Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:32, реферат
Методология и методы изучения государственного управления. В науке о публичном управлении (государственном, муниципальном, корпоративном) существуют различные школы, объединяющие ученых-единомышленников. Вместе с тем имеются разные методологические подходы: тоталитарный, демократический и государственно-религиозный.
1. Методология государственного управления
Методология и методы
изучения государственного управления.
В науке о публичном управлении
(государственном, муниципальном, корпоративном)
существуют различные школы, объединяющие
ученых-единомышленников. Вместе с
тем имеются разные методологические
подходы: тоталитарный, демократический
и государственно-религиозный. При
тоталитарном подходе к публичному
управлению акценты делаются на необходимости
сильной государственной власти
(в некоторых случаях –
Демократические концепции
государственного управления представлены
огромным количеством различных
школ, в том числе школ, связанных
с идеями «государства-зла» и «государства-добра»,
«государства – ночного сторожа»,
и «государства – всесильного
регулятора», школ, отстаивающих приоритет
экономических или политических
методов управления, концепциями
государства всеобщего
При всех различиях
демократические концепции
Государственно-религиозные, теократические (например, в Саудовской Аравии) или клерикальные (в Иране) подходы к публичному управлению типичны для многих мусульманских стран.
Концепции мусульманского
фундаментализма в отношении
управления связаны с идеями халифата
как лучшей формы управления, с
отрицанием выборов в органы государства
(они заменяются назначением монархом
совещательного совета – ашшуры –
при правителе). Вместо участия граждан
в управлении используется практика меджлиса
(прием в установленные дни любого правоверного
главой государства, который одновременно
является имамом – религиозной главой,
и членами его семьи).
В арабских странах, которые испытали влияние либеральных идей и являются республиками (Алжир, Египет и др.), сохранились лишь элементы прежних порядков (фактическое недопущение женщин к политике и государственной службе, ашшура превратилась в частично избираемый консультативный совет при президенте).
При изучении государственного
управления используются различные
общенаучные и специальные
Применяются логический
метод (с его помощью делаются
различные умозаключения, например,
о принципе законности в управлении),
метод формализации (он помогает, например,
создавать различные
Важнейшую роль при
изучении государственного управления
играют методы наблюдения за деятельностью
соответствующих органов и
1. Понятие государственного управления
Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.
С категорией управления
тесно связано понятие «
В процессе же управления (как одного из специфических видов социальных взаимоотношений субъекта с объектом) соотношение этих понятий таково: сущность управления состоит в практической организации деятельности управляемых объектов при выполнении ими поставленных задач, а сама эта практическая организация суть неотъемлемое свойство управления. Следовательно, организация является атрибутом управления, внутренне присущим ему свойством.
Социальное управление
– это управление многочисленными
и разнообразными социальными процессами,
протекающими в человеческих общностях:
племени, роде, семье, различного рода
общественных объединениях людей, наконец,
в государстве как самой
Предпосылкой и
одновременно движущей силой процесса
социального управления выступает
власть. Общеизвестно, что власть как
социальное явление и неотъемлемое
свойство человеческого сообщества
служит инструментом организации данного
социума, регулятором складывающихся
в нем общественных отношений. В
современных условиях ныне действующей
Конституции РФ в системе управления
всеми делами общества и государства
можно выделить три основные разновидности
социального управления: общественное,
муниципальное и
Общественное управление
осуществляется внутри и в рамках
различного рода объединений граждан
руководящими органами, создаваемыми
ими на принципах самоуправления
в соответствии с уставами, на основе
локально-правового
Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком организационном, административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.
В широком же смысле
государственным управлением
2. Сущность государственного управления
Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.
Родовые консолидированные
формы государственной
видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.
Функциональные формы
государственной деятельности, содержанием
которых являются специфические
функции различных
Организацию всех вышеназванных
видов государственной