Логистическая система внешнеторговых операций на ОАО «МАЗ» и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ОАО « Минский автомобильный завод».
Предмет исследования: логистическая система внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ».
Цель исследования: исследование логистической системы внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ» и разработка предложений по повышению ее эффективности.

Содержание

1 Организация внешнеторговых операций в логистической системе 6
1.1 Понятие, значение и содержание внешнеторговой деятельности 6
1.2 Этапы внешнеторговых операций и необходимая документация при экспорте предприятия 9
1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь 12
2 Анализ экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.1 Общая характеристика основной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.2 Организация экспорта на ОАО «МАЗ» 20
2.3 Основные недостатки экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 26
3 Пути совершенствования экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 30
Заключение 39
Список использованных источников 44
Приложение А 45

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 247.11 Кб (Скачать)

Посредники  – лица, которые связывают стороны, желающие заключить сделку. Они действуют  в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров, в других областях. В качестве посредников могут  выступать как отдельные лица, так и специальные учреждения.

Посредническая  фирма – независимое коммерческое предприятие или  организация, стоящие  между производителем и потребителем товаров и содействующий реализации последних.

В случае использования  услуг посредника эффективность  внешнеэкономических операций увеличивается  за счет следующих факторов:

-увеличение  темпов сбыта товаров;

-значительной  экономии средств в связи с отсутствием необходимости в создании заграничной сбытовой сети;

-оптимизация  условий реализации посредством  быстрого реагирования на изменение  рынка;

-повышение  конкурентоспособности товара путем  сокращения сроков поставки, предпродажного  сервиса, технического обслуживания;

-получение  ценной первичной информации  о рынке, качестве и конкурентоспособности  товара;

-получение  дополнительной выгоды за счет  снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара[1, с.243].

Экспортерам необходимо учитывать, что прибегать  к посредникам необходимо только в случае, если выплачиваемое посредникам  вознаграждение ниже возможных затрат продавцов при самостоятельной  организации сбыта товаров.

 

 

1.2 Этапы внешнеторговых операций и необходимая документация при экспорте предприятия

 

 

Любая внешнеэкономическая  деятельность проходит три этапа:

1) подготовка  к заключению сделки (контракта),

2) заключение (подписание) сделки (контракта),

3) исполнение  сделки (контракта).

Подготовка к заключению сделки является наиболее важным, трудоемким и ответственным этапом. Он включает несколько стадий:

-выбор страны осуществления сделки (рассматриваются политические отношения со страной-контрагентом, правовая среда, экономическая среда, каналы и методы сбыта, транспортные условия, железнодорожные тарифы, специфические требования рынка).

-выбор контрагента (возможность проникновения на рынок, степень монополизации, характер деятельности фирмы)

-установление  связей с предполагаемым партнером[11, с.65].

Выбор потенциального контрагента на внешнем рынке  сопряжено установлением с ним  делового контакта посредством проведения переговоров [1, с.110].

На следующем этапе происходит заключение контракта.

Контракт купли-продажи может  считаться заключенным только тогда, когда он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны, и заверен печатями. Он может быть подписан только лицами, имеющими право подписи таких документов. Если участниками контракта являются две стороны, то он обычно подписывается в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Если продавец и покупатель находятся в одном и том месте, то они одновременно подписывают контракт, если в разных, то он составляется в нескольких экземплярах и подписывается каждой из сторон, при этом в тексте каждого контракта должна быть ссылка на его связанность с другими контрактами.

На третьем этапе — исполнение сделки. Стороны выполняют взятые на себя обязательства. Продавец обязан поставить товар надлежащего качества в установленный срок, покупатель — принять и оплатить его. Надлежаще составленный контракт является гарантией его исполнения [10, с.66].

Таким образом, данный этап включает следующие процедуры:

-обеспечение производства товара  на импорт,

-подготовку товара к отгрузке,

-проведение платежно-расчетных  операций,

-страхование грузов,

-заключение договора на экспедирование  груза,

-организация международной перевозке  груза,

-таможенная очистка груза [1, с.225].

Рассмотрим основные способы установления контактов со стороны продавца и  покупателя.

Когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца, то он может  направить предполагаемому покупателю предложение — оферту.

Оферта — письменное предложение  продавца, направленное возможному покупателю о продаже партии товара на условиях, определенных продавцом. Она содержит основные условия предстоящей сделки (наименование товара, количество, качество, стоимость, условия и сроки поставки, условия платежа, характер тары и упаковки и т.д.). Фирма-продавец является оферентом.

В международной торговой практике различают твердую и свободную  оферты.

Если инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя, то он может направить продавцу заказ или запрос.

Заказ — коммерческий документ, в  котором покупателем изложены все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, а также все существенные элементы, необходимые для заключения внешнеторговой сделки. Практикуется выдача заказов постоянным контрагентам. Поэтому в них часто указываются только наименование товара, его количество, срок поставки и некоторые специфические условия, присущие данному заказу. В остальном стороны могут руководствоваться общими условиями заключенными между ними, либо условиями ранее заключенного контракта. На основе размещения заказов выявляются поставки сложного и уникального оборудования, при этом покупатель берет на себя частичное финансирование поставки путем выдачи аванса. Обычно импортер имеет бланки заказов.

Запрос — обращение к продавцу с просьбой прислать оферту. Одной  из главных целей запроса является получение от экспортных фирм конкурентных предложений, из которых в результате анализа выбираются наилучшие. Поэтому запросы обычно посылаются нескольким фирмам данной отрасли в нескольких странах, конкурирующих между собой. В запросе указываются точное наименование нужного товара, его качество, сорт, количество, при запросе на поставку машин и оборудования — ориентировочные технико-экономические параметры. Отличительной чертой запроса является то, что в них обычно не указывается цена предполагаемой покупки, а обусловливается лишь способ фиксации цены. Важным элементом запроса является указание о желательном для покупателя сроке поставки.

В общем случае, определив потребителей своей продукции по соответствующим источникам информации, любая из сторон (чаще всего, продавец) может направить коммерческие письма с предложением провести переговоры по поводу возможной сделки [12, с.64].

В целом, можно сказать, что внешнеэкономические  операции являются достаточно трудоемким процессом, которые требуют четкости в выполнении, знания международных  аспектов ведения бизнеса.

 

 

 

1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

 

 

В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере [4,c.6].

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь формируется на принципах  открытости экономики и либерализации внешней торговли, при соблюдении условий, определяемых двусторонними и многосторонними соглашениями, а также международными конвенциями в области торгово-экономического сотрудничества; взаимной защиты инвестиций; избегания двойного налогообложения.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности - система мер, устанавливаемых  государством в целях осуществления  внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Целью такого регулирования является обеспечение экономической безопасности РБ, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции в мировую экономику.

Высшими органами регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и  Совет Министров.

Президент Республики Беларусь является Главой государства и в сфере  управления на общегосударственном  уровне обеспечивает  согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления  внутренней и внешней политики страны [6, с.56].

Парламент как высший законодательный  орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической  политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится  определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров Республики Беларусь плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга.

По решению Парламента могут  применяться ответные меры в отношении  стран, создающих дискриминационные  условия для внешнеэкономической  деятельности республики [10,c.280].

Совет Министров Республики Беларусь издает постановления и распоряжение во исполнение законов по внешнеэкономической  деятельности, осуществляет общее руководство  в области отношений республики с иностранными организациями и  международными организациями.

Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию  внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Огромное значение в регулировании  внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь имеет и ряд  других государственных органов: Национальный банк Республики Беларусь, Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь, Белорусская торгово-промышленная палата, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь [12, с.20].

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством  следующих методов:

а) таможенно-тарифного регулирования;

б) нетарифного регулирования;

в) установления запретов и ограничений  внешней торговли услугами и объектами  интеллектуальной собственности;

г) установление особых запретов и  ограничений внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;

д) установления мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности [12, c.41].

Значительную роль при регулировании отношений, при осуществлении внешнеторговой деятельности играют международные обычаи. Это правила разработанные неправительственными международными организациями, главным образом Международной Торговой Палатой. Данные акты именуются lex mercatoria. Наиболее известными и значимыми среди данных правил являются ИНКОТЕРМС - Международные Правила толкования международных коммерческих терминов (International commercial terms). Эти Правила устанавливают различные варианты (моделей) договора международной купли-продажи товаров с учётом международной коммерческой практики. Также к правилам - международным обычаям можно отнести:

Унифицированные правила  и обычаи для документарных аккредитивов (публикация МТП № 500. – 1993 г.);

Унифицированные правила  по инкассо (публикация МТП №522, 1995 г.);

Унифицированные Правила  для гарантий по первому требованию (публикация МТП №458, 1992 г.) [6, c.58].

Внутренними источниками  правового регулирования внешнеторговой деятельности являются акты законодательства Республики Беларусь.

Внутренние источники  можно подразделить на общие и  специальные источники.

К общим источникам относятся  нормативно-правовые акты, регулирующие различные виды общественных отношений, включая общественные отношения, складывающиеся при осуществлении внешнеторговой деятельности. Среди общих источников можно выделить Гражданский кодекс Республики Беларусь. Нормы международного частного права, содержащиеся седьмом разделе ГК, регулируют наряду с другими видами отношений с иностранным элементом и отношения, складывающиеся при осуществлении внешнеторговой деятельности. Также к внутренним источникам относится и Гражданско-процессуальный кодекс, содержащий нормы, посвящённые международному гражданскому процессу.

К специальным источникам правового регулирования внешнеторговой деятельности относятся следующие:

-Указ Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2009 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» Этот источник является вторым базовым нормативным актом, регулирующим отношения в сфере внешнеторговой деятельности;

-Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами". Этот законодательный акт является вторым в Республике законом, регулирующим отношения, складывающиеся по поводу применения мер по защите экономических интересов Республики: специальных, антидемпинговых и компенсационных.

          -Закон от 1 ноября 2004 г. № 322-3 «Об экспортном контроле».

А также:

Указ Президента от 04.10.2000 №7 «О совершенствовании порядка  проведения и контроля внешнеторговых операций». Данный Указ установил максимальные сроки внешнеторговых операций, права  и обязанности резидентов Республики Беларусь при проведении внешнеторговых операций, меры экономической ответственности  за нарушение порядка осуществления  внешнеторговой деятельности, утвердил Положение «О порядке контроля за проведением внешнеторговых операций», содержащее, в частности, перечень обязательных условий внешнеторгового договора. К актам Президента Республики Беларусь, регулирующим отношения в сфере внешнеторговой деятельности относится также Указ Президента от 02.06.1997 №311 «О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 № 440 «О мерах по совершенствованию  регулирования экспорта и импорта  товаров». Данное Постановление устанавливает перечень и категории товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, либо при обязательной

регистрации внешнеторгового контракта;

Информация о работе Логистическая система внешнеторговых операций на ОАО «МАЗ» и ее совершенствование