Лизинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Цель: изучение сущности лизинга, его видов и опыта в России.

Содержание

Введение 2
§1. Зарождение и сущность лизинга. 4
§2. Формы, типы и виды лизинга. 10
§3. Развитие российской нормативно-правовой базы ..
лизинговых операций. 17
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

лизинг.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 

 

     Введение

 

    Актуальность:  развитие лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлено прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

    Цель:  изучение сущности лизинга, его видов и опыта в России.

    Задачи: проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, зарождение и природу лизинга, организационные модели лизинговых компаний, сложившиеся в нашей стране под действием ряда факторов, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг. 

    Преобразование  под воздействием научно-технического прогресса сферы  производства и обращения, глубокие изменения  экономических условий  хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.

    До  начала 60-х годов  лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.

    Переход к рыночной экономике  поставил перед промышленными  предприятиями ряд  проблем, главной  из которых является следующая: как утвердиться  в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен  продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

    В настоящее время  большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных  средств. Они не могут  обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в Росси, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

    Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг  в России весьма молод и не освоен. Во-вторых,  лизинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма.  И, наконец, в-третьих, я уверена, что с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики .

 

    

    §1. Зарождение и сущность лизинга.

 

    Идея  лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и  не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.

    Историки  утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в  праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк  утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.

    В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам  и владельцам торговых судов очень  дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности»  возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

    Введение  в экономический лексикон термина  «лизинг» (от англ. to lease - брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса.

    В начале 60-х годов американские предприниматели  “перевезли”  лизинг через океан  в Европу, где первая лизинговая компания появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

    В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде чем покупать").

    В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная  модификация условий лизинговых договоров определили самые различные  варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.

    В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”,  учрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь, после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами.

    С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском  континенте.

    В настоящее время основная часть  мирового рынка лизинговых услуг  сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

    Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

    По  мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.

    Начало  активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке  можно определить 1990 г., в связи  с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

    В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. В настоящее время действует более 25 лизинговых компаний, еще более 40 заявили о своем намерении работать в этой сфере. Одними из первых были зарегистрированы "Росагроснаб" - лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " - лизинг самолетов.

    Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности " определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа Правительство РФ приняло Постановление № 633 "0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав акционерной лизинговой компании.

    Затем  был принят федеральный закон от 29 октября 1998  N 164-ФЗ  "О лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на 1996-2000 гг., целью которой является создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-правовой базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.п.

    Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано  как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и  различиями в законодательстве, системе  отчетности и налогообложения в  разных странах.

    В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия  относятся к разновидности лизинга.

    Наиболее  точно отражающим сущность термина  “лизинг” является следующее определение: лизинг – это инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего выкупа.

    Лизинг  представляет собой средне- и долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

    Существует  довольно много разновидностей лизинга, и в зависимости от того или иного вида в сделке могут участвовать от двух до четырех (или даже более) сторон. Лизинговая сделка представляет собой совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

    Предметом лизинга могут быть любые  непотребляемые  вещи,  в  том     числе  предприятия и другие имущественные  комплексы,  здания,  сооружения, оборудование,  транспортные  средства  и  другое  движимое  и  недвижимое имущество,   которое   может   использоваться   для   предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не  могут быть  земельные участки и другие природные объекты,  а также имущество,  которое федеральными  законами запрещено для свободного обращения

Информация о работе Лизинг