Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:05, контрольная работа
Познание окружающего мира характерно для всех живых существ, в том числе и человека, который научился эффективно приобретать новые знания, использовать их в своей жизни и накапливать для передачи последующим поколениям. По мере изучения какого-либо явления, перед человеком все больше открываются его свойства и связи с другими явлениями.
Введение……………………………………………….…………………………..3
1. Роль эксперимента в процессе познания………………….…………………..5
2. Фактор, изучаемый в эксперименте……………………….…………………..6
3.Виды экспериментов……………………………………………………………8
4. Комплектование экспериментальных групп………………...………………15
5. Организация эксперимента…………………………………...………………16
6. Результаты эксперимента, их обработка и интерпретация………...………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………
Второй, более доступный, метод выравнивания групп основан на выравнивании частотных распределений, а не каждой пары в отдельности. Например, экспериментатор обеспечивает 30-процентную долю испытуемых с высшим образованием и в той, и в другой группе. Аналогичные выравнивания осуществляются и по другим признакам, а отдельные испытуемые уже не контролируются. Разумеется, в данном случае не достигается высокого сходства между группами, но комплектование групп намного облегчается.
Третий
способ обеспечения идентичности экспериментальной
и контрольной групп - случайное распределение
объектов по группам. Чаще всего такой
способ называют рандомизацией. В отличие
от выравнивания рандомизация, как предполагается,
устраняет систематические различия между
группами по всем признакам, а не только
контролируемым исследователем.
5.
Организация эксперимента
Подготовка и проведение эксперимента требуют соблюдения ряда условий. Так, научный эксперимент:
- никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования;
- не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях;
- не проводится беспланово, предварительно исследователь намечает пути его проведения;
- требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации;
- должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.
Ни
один эксперимент ни в одной науке
не способен выдержать критики сторонников
«абсолютной» точности научных выводов.
Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную
психологию понятие «
Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.
Инструкция
испытуемому в психологическом эксперименте
даётся для того, чтобы увеличить вероятность,
что испытуемый адекватно понял требования
экспериментатора, поэтому в ней даётся
чёткая информация относительно того,
как испытуемый должен себя вести, что
его просят делать. Для всех испытуемых
в пределах одного эксперимента даётся
одинаковый (или равноценный) текст с
одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого
Требования к большинству инструкций:
Другая
задача, которая стоит перед
6. Результаты
эксперимента, их обработка и
интерпретация
Как показывает практика проведения лабораторных работ возникает потребность изложить основы обработки, анализа и интерпретации экспериментальных данных, с практическими рекомендациями, необходимым при записи и графическом представлении результатов эксперимента, оценивании их погрешностей, статистическом анализе данных.
Экспериментальные исследования, выполняемые в науке и технике, включают в себя как измерительную часть, так и обработку полученных данных с их детальным анализом. Практические знания из области проведения и организации эксперимента, умения и навыки в работе с измерительными приборами, владение аппаратом статистического анализа результатов требуются и в деятельности инженера-практика, и в деятельности инженера-исследователя. В этом разделе рассмотрены вопросы, связанные с составлением таблиц и построением графиков– всем тем, что требуется на начальном этапе обработки данных измерений.
Таблицы. Для записи результатов большого количества однотипных измерений удобно использовать таблицы. С их помощью удается избежать ненужной многократной записи обозначения измеряемой величины, единиц измерения, используемых множителей и т.п. В таблицы, помимо экспериментальных данных, могут быть сведены промежуточные результаты обработки этих данных. Вот основные правила, которыми следует руководствоваться при построении таблиц.
Форма таблицы должна быть удобна для записи и дальнейшей обработки экспериментальных данных. С этой целью необходимо предварительно продумать, значения каких физических величин или результаты расчетов будут помещены в таблицу. Отсюда заранее определяют количество столбцов и строк, необходимых в таблице. После этого столбцы и строки вычерчивают карандашом по линейке, формируя графический контур таблицы.
Графики. Более наглядными, чем таблицы, являются графики зависимостей исследуемых физических величин. Графики дают визуальное представление о связи между величинами, что крайне важно при интерпретации полученных данных, так как графическая информация легко воспринимается, вызывает больше доверия, обладает значительной емкостью. На основе графика легче сделать вывод о соответствии теоретических представлений данным эксперимента. Ниже изложены рекомендации по построению графиков.
Важнейшим условием всестороннего и глубокого анализа является квалификация экспериментатора, его способность к анализу и осмыслению — обобщению фактов. Экспериментатору следует также предостеречься от опасности субъективизма в интерпретации данных, подгонки данных к имеющейся гипотезе. Ведь результаты эксперимента обрабатываются теми, кто его проводит, и это накладывает на экспериментатора и руководителя особую ответственность.
Большую роль играет владение некоторыми специальными способами предоставления полученных данных в наглядной — краткой и схематизированной—форме. Информация, сконцентрированная на одной небольшой площади, позволяет одновременно воспринимать различные по содержанию сведения в их сравнении.
Табличный способ изображения данных позволяет представить подробные количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).
Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами, имеющими какие-либо функционально-логические связи. При составлении матрицы связи или их отсутствие отмечаются в клетках условными знаками. Результирующий вид матрицы обнаруживает наличие связей между различными факторам педагогического процесса.
Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики—полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение независимой переменной (время, место, категория и др.), а по оси “Y” — значение или порядок признака.
Гистограмма представляет собой разновидность графика в котором по оси “Y” откладываются интервальные (дискретные значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.
Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник и др.).
Графы —
особый вид графического отображения
данных результатов; это фигура, состоящая
из точек — вершин, соединенных отрезками-ребрами.
Вершины графа могут обозначать различные
компоненты педагогического процесса,
параметры, факторы, а ребра — отношения
и связи между ними. Графы (как модели)
часто применяются на этапе прогнозирования
эксперимента, а на обобщающем этапе с
ними сопоставляются результаты. Простейшим
примером графа служит “дерево” целей.
Заключение
В работе проведено исследование научного метода познания – эксперимента. Мы стремились составить ясное представление о том, что такое эксперимент (его состав, свойства, структуру), отличительные особенности. Анализ экспериментального исследования связан с трудностями, обусловленными его тесным переплетением со многими видами практической и познавательной деятельностей.
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.
Эксперимент делится на следующие этапы:
Хотя
эксперимент и основывается на практической
деятельности исследователя, но его специфика
не исчерпывается только этим признаком.
Представляя собой именно метод познания,
эксперимент включает чувственные, логические
и теоретические средства познания, гармоничное
сочетание которых и позволяет раскрыть
все особенности его природы.
Список
литературы