Методологический аппарат логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

1. Как строится логистическая система компании. Логистическая миссия. Логистическая стратегия

2. Логистические концепции. Логистические технологии

3. Общие научные методы, применяемые для решения логистических задач. Системный анализ. Моделирование. АБС - анализ. Анализ общих логистических затрат

Работа содержит 1 файл

Методологический аппарат логистики.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Дальнейшее  усовершенствование системы планирования потребности в материалах привело  к трансформации системы МКР I в расширенную модификацию МКР II. По сути, это система производственного планирования ресурсов, представляющая собой по существу информационно-управляющие системы для промышленных предприятий, в которых объединены производственное, финансовое планирование и логистические операции. В общем случае данный программный модуль позволяет осуществлять операционное планирование в натуральных единицах, а финансовое планирование в денежных выражении. Он позволяет моделировать возможности предприятия, отвечая как раз на вопросы: «Что будет если?». Этот метод базируется на бизнес-планировании, производственном планировании, планировании потребностей в материалах, планировании производственных мощностей, системах принятия решений. Выходы программных модулей взаимосвязаны с финансовыми показателями (бюджет, планируемые инвестиции и т.д.). В настоящее время МКР II являются по существу автоматизированными системами управления промышленным предприятием.

Логистическая технология RP может быть использована в системах дистрибьюции, для чего созданы системы. Системы DPR - это распространение логистики построения МRP в каналы дистрибьюции готовой продукции. Однако эти подсистемы, хотя и имеют общую логистическую концепцию RP, в то же время существенно отличаются. Основной инструмент логистического менеджмента в DPR -системах представляет собой график, который позволяет координировать весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Этот график формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической сети, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников. В середине 1980-х г. в США и Западной Европе появилась расширенная версия системы DPR («Планирование потребности в ресурсах распределения»), система DPR II, которую называют вторым поколением систем управления распределением продукции в логистических системах. В этой системе применяются более современные модели и алгоритмы программирования, рассчитанные на локальные сети персональных компьютеров и телекоммуникационные каналы, работающие в режиме online. В системах DPR II комплексно решаются вопросы управления производственной программой, складскими мощностями, персоналом, качеством процесса перевозки и логистического сервиса.

В начале 1990-х г. системы планирования класса MRP II в интеграции с модулем финансового  планирования получили название систем бизнес планирования (интегрированного планирования ресурсов) предприятия ERP (Enterprise Resource Planning). Они позволяют эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на обновление оборудования и инвестиции в производство нового ассортимента изделий.

Список  программных модулей, функционирующих  в рамках логистической технологии RP можно продолжать и дальше, но остановимся  на рассмотрении логистических технологий, нежели на программных модулях. Общий  принцип, я надеюсь, понятен, а данные о базовых логистических подсистемах/модулях вы можете всегда найти в специальной литературе, кроме того, рынок программных продуктов постоянно предъявляет новинки.

Одной из наиболее широко распространенных в мире логистических технологий является концепция Just-in-time - JIT (точно в срок). Появление этой концепции относят к концу 1950-х г., когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Первоначальным лозунгом концепции JIT было исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходная задача выглядела так: если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства и сборки готовой продукции. При такой постановки задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказались ненужными. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута и в дистрибьюцию готовой продукции, а в настоящее время - и в макрологические системы различного уровня и назначения. Основная идея концепции JIT - гарантия того, что все элементы логистической системы синхронизированы и точно сбалансированы, установлено время поставок и пополнения запасов. Самое главное - они должны быть спланированы абсолютно точно.

Базовыми  логистическими подсистемами/модулями для логистической технологии JIT являются: KANBAN, MRP III, модуль «Логистика»  в ERP/CSRP (Customer synchronized resource planning - «Планирование  ресурсов, синхронизированное с потребителем») системах, «SCM-модуль» ERP/CSRP систем.

С конца 1980-х г. во многих западных производственных фирмах получила распространение логистическая  технология Lean production, что можно буквально  перевести как «стройное/тощее» производство. Идея такой технологии по существу является развитием подхода JIT и включает такие элементы, как система KANBAN и MRP II. Суть данной логистической технологии в творческом соединении следующих основных компонентов:

- высокого  качества

- мелких  размеров производственных партий

- низкого  уровня запасов

- высококвалифицированного  персонала

- гибкого  оборудования

Идея  такой технологии получила название «тощее» производство, потому что  стремиться выполнять каждую операцию используя меньше каждого вида ресурсов - меньше запасов, меньше времени на производство и единицы продукции, возникает меньше потерь от брака и т.д. Таким образом, Lean production соединяет преимущества массового (большие объемы производства - низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкий ассортимент).

Базовыми  логистическими подсистемами/модулями для логистической технологии Lean production являются: KANBAN, MRP II, модуль «LP»  в ERP.

3. Общие научные  методы, применяемые  для решения логистических  задач. Системный  анализ. Моделирование.  АБС - анализ. Анализ общих логистических затрат

Концепция Supply Chain Management - «управление цепью/цепями поставок».

С конца 80-х годов, вплоть до настоящего времени  среди специалистов по логистике  и менеджменту нет единого  мнения по поводу определения и содержания понятия «управление цепями поставок». Многие применяют этот термин как синоним «логистики» или «интегрированной логистики». Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management - как технологии бизнеса.

Одно  из наиболее распрастраненных определений  цепи поставок, основанное на обощении мнений многих ведущих зарубежных специалистов, звучит следующим образом:

«Цепь поставок - три или более экономических  единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

Признанные  американские ученые в области Supply Chain Management Д. Ламберт и Дж. Сток так  определяют это понятие:

«Управление цепями поставок - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации».

Концепция/технология SCM позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического роцесса фирмы с «тремя сторонами» в логистике.

Базовым программным модулем для логистической  технологии Supply Chain Management является «модуль SCM», который присутствует в интегрированных  корпоративных системах управления, в частности в ERP/CSRP, составляя в информационно-технологическом аспекте их часть. Опыт многих компаний показывает, что системы ERP с модулем SCM позволяют увеличить скорость прохождения заказа в 6 раз.

Мы рассмотрели  модели западной логистики, которые не всегда подходят к отечественной хозяйственной практике. Логистические системы - это живые системы, которые нельзя рассматривать вне органичной связи с окружающей средой. Стратегия копирования западных систем - это стратегия ведомого, но не лидера. Внедрять в отечественную экономику необходимо в первую очередь философию логистики, позволяющую повысить эффективность процессов, складывающихся имеенно в наших условиях. Поэтому сейчас рассмотрим общие научные методы, применяемые в логистике для решения теоретических и практических задач.

К основным методам, применяемым для решения  научных и практических задач  в области логистики, следует  отнести:

методы  системного анализа;

методы  теории исследования операций;

кибернетический подход;

прогностику.

Применение  этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные  системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы  логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.

Определение и основные принципы системного подхода

Природа материального потока такова, что  на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и  направляют материальный поток разнообразные  участки логистического процесса. Об этом мы уже говорили. Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системная терминология основана на Общей кибернетической теории систем, которая является основополагающей научной теорией в настоящее время и без которой не обходится не один научный анализ или исследование технических, либо экономических объектов.

Вспомним, эта теория называется общей, так  как ее методология применима к любым объектам и явлениям окружающего мира, в том числе для анализа устройства и работы коммерческих предприятий в различных областях экономики. Эта теория называется кибернетической, так как многие ее положения и методика направлены на исследование механизмов управления в изучаемых объектах. Кибернетика - это наука об управлении, ее название происходит от греческого слова «кибернесий», что значит «рулевой», «управляющий».

Общая теория систем была предложена американскими  учеными в 1950-е гг. Она исходит из того, что любой объект технический, экономический, социальный, биологический и т.д. можно анализировать и создавать как систему, т.е. как комплекс взаимосвязанных элементов, действующий для достижения единой цели. Таким образом, система - это совокупность некоторых составных частей (или элементов), имеющих определенные характеристики и даже свои локальные цели, но соединенных вместе некоторой структурой и действующих для достижения единой цели и в связи с этим образующих нечто целое, упорядоченное и организованное.

При этом общая теория систем предполагает анализировать  и создавать технические и  экономические системы по аналогии с биологическими системами, т.е. живыми существами. Это и есть основные моменты методологического подхода  к анализу и созданию технических или экономических предприятий на основе принципов Общей теории систем. Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

При формировании логистических систем должны учитываться  следующие принципы системного подхода:

· принцип  последовательного продвижения  по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система  сначала должна исследоваться на макро уровне, т.е. во взаимоотношении  с окружающей средой, а затем на микро уровне, т.е. внутри своей структуры;

· принцип  согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик  проектируемых систем;

· принцип  отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система.

Последовательность  формирования системы при системном  подходе также включает в себя несколько этапов:

Первый: Определяются и формулируются цели функционирования системы.

Второй: На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней  среды определяются требования, которым  должна удовлетворять система.

Информация о работе Методологический аппарат логистики