. С их помощью  удается избежать ненужной многократной записи обозначения измеряемой величины, единиц измерения, используемых множителей и т.п. В таблицы, помимо экспериментальных данных, могут быть сведены промежуточные результаты обработки этих данных. Вот основные правила, которыми следует руководствоваться при построении таблиц.

     Форма таблицы должна быть удобна для записи и дальнейшей обработки экспериментальных данных. С этой целью необходимо предварительно продумать, значения каких физических величин или результаты расчетов будут помещены в таблицу. Отсюда заранее определяют количество столбцов и строк, необходимых в таблице. После этого столбцы и строки вычерчивают карандашом по линейке, формируя графический контур таблицы.

     Графики. Более наглядными, чем таблицы, являются графики зависимостей исследуемых физических величин. Графики дают визуальное представление о связи между величинами, что крайне важно при интерпретации полученных данных, так как графическая информация легко воспринимается, вызывает больше доверия, обладает значительной емкостью. На основе графика легче сделать вывод о соответствии теоретических представлений данным эксперимента. Ниже изложены рекомендации по построению графиков.

     Важнейшим условием всестороннего и глубокого анализа является квалификация экспериментатора, его способность к анализу и осмыслению — обобщению фактов. Экспериментатору следует также предостеречься от опасности субъективизма в интерпретации данных, подгонки данных к имеющейся гипотезе. Ведь результаты эксперимента обрабатываются теми, кто его проводит, и это накладывает на экспериментатора и руководителя особую ответственность.

     Большую роль играет владение некоторыми специальными способами предоставления полученных данных в наглядной — краткой и схематизированной—форме. Информация, сконцентрированная на одной небольшой площади, позволяет одновременно воспринимать различные по содержанию сведения в их сравнении.

     Табличный способ изображения данных позволяет представить подробные количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).

     Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами, имеющими какие-либо функционально-логические связи. При составлении матрицы связи или их отсутствие отмечаются в клетках условными знаками. Результирующий вид матрицы обнаруживает наличие связей между различными факторам педагогического процесса.

     Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики—полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение независимой переменной (время, место, категория и др.), а по оси “Y” — значение или порядок признака.

     Гистограмма представляет собой разновидность графика в котором по оси “Y” откладываются интервальные (дискретные значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.

     Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник и др.).

     Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек — вершин, соединенных отрезками-ребрами. Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра — отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты. Простейшим примером графа служит “дерево” целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В работе проведено исследование научного метода познания – эксперимента. Мы стремились составить ясное представление о том, что такое эксперимент (его состав, свойства, структуру), отличительные особенности. Анализ экспериментального исследования связан с трудностями, обусловленными его тесным переплетением со многими видами практической и познавательной деятельностей.

     Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.

     Эксперимент делится на следующие этапы:

  • Сбор информации;
  • Наблюдение явления;
  • Анализ;
  • Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
  • Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

     Хотя эксперимент и основывается на практической деятельности исследователя, но его специфика не исчерпывается только этим признаком. 
Представляя собой именно метод познания, эксперимент включает чувственные, логические и теоретические средства познания, гармоничное сочетание которых и позволяет раскрыть все особенности его природы.
 
 

     Список  литературы 

  1. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.: ФиС, 2000. – 582с.
  2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И.Журавлев, В.К. Розов и др. / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Наука, 2008. – 350с.
  3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 289с.
  4. Методика исследования в физической культуре. / Под общей ред, Д.Д. Донского. - М.: ФиС, 2001. – 496с.
  5. Методы педагогических исследований. Лекции для студентов педагогических институтов. / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 2002. – 367с.
  6. Спортивная метрология. Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред.В.М. Зациорского. – М.: ФиС, 2002.- 256с.

Информация о работе Методы научных исследований