Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:34, диссертация
Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании существующего методического обеспечения управления материальными потоками микрологистической системы автотранспортного предприятия.
Реализация поставленной цели предусматривала решение ряда задач:
- анализ существующих методов управления запасами на АТП;
- классификация и формализация материальных потоков на АТП;
- анализ и совершенствование методов определения номенклатурных групп материальных ресурсов;
- разработка методического подхода к определению оптимальной величины заказа материальных ресурсов разных номенклатурных групп;
Введение...3
1. Применение логистического подхода к управлению материальными потоками на предприятии автомобильного транспорта...9
1.1 Определение, понятие и задачи логистики. Распространение логистического подхода в России и за рубежом...9
1.2 Особенности логистического управления предприятием автомобильного транспорта...29
1.3 Методические аспекты управления запасами. Управление запасами наАТП...48
2. Совершенствование методического подхода к нормированию материальных ресурсов и прогнозированию объёмов их потребления...57
2.1 Систематизация логистических потоков и их аналитическое описание...57
2.2Совершенствование методики определения номенклатурных групп...67
2.3 Методы прогнозирования в логистике...82
2.4 Определение оптимальной величины заказа материальных ресурсов...96
3. Практические аспекты разработки и внедрения системы комплексного управления материальными потоками...101
3.1 Комплексный алгоритм управления материальными потоками...101
3.2 Структуризация материальных ресурсов...103
3.3 Прогнозирование объёмов потребления запасных частей...114
3.4 Апробация методики определения оптимальной величины заказа материальных рсурсов...125
Заключение...130
Литература...133
Анализ литературных источников, несмотря на вышесказанное, показал, что на современном этапе развития экономики не существует термина «логистика», получившего всеобщее признание.
В терминологическом
словаре по логистике, изданном в
России в 1995 году, даётся следующее
определение. «Логистика - это наука
о планировании, контроле и управлении
транспортированием, складированием и
другими материальными и
10
также передаче,
хранении и обработки соответствующей
информации» [112]. Данное определение
даёт понимание о логистике как
сфере деятельности и раскрывает
её содержательную сторону. Упоминаемые
в нём «планирование, контроль и
управление транспортированием, складированием
и другими материальными и
нематериальными операциями»
Нужно отметить,
что уже давно многие отечественные
разработки непосредственно включали
элементы логистической науки и
были посвящены формам, методам управления
и хозяйственным процессам
Эти выполненные ранее наработки и полученные результаты получили качественно новое развитие с позиций логистического подхода. Как отмечалось ранее трактовка этого подхода в различных работах неоднозначная.
На наш
взгляд, оправдано мнение ряда специалистов
о том, что трудоёмкость формулировки
понятия «логистика»
Среди множества различных трактовок логистики выделяются учёные (Неруш Ю.М., Залманова М. Е.) [53,93], которые определяют её следующим образом: логистика - направление хозяйственной деятельности, которое заклю-
11
чается в планировании, контроле и управлении материальными (и сопутствующими им) потоками в сферах производства и обращения. Тем самым они акцентируют своё внимание на управленческом аспекте логистической деятельности (прил.1 ).
В работах
большинства учёных, например Русалёвой
Л.Ю., Аникина Б.А., Миротина Л.Б., Сергеева
В.И., Гордона М.П., Смехова А.А., Гаджинского
A.M. и других, говорится не только
о значимости управления, но и о
необходимости сокращения затрат на
перемещение и информационное обеспечение
материальных ценностей [34,43,70,99,113,123]. Наиболее
типична в этом отношении характеристика
логистики, данная Гордоном М.П.: «логистика
- научно-практическое направление
хозяйствования, непосредственно связанное
с поиском новых возможностей
повышения эффективности
Несколько
альтернативный подход в определении
логистики наблюдается в работе
Голикова Е.А. «Маркетинг и логистика»,
где автор увязывает понятие
«логистика» с понятием «потоковые
процессы». В его трактовке логистика
рассматривает потоковые
Неординарно мнение учёных, в определениях которых подчёркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики. Они описывают логистику как «искусство» и «уникальную сферу творчества для стратегической ориентации» [34,с.6].
12
Во многом
столь разнообразные трактовки
логистики обусловлены
Для определения
понятия «логистика» важны
Несмотря
на значительный разнобой в определениях
понятия «логистика» в
13
отличие логистического
подхода к управлению от традиционного:
интеграция отдельных областей деятельности,
отдельных звеньев в единую систему,
способную адекватно
С использованием логистического подхода объектом управления становится поток — множество объектов, воспринимаемое как единое целое. В отношении объекта управления в логистике между учёными также нет единства. Большинство авторов ( Аникин Б.А., Неруш Ю.М., Гордон М.П., Смехов А.А., Залманова М.Е.) [43,53,70,89,123] в качестве объекта рассматривают материальный и связанный с ним информационный поток. Другие (Миротин Л.Б., Сергеев В.И., Гаджинский A.M., Новиков О.А., Русалёва Л.Ю.) [34,97,99,113] выделяют и финансовый поток. Миротин Л.Б., Сергеев В.И. и Смехов А.А. говорят также о значимости потока услуг [99,123]. Лукинский B.C., Бережной В.И., Бережная Е.В. и Цвиринько И.А. в работе «Логистика автомобильного транспорта. Концепция. Методы. Модели» акцентируют внимание на параллельном существовании с вышеописанными и кадрового потока.
Обобщая трактовки, даваемые различными авторами, рассмотрим подробнее эти потоки.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с материальными ресурсами, незавершенным производством и готовыми изделиями от первичного источника сырья до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать как между различными предприятиями, так и внутри одного предприятия.
Материальные ресурсы - это запасные части, агрегаты, шины, топливо и горюче-смазочные материалы, материалы для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Особым видом материальных ресурсов является тара и упаковка.
14
Незавершенное производство - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.
Готовая продукция - продукция, которая полностью прошла производственный цикл на данном предприятии.
Размерностью материального потока является отношение единицы измерения груза (тонны, штуки и т.д.) к единице измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Материальный поток, рассматриваемый в определённом временном сечении, является запасом материальных ресурсов.
Определённые действия, осуществляемые с материальными объектами, называются логистическими операциями. Это транспортировка, погрузка, разгрузка, складирование, упаковка и другие операции.
В данной работе управление материальными потоками будет рассмотрено на примере управления потоками запасных частей и агрегатов.
Управление материальным потоком требует сбора и передачи информации, которая соответствует этому потоку. Таким образом, материальный поток существует вместе с соответствующим информационным потоком.
Информационный поток - это совокупность всех тех сообщений, которые циркулируют как в системе, так и между логистической системой и внешней средой и являются необходимыми для управления и контроля логистических операций.
Информационный поток существует в виде бумажных и электронных документов и измеряется количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.
Финансовый
поток в логистике — это
направленное движение финансовых средств,
которые циркулируют как в
логистической системе, так и
между логистической системой и
внешней средой и являются необходимыми
для обеспечения эффективного движения
определённого товарного
Изучение информационных и финансовых потоков во взаимосвязи с материальными потоками имеет большое значение, так как «в современном биз-
15
несе отсутствует изоморфность между материальными и сопутствующими им потоками. Это проявляется в несовпадении (несинхронности) движения материальных ресурсов, готовой продукции и относящихся к ним потоков информации и денежных средств» [99,с.25].
Движение материальных, информационных и финансовых ресурсов обеспечивается интеллектуальным и трудовым потенциалом кадров - участников логистического процесса. Параллельно с материальным, информационным и финансовым потоками существует кадровый поток. Кадровый поток - это совокупность перемещающихся трудовых ресурсов внутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой. Кадровый поток включает трудовые ресурсы, выполняющие логистические операции внутри логистической системы и обеспечивающие связь (материальную, информационную и финансовую) между системой и средой.
Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, организационно завершённая и состоящая из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.
Л.Б. Миротин и В.И. Сергеев к рассмотренным выше определениям добавляют и ряд других, конкретизирующих их.
Звеном логистической системы они называют некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определёнными логистическими операциями.
Логистическая
цепь - множество звеньев
Логистическая сеть - полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им инфор-
16
мационным
и финансовым потокам в рамках
исследуемой логистической
Логистический канал - упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до её конечных потребителей [99].
Большинство учёных солидарны во мнении, что логистика функционирует как на макро-, так и на микро-уровне [34,40,43,70,97,99,113,123] (прил. 1).
Наиболее ёмкая и в то же время лаконичная характеристика макро- и микрологистической системы дана в источнике [74].