Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа
Объект исследования: ОАО « Минский автомобильный завод».
Предмет исследования: логистическая система внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ».
Цель исследования: исследование логистической системы внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ» и разработка предложений по повышению ее эффективности.
1 Организация внешнеторговых операций в логистической системе 6
1.1 Понятие, значение и содержание внешнеторговой деятельности 6
1.2 Этапы внешнеторговых операций и необходимая документация при экспорте предприятия 9
1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь 12
2 Анализ экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.1 Общая характеристика основной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.2 Организация экспорта на ОАО «МАЗ» 20
2.3 Основные недостатки экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 26
3 Пути совершенствования экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 30
Заключение 39
Список использованных источников 44
Приложение А 45
Посредники – лица, которые связывают стороны, желающие заключить сделку. Они действуют в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров, в других областях. В качестве посредников могут выступать как отдельные лица, так и специальные учреждения.
Посредническая
фирма – независимое
В случае использования услуг посредника эффективность внешнеэкономических операций увеличивается за счет следующих факторов:
-увеличение темпов сбыта товаров;
-значительной экономии средств в связи с отсутствием необходимости в создании заграничной сбытовой сети;
-оптимизация
условий реализации
-повышение
конкурентоспособности товара
-получение
ценной первичной информации
о рынке, качестве и
-получение дополнительной выгоды за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара[1, с.243].
Экспортерам необходимо учитывать, что прибегать к посредникам необходимо только в случае, если выплачиваемое посредникам вознаграждение ниже возможных затрат продавцов при самостоятельной организации сбыта товаров.
1.2 Этапы внешнеторговых операций и необходимая документация при экспорте предприятия
Любая внешнеэкономическая деятельность проходит три этапа:
1) подготовка к заключению сделки (контракта),
2) заключение (подписание) сделки (контракта),
3) исполнение сделки (контракта).
Подготовка к заключению сделки является наиболее важным, трудоемким и ответственным этапом. Он включает несколько стадий:
-выбор страны осуществления сделки (рассматриваются политические отношения со страной-контрагентом, правовая среда, экономическая среда, каналы и методы сбыта, транспортные условия, железнодорожные тарифы, специфические требования рынка).
-выбор контрагента (возможность проникновения на рынок, степень монополизации, характер деятельности фирмы)
-установление
связей с предполагаемым
Выбор потенциального контрагента на внешнем рынке сопряжено установлением с ним делового контакта посредством проведения переговоров [1, с.110].
На следующем этапе происходит заключение контракта.
Контракт купли-продажи может считаться заключенным только тогда, когда он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны, и заверен печатями. Он может быть подписан только лицами, имеющими право подписи таких документов. Если участниками контракта являются две стороны, то он обычно подписывается в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Если продавец и покупатель находятся в одном и том месте, то они одновременно подписывают контракт, если в разных, то он составляется в нескольких экземплярах и подписывается каждой из сторон, при этом в тексте каждого контракта должна быть ссылка на его связанность с другими контрактами.
На третьем этапе — исполнение сделки. Стороны выполняют взятые на себя обязательства. Продавец обязан поставить товар надлежащего качества в установленный срок, покупатель — принять и оплатить его. Надлежаще составленный контракт является гарантией его исполнения [10, с.66].
Таким образом, данный этап включает следующие процедуры:
-обеспечение производства
-подготовку товара к отгрузке,
-проведение платежно-
-страхование грузов,
-заключение договора на
-организация международной
-таможенная очистка груза [1, с.225].
Рассмотрим основные способы установления контактов со стороны продавца и покупателя.
Когда инициатива вступления в переговоры
исходит от продавца, то он может
направить предполагаемому
Оферта — письменное предложение продавца, направленное возможному покупателю о продаже партии товара на условиях, определенных продавцом. Она содержит основные условия предстоящей сделки (наименование товара, количество, качество, стоимость, условия и сроки поставки, условия платежа, характер тары и упаковки и т.д.). Фирма-продавец является оферентом.
В международной торговой практике различают твердую и свободную оферты.
Если инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя, то он может направить продавцу заказ или запрос.
Заказ — коммерческий документ, в котором покупателем изложены все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, а также все существенные элементы, необходимые для заключения внешнеторговой сделки. Практикуется выдача заказов постоянным контрагентам. Поэтому в них часто указываются только наименование товара, его количество, срок поставки и некоторые специфические условия, присущие данному заказу. В остальном стороны могут руководствоваться общими условиями заключенными между ними, либо условиями ранее заключенного контракта. На основе размещения заказов выявляются поставки сложного и уникального оборудования, при этом покупатель берет на себя частичное финансирование поставки путем выдачи аванса. Обычно импортер имеет бланки заказов.
Запрос — обращение к продавцу с просьбой прислать оферту. Одной из главных целей запроса является получение от экспортных фирм конкурентных предложений, из которых в результате анализа выбираются наилучшие. Поэтому запросы обычно посылаются нескольким фирмам данной отрасли в нескольких странах, конкурирующих между собой. В запросе указываются точное наименование нужного товара, его качество, сорт, количество, при запросе на поставку машин и оборудования — ориентировочные технико-экономические параметры. Отличительной чертой запроса является то, что в них обычно не указывается цена предполагаемой покупки, а обусловливается лишь способ фиксации цены. Важным элементом запроса является указание о желательном для покупателя сроке поставки.
В общем случае, определив потребителей своей продукции по соответствующим источникам информации, любая из сторон (чаще всего, продавец) может направить коммерческие письма с предложением провести переговоры по поводу возможной сделки [12, с.64].
В целом, можно сказать, что внешнеэкономические операции являются достаточно трудоемким процессом, которые требуют четкости в выполнении, знания международных аспектов ведения бизнеса.
1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере [4,c.6].
Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь формируется на принципах открытости экономики и либерализации внешней торговли, при соблюдении условий, определяемых двусторонними и многосторонними соглашениями, а также международными конвенциями в области торгово-экономического сотрудничества; взаимной защиты инвестиций; избегания двойного налогообложения.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности - система мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Целью такого регулирования является обеспечение экономической безопасности РБ, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции в мировую экономику.
Высшими органами регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.
Президент Республики Беларусь является
Главой государства и в сфере
управления на общегосударственном
уровне обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной
Парламент как высший законодательный
орган издает законы, регламентирующие
внешнеэкономическую
По решению Парламента могут
применяться ответные меры в отношении
стран, создающих дискриминационные
условия для
Совет Министров Республики Беларусь издает постановления и распоряжение во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными организациями и международными организациями.
Специальным государственным органом,
осуществляющим общую координацию
внешнеэкономической
Огромное значение в регулировании
внешнеэкономической
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов:
а) таможенно-тарифного
б) нетарифного регулирования;
в) установления запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
г) установление особых запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;
д) установления мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности [12, c.41].
Значительную роль при регулировании отношений, при осуществлении внешнеторговой деятельности играют международные обычаи. Это правила разработанные неправительственными международными организациями, главным образом Международной Торговой Палатой. Данные акты именуются lex mercatoria. Наиболее известными и значимыми среди данных правил являются ИНКОТЕРМС - Международные Правила толкования международных коммерческих терминов (International commercial terms). Эти Правила устанавливают различные варианты (моделей) договора международной купли-продажи товаров с учётом международной коммерческой практики. Также к правилам - международным обычаям можно отнести:
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация МТП № 500. – 1993 г.);
Унифицированные правила по инкассо (публикация МТП №522, 1995 г.);
Унифицированные Правила для гарантий по первому требованию (публикация МТП №458, 1992 г.) [6, c.58].
Внутренними источниками
правового регулирования
Внутренние источники можно подразделить на общие и специальные источники.
К общим источникам относятся
нормативно-правовые акты, регулирующие
различные виды общественных отношений,
включая общественные отношения, складывающиеся
при осуществлении
К специальным источникам
правового регулирования
-Указ Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2009 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» Этот источник является вторым базовым нормативным актом, регулирующим отношения в сфере внешнеторговой деятельности;
-Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами". Этот законодательный акт является вторым в Республике законом, регулирующим отношения, складывающиеся по поводу применения мер по защите экономических интересов Республики: специальных, антидемпинговых и компенсационных.
-Закон от 1 ноября 2004 г. № 322-3 «Об экспортном контроле».
А также:
Указ Президента от 04.10.2000
№7 «О совершенствовании порядка
проведения и контроля внешнеторговых
операций». Данный Указ установил максимальные
сроки внешнеторговых операций, права
и обязанности резидентов Республики
Беларусь при проведении внешнеторговых
операций, меры экономической ответственности
за нарушение порядка
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 № 440 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров». Данное Постановление устанавливает перечень и категории товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, либо при обязательной
регистрации внешнеторгового контракта;