Лизинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Цель: изучение сущности лизинга, его видов и опыта в России.

Содержание

Введение 2
§1. Зарождение и сущность лизинга. 4
§2. Формы, типы и виды лизинга. 10
§3. Развитие российской нормативно-правовой базы ..
лизинговых операций. 17
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

лизинг.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

    Другой  особенностью этого вида лизинга  является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.

    Таким образом, основной риск по сделке несут  кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок построены на основе левередж лизинга.

  • "мокрый" и "чистый" лизинг

    По  объему обслуживания передаваемого  имущества лизинг подразделяется на "чистый" и "мокрый".

    Мокрый  лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность  лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о "лизинге, включающем дополнительные обязательства". Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

    В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing) - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях "чистого лизинга" участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом.

    Помимо  принятых в нашей стране видов  лизинга, в мире кроме   лизинга оборудования имеет место лизинг зерна, лизинг рабочей силы и многие другие виды, так что потенциал этого вида экономических отношений в нашей стране очень велик.

 

     §3. Развитие российской нормативно-правовой базы

     лизинговых  операций.

 

    Лизинг в мире имеет многолетнюю историю, а лизинговые операции в последние годы стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах.

    Вместе  с тем следует признать, что, как  показывает международный опыт, жесткая, однозначная взаимосвязь между наличием/отсутствием специального лизингового законодательства и объемами лизинговых операций в той или иной стране не наблюдается. Во всяком случае, «пример» США и некоторых других стран показывает, что отсутствие специальных законов, посвященных исключительно и только лизингу, совсем не препятствует развитию лизинга, если имеются в наличии все остальные необходимые для него условия.

    До  сравнительно недавнего времени  Россия относилась к числу стран, не имеющих специального лизингового  законодательства.

    Первым  специальным актом регулирования  лизинговых отношений стал - Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.1994 г. «О развитии финансового  лизинга в инвестиционной деятельности», носивший во многом поручительный характер: он предписывал правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения о подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации.

    В дальнейшем правительство и его  органы приняли еще целый ряд  документов общего значения (не отмененные, хотя в большинстве своем и не применяющиеся):

     - «Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией» (утвержден Минэкономики и Минфином РФ 29.12.1995 г.);

    - «Методические рекомендации к расчету лизинговых платежей» (утверждены Минэкономики и Минфином РФ в апреле 1996 г.);

    - «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» (документ утвержден постановлением Правительства №752 от 27.06.1996 г., получил частично новую редакцию в соответствии с постановлением Правительства РФ 794 от 12.07.1999 г.);

    - «Указания об отражении в бухгалтерском учете операций договора лизинга» утверждены приказом Минфина РФ(№ 15 от 17.02.1997 г.);

    - «Мероприятия по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 – 2000 годы» (документ утвержден постановлением Правительства РФ № 915 от 21.07.1997 г.);

    - «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» (утвержден постановлением Правительства РФ № 1020 от 3.09. 1998 г.).

    Имелось также «Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ» (утверждено постановлением Правительства РФ № 167 от 26.02.1996 г.). Документ утратил силу в связи с тем, что постановлением № 80 от 1.02.2001 г. Правительство РФ утвердило новое Положение «О лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации». Последнее было отменено в связи с принятием Закона № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым лизинг в России перестал быть лицензируемым видом деятельности.

    Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала часть II Гражданского кодекса  РФ, вступившая в действие 01.03.1996 г. Здесь  лизингу посвящены статьи 665—670 (§6 «Финансовая аренда (лизинг)» гл. 34 «Аренда»), в которых даны определения договора финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору, риска случайной гибели, ответственности продавца. В ГК РФ впервые был применен термин «финансовая аренда», до этого в нормативных актах и на практике встречалось только понятие «лизинг».

    8 февраля 1998 г. был подписан  Закон № 16-ФЗ «О присоединении  Российской Федерации к Конвенции  УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» [4].

    Основная  цель Конвенции – унификация правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок финансового международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются те лизинговые сделки, при которых лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации. Конвенция трактует классический лизинг, который носит трехсторонний характер: продавец оборудования, лизингодатель и лизингополучатель (пользователь).

    Россия  присоединилась к Конвенции с  заявлением о том, что «вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства». Заявление предусмотрено в ст. 20 Конвенции, а его необходимость вызвана тем, что в России несколько по-иному и в целом строже, чем это предусмотрено в п. 3 ст. 8. Конвенции, регулируются ответственность лизингодателя за сохранность оборудования, ответственность перед третьими сторонами за смерть, причинение телесных повреждений или ущерба собственности, причиненных оборудованием, при наличии умысла или неосторожности лизингодателя. Имеется в виду, прежде всего ст. 401 ГК РФ, в которой установлены основания ответственности за нарушение обязательств. Этим заявлением, по сути, дополнительно ограждаются интересы отечественных лизингополучателей.

    Конвенция является в некотором роде ориентиром для разработчиков внутреннего  лизингового законодательства. Это важно иметь в виду потому, что успешному развитию лизинга в России препятствует ряд обстоятельств, в числе которых одним из основных можно считать как раз несовершенство имеющейся правовой базы.

    Анализ  ГК РФ в части, касающейся лизинговых отношений, выявляет ряд его недостатков. Например, в Кодексе никак не ограничивается срок сдачи имущества в аренду и лизинг. Продолжительность действия договора полностью отдается на усмотрение сторон. Между тем существует проблема отграничения лизинга от операций, маскируемых под него с целью получения налоговых льгот [8].

    В соответствии со ст. 666 ГК «предметом договора финансовой аренды могут быть любые  неупотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности...» Эта норма может принести вред, поскольку исключает из числа лизингополучателей некоммерческие организации, использующие взятое в лизинг («аренду») имущество для выполнения своих уставных целей.

    Из  определения договора лизинга, очевидно, что в ГК РФ признается лишь финансовый лизинг, так как предусматривается  участие в сделке только 3-х субъектов. Кроме того, в ст. 665 закреплен разовый характер лизинговой сделки, вытекающий из того, что для каждой сделки лизингодатель должен покупать имущество вновь. Это, по сути, исключает из сферы прямого законодательного регулирования такие важные виды лизинга, как оперативный, возвратный и др. Все отношения, не подпадающие под нормы §6 главы 34 Кодекса, официально лизингом признаваться не могут. Конечно, эти и другие виды лизинговых операций стороны могут урегулировать в конкретных договорах, применяя общие нормы гл. 34 ГК РФ об аренде. Однако в этом случае они лишаются предусмотренных для лизинга налоговых льгот.

    В октябре 1998 г. был принят Закон «О лизинге», в котором в трактовку и регулирование данных отношений были внесены некоторые уточнения и изменения. В Законе сама суть лизинга определена как вид инвестиционной деятельности, причем он рассматривался как самостоятельный вид деятельности (без прежней "привязки" к понятию аренды) [1].

    Отдельные специалисты-правоведы отмечали, что  существующее законодательство создает противоречия в области регулирования лизинговых отношений, в связи с чем лизингополучатель не всегда может четко и верно определить свои права и обязанности, в том числе и по отношению к государству.

    Так, закон «О лизинге», в отличие, от Гражданского кодекса регулировал не только финансовый, но и возвратный и оперативный лизинг, то данное обстоятельство становилось основой для применения п. 2 ст. 3 ГК РФ, который требует чтобы федеральные законы, составляющие гражданское законодательство РФ, принимались в соответствии с Гражданским кодексом, а их нормы содержательно соответствовали нормам Кодекса. В таком случае Закон «О лизинге» должен был применяться лишь в части, не противоречившей ГК РФ. В связи с этим и возвратный, и оперативный лизинг в России оказывались в зоне коллизии, вызванной к жизни несоответствием норм Закона «О лизинге» Гражданскому кодексу.

    Есть  верное мнение, что указанная разница  позиций объясняется несоответствием норм законов экономическому содержанию лизинга. Юридическая наука, приняв понятие лизинга, ограничила его рамками того, что записано в §6 «Финансовая аренда (лизинг)» гл. 34 «Аренда» ГК РФ, тем самым, задав весьма узкое содержание аппарата и инструментария осуществления лизинговых отношений.

    Закон «О лизинге» был не лишен и многих других недочетов. Так, в ст. 15 было прописано, что в числе существенных положений договора лизинга должны быть указаны общая сумма договора и размер вознаграждения лизингодателя. Как отмечали специалисты, легко было представить себе ситуацию, когда в процессе исполнения договора, что займет несколько лет, эти суммы не сойдутся с данными учета, поскольку фактические затраты, составляющие общую сумму лизинговых платежей, наверняка изменятся по сравнению с запланированными. Это определенно приведет к разногласиям с налоговыми органами [8].

    В результате действия целого комплекса  обстоятельств лизинг в России приобрел несомненные черты псевдолизинга, по схеме которого работают главным образом дочерние компании крупных финансовых структур, обеспечивших себе и своим «дочкам» доступ к использованию в той или иной форме бюджетных ресурсов или получивших статус уполномоченных лиц исполнительной власти федерального или регионального уровня. Распространение монопольного влияния крупных финансовых структур и на лизинговый рынок в свою очередь представляет собой дополнительное препятствие для развития в стране мелкого и среднего предпринимательства.

     Как очевидно, из изложенного, нормативно-правовая база лизинга в России нуждается  в дальнейшем развитии. В первую очередь нуждался в существенных коррективах сам Закон «О лизинге». И они последовали: в соответствии с Законом № 10-ФЗ от 29.01.2002 г. Закон «О лизинге» получил новую редакцию, в том числе новое название – «О финансовой аренде (лизинге)» [2].

Информация о работе Лизинг