Логистика и макросреда бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Любое предприятие, на котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. В курсе логистики деятельность этой службы рассматривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 84.49 Кб (Скачать)
  1. Логистика и макросреда бизнеса

  Закупочная  логистика -  это управление материальными  потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

  Любое предприятие, на котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. В курсе логистики деятельность этой службы рассматривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

  элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

  элементом микрологистической системы, то есть одним  из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

  самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру  и самостоятельные цели.

  Изучая  первый вопрос темы, в котором служба снабжения предприятия рассматривается  как элемент макрологистическои системы, необходимо понять специфику  работы службы снабжения в условиях наличия логистических связей предприятия  со своими поставщиками. Эта специфика  обусловлена идеей логистики (получение  дополнительной прибыли от согласованности  действий всех участников) и заключается  в том, что персонал службы снабжения  должен добиваться реализации целей  собственного предприятия не как  изолированного объекта, а как звена  всей макрологистической системы.

  Второй  вопрос рассматривает варианты системной  организации самой службы снабжения, так как от этого в существенной степени зависит возможность  ее эффективного функционирования на любом уровне.

   Реализация  функции снабжения предприятия  осуществляется в процессе решения большого количества разнообразных задач и выполнения различных видов работ. К числу наиболее существенных из них относят задачи «что закупить», «у кого закупить», «сколько закупить», а также такие работы, как заключение договора, контроль за его исполнением, организация доставки и складирования. Третий вопрос темы в рамках решения задачи «что закупить» знакомит с проблемой, которая в англоязычной литературе встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно - задача MOB (сделать или купить). Основная проблема здесь заключается в следующем. Закупая комплектующие у специализированного поставщика, предприятие получает возможность снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, однако, в то же время, попадает в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом этой зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок, то есть чем более развиты в экономике логистические связи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Логистические посредники в распределении  их место и роль в логистической  системе

  Термин  «распределение», использованный в  названии изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Толковый словарь современного русского языка гласит, что распределить — это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть. Например, распределяют полученную сумму дохода между предприятием, государством и различными фондами; распределяют полученную сумму прибыли между членами акционерного общества и т. п.

  В экономике распределение - это фаза воспроизводственного процесса: сначала  надо произвести материальные блага, а  затем распределить их, то есть выявить  долю каждого производителя в созданном богатстве.  *

  При этом распределяется право собственности на произведенный продукт труда. Сами продукты, например, собранные на вагоностроительном заводе вагоны, между участниками производственного процесса не распределяются.

  В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные  с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом  исследования и оптимизации. Главным  предметом изучения в распределительной  логистике является рационализация процесса физического распределения  имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.

  Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

  — распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

  — распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;

  — распределяются материальные запасы между  различными участками производства;

  — распределяются материальные потоки в  процессе продажи и т. д.

  Для того чтобы очертить границы распределительной  логистики, рассмотрим схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии (рис. 1). 
 

  

  Рис. 1. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики 

  Материальные  потоки на стадии приобретения средств  производства являются объектом изучения и управления закупочной логистики, материальные потоки на стадии производства -объектом производственной логистики. Объектом распределительной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции.

  Понятие распределительной логистики легко  сформировать на основе общего определения понятия логистики.  Логистика определяется как наука (деятельность) о сквозном    управлении материальными потоками, включающими в себя:

  — доведение материального потока до производства;

  — управление процессом прохождения  потока внутри производства;

  — управление процессом доведения  готовой продукции до потребителя.

  В этой же главе подчеркивается, что  специфика логистики заключается  в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках» Распределительная  логистика изучает последний  этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими  этапами), то есть представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

  Принципиальное  отличие распределительной логистики  от традиционных сбыта и продажи  заключается в следующем:

  — подчинение процесса управления материальными  и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

  — системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

  — системная взаимосвязь всех функций  внутри самого распределения.

  Определение распределительной логистики формулируется следующим образом: распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

  Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность  этого процесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами логистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т. п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходима, но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока.

   Уточним, что сказанное выше относится  не к процессу розничной торговли в целом, который включает в себя и оптовую закупку и розничную продажу, а только к розничной продаже, то есть к обслуживанию покупателя.

   Объект  изучения в распределительной  логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

   Распределение материального потока уже достаточно давно является существенной стороной хозяйственной деятельности, однако положение одной из наиболее важных функций оно приобрело лишь сравнительно недавно. В странах с развитой рыночной экономикой в 50-х  -  начале 60-х годов системы распределения развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю; вопросы производства и закупок материалов решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х — начале 70-х годов. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления, несет в себе большой резерв повышения эффективности.

   Результатом интегрированного подхода к реализации различных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и предприятий.

   В торговле примером интеграции различных  подфункций распределения может  служить выделение и развитие специальных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределения в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи розничной торговли. Отечественный опыт представлен организацией централизованной доставки товаров в магазины экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз.

Задачи  распределительной логистики:

  Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком  на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

  Состав  задач распределительной логистики  на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

  - планирование процесса реализации;

  - организация получения и обработки  заказа;

     - выбор вида упаковки, принятие  решения о комплектации, а также  организация выполнения   

      других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

  — организация отгрузки продукции;

  — организация доставки и контроль за транспортированием;

  — организация послереализационного обслуживания.

  На  макроуровне к задачам распределительной  логистики относят:

  — выбор схемы распределения материального  потока;

  • определение оптимального количества распределительных центров (складов) на

      обслуживаемой территории;

  — определение оптимального места  расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

  В следующих параграфах рассмотрены  некоторые задачи, решаемые распределительной логистикой на макроуровне.

  Логистические каналы и логистические цепи:

  Материальный  поток исходит либо из источника  сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю (рис. 2).

  Во  всех случаях материальный поток  поступает в потребление, которое может быть  производственным   или   непроизводственным.

Информация о работе Логистика и макросреда бизнеса