Логистические каналы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:13, лекция

Описание работы

Главную роль при этом играет решение задачи организации логистических каналов (каналов распределения, каналов сбыта). Поставщик и потребитель материального потока представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников (организаций или отдельных лиц), осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Работа содержит 1 файл

Логистические каналы.docx

— 182.29 Кб (Скачать)

Логистические каналы

Основная цель логистической системы распределения – доставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами.

Главную роль при этом играет решение задачи организации логистических  каналов (каналов распределения, каналов  сбыта). Поставщик и потребитель материального потока представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников (организаций или отдельных лиц), осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Логистическая цепь –это линейно упорядоченное множество конкретных посредников из логистического канала. Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д. – это выбор логистической цепи.

Важным резервом повышения  эффективности процессов распределения материального потока является наличие на рынке большого количества посредников, а значит возможность выбора логистического канала.Таким образом, решение о выборе каналов распределения – одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбор канала непосредственно влияет на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций.

Основные функции  логистических каналов:

  • проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
  • стимулируют сбыт, создавая и распространяя информацию о товарах;
  • устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
  • приспосабливают товар к требованиям покупателей;
  • проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
  • организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
  • финансируют движение товаров по каналу распределения;
  • принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Все функции или часть  их могут быть взяты на себя производителем. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют  функции каналов распределения  товаров эффективнее,взимая с производителя определенную плату. Поэтому кому следует выполнять различные функции канала распределения – это вопрос относительной эффективности. На рис. 1.1 приведены варианты каналов распределения товаров народного потребления.

Рис. 1.1. Каналы распределения товаров народного потребления

Использование каналов сбыта  является своего рода аутсорсингом, что  определяет следующие выгоды от их использования:

- сокращение объема работ  по распределению продукции и  экономия финансовых средств  на эти цели;

- возможность вложения  сэкономленных средств в основное производство

- продажа продукции более  эффективными способами;

- высокая эффективность  обеспечения широкой доступности  товара и доведения его до  целевых рынков.

Виды каналов  распределения

Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис. 1.2. Каналы распределения,показанные на рисунке, представляют собой традиционные каналы,являющиеся горизонтальными. Они состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников.

Рис. 1.2.Различные уровни горизонтальных каналов распределения

Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся  обеспечить себе максимальную прибыль.Максимально  возможная прибыль отдельного участника  канала может идти в ущерб максимальному  извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных  членов.

Вертикальные  каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (рис. 1.3).

Рис. 1.3.Вертикальный канал распределения

Такие каналы являются результатом  логистической интеграции в цепи поставок. Один из участников канала, как  правило, либо является собственником  остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Вертикальные каналы возникли как средство контроля поведения канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала выполняемых функций. Естественно, чем меньше звеньев логистической цепи участвуют в сбыте продукции, тем эффективнее осуществление контроля канала продвижения со стороны производителя.

Создание крупных оптовых  предприятий на контрактной и  корпоративной основе осуществляется с целью увеличить прибыль  и получить дополнительный экономический  эффект от укрупнения закупаемых партий товаров и упрощения отношений  между производителями продукции  и оптовиками.

Каждый производитель  на основе маркетинговых исследований рынков сбыта своей продукции  определяет структуру возможных  каналов распределения, их связь  с конкретными категориями потребителей и друг с другом(рис. 1.4).

Посредники в  каналах распределения

В сбытовой деятельности предприятий  одно из главных мест занимают посредники, способствующие успешному выполнению плана сбыта. В общем виде посредник – физическое лицо или органи-зация, содействующие установлению контактов и заключении сделок между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг.

Основная цель использования  услуг посреднических оптовых предприятий  – расширение рынков сбыта товаров и снижение издержек. В случаях территориальной разбросанности рынка товаров фирме-поставщику из-за существенных расходов по сбыту своей продукции невыгодно поставлять ее по линии прямых связей с потребителями. Оптовик же, аккумулируя поступающие товары различной номенклатуры, сбывает их, получая часть прибыли от совместной продажи. В результате такой организации сбыта товаров поставщики получают возможность реализовать свою продукцию более широкому кругу потребителей.

Рис. 1.4.Возможные схемы распределительных каналов в зависимости от объема производства и уровня спроса

В странах Запада получает распространение и такая форма  отношений оптовиков и промышленных фирм, когда за первыми закрепляются операции по техническому обслуживанию оборудования, уже находящегося у  конечных потребителей. Фирмы-изготовители освобождаются от необходимости  иметь у себя персонал для выполнения таких операций. В свою очередь  посредники, имея собственный штат работников по техническому обслуживанию, уже не зависят от фирм-поставщиков.

Критерии выбора посредника по сбыту

При выборе оптовых посреднических предприятий промышленные фирмы  принимают во внимание следующие  основные соображения:

- уверенность поставщика  в заинтересованности посредников  установить с ним взаимоотношения  по сбыту товаров;

- хорошее знание оптовиком  товара поставщика;

- достаточная степень  надежности положения того или  иного оптового предприятия в  определенной отрасли промышленности;

- наличие у посредника  складских емкостей и его готовность  хранить у себя запасы-продукции  поставщика;

- прочность финансового  положения посредника и обоснованность  проводимой им политики цен  и др.

Типы посредников

Классификацию посредников  проводят по двум основным признакам: от чьего имени работает посредник  и за чей счет посредник ведет  свои операции. Рассмотрим основные типы посредников(табл. 1.1).

Таблица 1.1

Типы посредников в  каналах распределения

Тип посредника

Признак классификации

Дилер

От своего имени и за свой счет

Дистрибьютор

От чужого имени и за свой счет

Комиссионер

От своего имени и за чужой счет

Агент, брокер

Агент, брокер


 
   
   
   
   

Дилеры –это оптовые (реже розничные) посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. В логистической цепи дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям.

Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции.По договору им приобретается право продажи продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами(рис. 2.5).

Рис. 2.5. Пример канала распределения с различными типами посредников

Комиссионеры – это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель (комитент) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер является посредником только для комитента, а не для конечного потребителя, деньги которого перечисляются на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и гибели продукции лежит на комитенте. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Он отвечает за утрату или повреждение продукции по его вине.Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.

Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами.Агент заключает сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агентысовершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. За свои услуги агенты получают вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом. Наиболее распространенный вид агентского вознаграждения –процент от суммы заключенной сделки.

Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряжаются продукцией, как дистрибьюторы, комиссионеры или агенты. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторонзаключающейся сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию. Их доходы могут формироваться как определенный процент от стоимости проданных товаров или как фиксированное вознаграждение за каждую проданную единицу товара.

Обеспечение личной заинтересованности персонала посредника:

Øперсонал посредника необходимо рассматривать как своеобразную часть собственного персонала, а  потому следует добиваться лояльности и доверительности отношений  с посредниками;

Øвознаграждение персонала  посредника (продавца) должно стимулировать  высококачественную, активную работу по сбыту продукции предприятия;

Øобучение персонала правильным приемам работы и выработка профессиональных навыков способствуют эффективности  сбыта;

Øстандарты обслуживания, выработанные фирмой-принципалом (производителем,экспортером), помогают эффективности сбыта, так  как ставят посредников в равное положение, а также обеспечивают достаточно точную сравнительную оценку их работы.

Варианты определения  количества посредников

После выбора типов посредников  в канале распределения необходимо определиться с количествомэтих посредников. В маркетинге разработаны три подхода к решению этой проблемы:

1) интенсивное распределение – предполагает обеспечение запа-сами продукции в возможно большем числе торговых предприятий;

2) эксклюзивное распределение – предполагает намеренно огра-ниченное число посредников, торгующих данной продукцией в рамках сбытовых территорий;

3) селективное распределение – представляет собой нечто сред-нее между методами интенсивного и эксклюзивного распределения. Селективное распределение позволяет производителю добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения.

Информация о работе Логистические каналы