Экономика грузовых перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данной отрасли, которая в конце 1970-х годов превратилась в своего рода узкое место в экономике промышленно развитых стран.

Работа содержит 1 файл

Экономика грузовых перевозок.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

1). Зам = Цавт Нам /100; (2.6.)

2). Зам = Цавт Lр Нам / (1000 100). (2.7.)

По первому варианту рассчитывают амортизационные отчисления для:

грузовых автомобилей, грузоподъемностью до 2 т;

карьерных автосамосвалов;

прицепов и полуприцепов;

легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);

автобусов особо малого класса (длиной до 5 м) кроме маршрутных такси;

ведомственных автобусов;

специальных автомобилей.

Для данных автомобилей норма амортизационных отчислений (Нам) установлена в процентах от первоначальной стоимости автомобилей.

Для всех остальных автомобилей, затраты на амортизацию рассчитывают исходя из нормы амортизационных отчислений в процентах от первоначальной стоимости автомобилей на 1000 километров ресурсного пробега.

Величины норм амортизационных отчислений приведены в справочниках

В статью «Общехозяйственные расходы» включают стоимость электроэнергии, тепловой энергии; плату за пользование землей; стоимость содержания вышестоящих организаций по уставам и договорам; амортизацию на полное восстановление по прочим основным фондам; плату за воду; медицинское страхование и страхование имущества, загрязнение окружающей среды, содержание автомобилей хозобслуживания; плату по процентам за краткосрочный кредит; налоги: с владельцев транспортных средств, на приобретение транспортных средств и др.

Величина общехозяйственных расходов принимается исходя из сложившейся на ТЭП структуре соответствующих затрат. В целях планирования данные затраты, условно, могут быть рассчитаны исходя из следующего условия: 4,5 рублей накладных расходов на 1 авточас работы автомобилей. После того, как рассчитаны расходы по каждой статье, определяют себестоимость автомобильных перевозок делением суммы затрат по содержанию автомобильного парка за определенный период времени (УЗ) на выполненную за то же время транспортную работу (Ргод). Все эти результаты расчетов сводятся в таблицу, которая приведена в демонстрационном листе №5, таблицы 2.4. Там же в таблице 2.5. приведен пример расчета себестоимости для автомобиля КамАЗ 5410 на 21 декабря 2007 года. Общая калькуляция себестоимости по ТЭП за октябрь 2007 года приведена в таблице 2.6. того же приложения. Данные статистической отчетности ПЭО ТЭП

 

3.4 Оценка эффективности деятельности транспортного хозяйства

Эффективность производственной деятельности предприятия характеризуется производительностью труда и выражается в увеличении количества продукции в единицу рабочего времени или уменьшении количества времени, затраченного на производство единицы продукции. По своему экономическому содержанию производительность труда относится к комплексному, обобщающему показателю, в котором сосредоточены итоги деятельности работников по производству продукции.

Производительность труда по ТЭП определяется формулой:

Пт = D / Nраб, (тыс. руб. / чел.) (2.8.)

Где: D – годовой доход от реализации, тыс. руб. (см. табл. 2.3.)

Nраб – численность работающих, чел.

Пт = 7758636,5 / 218 = 35508,6 (тыс. руб. / чел.)

Состав оборотных средств ТЭП.

Эффективность деятельности автотранспортного предприятия в значительной степени зависит и от наличия и состава оборотных средств. Оборотные средства предприятий составляют совокупность фондов оборотных и обращения, выраженных в деньгах. Оборотные средства предоставляются предприятием для образования запасов материальных ценностей, покрытия затрат по незавершенному производству, расходов будущих периодов, а также для осуществления расчетов в установленные сроки. Структура оборотных средств по отдельным предприятиям существенно различается. Она зависит от особенностей процесса производства, характера работы, степени технической вооруженности, уровня организации производства.

Рациональное и эффективное использование оборотных средств является важнейшей задачей хозяйственного руководства и обеспечивает значительную экономию материальных и денежных ресурсов предприятия. На эффективность использования оказывает влияние скорость их движения за производственный цикл, то есть оборачиваемость оборотных средств за определенный период, которая характеризуется количеством оборотов за год и длительность оборота.

Стоимость основных фондов.

В современных условиях оснащение отраслей основными фондами влияет на формирование материально-технической базы, выполнение программ социально-экономического развития, расширенное воспроизводство. Основные производственные фонды отрасли – это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на готовый продукт по частям в течение длительного времени. Все основные фонды народного хозяйства разделяются на производственные и непроизводственные.

Непроизводственные основные фонды не принимают непосредственного участия в создании продукции. Они косвенно способствуют осуществлению процесса, удовлетворяя бытовые и культурные потребности трудящихся. Сюда относятся жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждений и организаций. К непроизводственным относятся также средства труда, находящиеся в процессе монтажа, списанные, но не переданные или полученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства. Средства труда становятся тогда производственными основными фондами, когда они принимают участие в создании стоимости продукции. Основные производственные фонды делятся на активную и пассивную части. К активной части относится комплекс средств и механизмов, непосредственно участвующих в производственном процессе (транспортные средства, машины, измерительные и регулирующие приборы), к пассивной части – все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимым условием производственного процесса.

Большое значение для деятельности транспортного хозяйства имеет эффективное использование производственных фондов, которое оценивается в натуральном (для определения технического состава основных фондов производственной мощности предприятия, для установления путей повышения использования производственных мощностей) и денежном (для установления при планировании их расширенного воспроизводства, а также для определения себестоимости продукции и рентабельности предприятия) выражениях.

В связи с длительностью функционирования, постепенным изнашиванием основных фондов существует несколько методов их денежной оценки:

– по первоначальной стоимости, т.е. по фактической, включающей полную стоимость введенного в эксплуатацию объекта или прейскурантную цену покупаемых машин, других средств труда, а также стоимость их к месту использования;

– по восстановительной стоимости;

– по остаточной стоимости

Кроме оценочных показателей, существуют показатели, отражающие экономическую эффективность использования производственных основных фондов. Обобщающим показателем является показатель фондоотдачи, который определяет количество доходов, приходящихся на 1 руб. стоимости производственных основных фондов:

Фо = Д / Сс.г,

где Д – доходы от вспомогательной работы, тыс. руб.

Сс.г – среднегодовая стоимость производительных основных фондов, тыс. руб.

Сс.г составляет 6291000 тыс. руб.

Фо = 7758636,5 / 6291000 = 1,23 (тыс. руб./тыс. руб.)

Экономическая эффективность использования производственных основных фондов может определяться рентабельностью, то есть количеством прибыли на 1 руб. стоимости этих фондов.

Рф = П / Сс.г,

 

где П – размер прибыли за год, тыс. руб.

Рф = 1012254,2 / 6291000 = 0,16 (тыс. руб./тыс. руб.)

При анализе работы автомобильного транспорта, а также для характеристики состояния основных фондов используются следующие показатели:

Фондоемкость: Фем = 1 / Фо = 1 / 1,23 = 0,813

Степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами представляет собой фондооруженность:

Фв = Сс.г / N,

где N – среднесписочная численность работников, чел.

Фв = 5291000 / 158,5 = 39690,9

К показателям, характеризующим состояние основных производственных фондов, относятся коэффициенты, Rоб, kи, kг, kв.

Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей:

Rоб = Сп / Ск,

Где – стоимость основных фондов вновь поступивших в эксплуатацию за отчетный период, тыс. руб.

Сп по балансу составляет 69431 тыс. руб.

Ск – стоимость основных фондов на конец отчетного периода, тыс. руб.

Ск = 27793049 тыс. руб. (см. табл. 1.13.)

Rоб = 69431 / 27793049 = 0,0025

Коэффициент изношенности:

 

kи = А / Ск,

где А – сумма начислений амортизации за год, тыс. руб.

А = 21502049 тыс. руб.

kи = 21502049 / 27793049 = 0.77

Коэффициент годности:

kг = 1 – kи = 1 – 0,77 = 0,23

Коэффициент выбытия определяют необходимость пополнения основными фондами:

kв = Св / Сн,

где Сн – стоимость основных производственных фондов на начало отчетного периода, тыс. руб.

Св – стоимость выбывших основных фондов за отчетный перод, тыс. руб.

Св по балансу составляет 2733909 тыс. руб.

kв = 2733909 / 30457527 = 0,09

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что основные производственные фонды изношены на 77%. Для их замены у предприятия на сегодня средства отсутствуют.

 

Заключение

Транспорт представляет важнейшую отрасль материального производства, которую К. Маркс назвал транспортной промышленностью: «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную.

В курсовом проекте мы рассмотрели организацию транспортного хозяйства на предприятии ОАО «НефАЗ». Предприятие является машиностроительным комплексом по производству самосвалов, автобусов, цистерн и других товаров ориентированых на выпуск большегрузной техники. Практически в любой отрасли функции и средства транспортной организации одинаковы, однако есть небольшие различия, определяемые особенностями производственных и технологических процессов и организацией основного производства.

Транспортное хозяйство, без сомнения, является очень важным для предприятия любой отрасли. Без него невозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода, доставлять сырье и полуфабрикаты и отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтому рациональная организация работы транспорта необходима для рентабельной работы предприятия. На больших заводах и фабриках еще сохранился парк транспортных средств, закупленных в советское время, также у них есть ресурсы для покупки новых. Для маленьких предприятий или недавно образованных есть смысл арендовать транспорт или объединяться нескольким предприятиям для его покупки. В настоящее время расходы на топливо и обслуживание транспорта постоянно увеличиваются, что естественно, отражается на себестоимости и цене продукции. Поэтому необходимо изыскивать резервы для снижения доли этих расходов.

Отличительной особенностью транспорта от других отраслей материального производства является то, что в результате транспортного процесса (перевозки) не создается нового продукта в виде особой вещи. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения грузов и пассажиров, осуществляемый при помощи транспортных средств. В результате транспортного процесса с перевозимыми грузами и пассажирами происходит особая материальная перемена – изменение их местонахождения в пространстве и во времени.

Как мы выяснили в ходе написания курсового проекта продукция транспорта, как отрасли материального производства, измеряется количеством перевезенных тонн груза или пассажиров на определенное расстояние. Единицей измерения транспортной работы является по грузовому транспорту тонно-километр (1 ткм), по пассажирскому транспорту пассажиро-километр (1 пасс-км).

Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.

Внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.

Как мы видим, на транспортном предприяти ОАО «НефАЗ» используют различные виды транспортных средств:

* по сфере обслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта;

* в зависимости от режима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);

* по направлениям движения – транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны и т.п.);

* по уровню автоматизации – автоматические, механизированные, ручные;

* по виду перемещаемых грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Также мы выяснили что организация транспортного хозяйства действующего предприятия включает выполнение следующих работ:

– стратегическое планирование обновления транспортных средств;

– анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

– анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

– выбор и обоснование транспортных средств;

– расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

– проектирование схем грузопотоков;

– оперативно-календарное планирование транспортных операций;

– диспетчеризация работы транспорта предприятия;

– учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.

Информация о работе Экономика грузовых перевозок