Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:05, контрольная работа
Познание окружающего мира характерно для всех живых существ, в том числе и человека, который научился эффективно приобретать новые знания, использовать их в своей жизни и накапливать для передачи последующим поколениям. По мере изучения какого-либо явления, перед человеком все больше открываются его свойства и связи с другими явлениями.
Введение……………………………………………….…………………………..3
1. Роль эксперимента в процессе познания………………….…………………..5
2. Фактор, изучаемый в эксперименте……………………….…………………..6
3.Виды экспериментов……………………………………………………………8
4. Комплектование экспериментальных групп………………...………………15
5. Организация эксперимента…………………………………...………………16
6. Результаты эксперимента, их обработка и интерпретация………...………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………
Выделяют главным образом три вида экспериментов:
Констатирующий эксперимент - экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий эксперимент - экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).
Мысленный
эксперимент в физике, философи
История механики в Новое время начинается с нескольких классических мысленных экспериментов Галилея. Это мысленный эксперимент с комнатой на корабле (находясь в комнате на корабле, мы никакими способами не можем установить, движется ли корабль или стоит на месте); мысленный эксперимент с падающими телами (если тяжёлое тело А падает быстрее лёгкого тела Б, как это считает Аристотель, то как будет падать тело, составленное из двух этих тел? Лёгкое тело должно тормозить тяжёлое, поэтому тело А+Б будет отставать от тела А. Но с другой стороны, тело А+Б тяжелее тела A, поэтому оно будет обгонять его: противоречие); мысленные эксперименты с маятником и так называемыми «горками Галилея». Яркие мысленные эксперименты в механике были изобретены Симоном Стевином и Христианом Гюйгенсом. Но следует отметить, что порой легко ошибиться в мысленных экспериментах, ибо строя мысленную модель, крайне легко опустить значимые факторы. Так например: в вакууме при одинаковой гравитации тела А, Б и А+Б упадут с одинаковой скоростью (вне зависимости от объёма), но если же мы берём модель с атмосферой, то её надо учитывать (и потому надо учитывать и объём тел), и в итоге получится, что А будет падать быстрее всех, затем А+Б и последним Б (по уменьшению соотношения масса/объём, а точнее сопротивление воздуху, хотя опять же упрощение, что нет разницы, как расположить тела А+Б относительно друг друга).
Богата мысленными экспериментами и история термодинамики, начинающаяся с работы Сади Карно Рассуждения о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу. В этом трактате были рассмотрены мысленные эксперименты с идеальной тепловой машиной Карно, в которых было показано, что максимальный КПД тепловой машины не зависит от используемого в ней рабочего вещества и определяется только температурами нагревателя и холодильника. Известны также мысленные эксперименты Густава Кирхгофа и Вильгельма Вина, связанные с термодинамикой излучения.
В
некоторых случаях мысленный
эксперимент обнаруживает противоречия
теории и «обыденного сознания»,
что далеко не всегда является свидетельством
неверности теории. Так, знаменитый парадокс близнецов является, в сущности,
мысленным экспериментом, демонстрирующим
неприменимость «обыденного сознания»
в релятивистской физике. Апории Зенона («Стадио
Термин «мысленный эксперимент» (нем. Gedankenexperiment) ввёл немецкий учёный Эрнст Мах.
Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.
Experimentum crucis (решающий опыт; буквально «опыт креста»; иногда также говорят «критический эксперимент») —эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий. Термин «экспериментум круцис» введён Френсисом Бэконом. Карл Поппер считал наличие «экспериментум круцис» критерием достоверности научного знания.
Постановка такого эксперимента считается необходимым условием для принятия конкретной гипотезы или теории в состав общепризнанного корпуса научных знаний. В истории науки нередки случаи, когда теория разрабатывается во всей полноте ещё до постановки критического эксперимента. Теория, согласующаяся с уже известными экспериментами, но не выдавшая пока свой критический эксперимент, обычно считается заслуживающей дальнейших исследований — для поиска возможности экспериментальной проверки.
Для двадцатого века знаменитым примером experimentum crucis явилась экспедиция на остров Принсипи у побережья Африки, предпринятая в 1919 году Артуром Эддингтоном для измерения положений звёзд, находящихся рядом с Солнцем во время солнечного затмения. Наблюдения положений звёзд подтвердили существование гравитационного линзирования, предсказанного Альбертом Эйнштейном в опубликованной в 1915 году общей теории относительности. Наблюдения Эддингтона стали первым веским подтверждением теории Эйнштейна.
В
некоторых случаях выдвинутая теория
может опираться на ранее полученные
экспериментальные результаты, если ни
одна существующая теория не может дать
им объяснения. Примером может послужить
способность квантовой
гипотезы, предложенной
в1900 году Максом
Планком, объяснить
наблюдаемый спектр абсолютно чёрного тела — экспериментальный
результат, расходящийся с предсказаниями классического закона
Рэлея — Джинса.
Однако такие случаи не считаются достаточно
сильным доказательством для окончательного
принятия новой теории. В примере с квантовой механикой для полного её признания
потребовалось успешное подтверждение
теории новыми оправдавшимися предсказаниями.
4. Комплектование
экспериментальных групп
Метод
эксперимента предполагает проведение
строго регламентированного
Экспериментальной группой называется та группа, к которой применяется изучаемая независимая переменная; контрольная группа остается вне экспериментального воздействия. Экспериментальная группа — группа работников, непосредственно соприкасающаяся с исследуемой проблемой, контрольная — не соприкасающаяся с данной проблемой группа людей. В прочих параметрах группы должны быть идентичны.
По способу комплектования экспериментальных групп предпочтительны метод случайной выборки и отбор по принципу соответствия. Наиболее эффективна группа, отобранная по принципу соответствия участников группы, но отбор по этому принципу более дорогой, чем способ отбора респондентов на основе случайной выборки.
Экспериментальная
и контрольная группы должны быть
практически идентичными. Идентичность
экспериментальной и