Экономика грузовых перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данной отрасли, которая в конце 1970-х годов превратилась в своего рода узкое место в экономике промышленно развитых стран.

Работа содержит 1 файл

Экономика грузовых перевозок.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

По железнодорожному транспорту рассчитывается смета затрат цеха, куда входит зарплата производственных рабочих, отчисления в фонд социального страхования, топливо, горючие и смазочные материалы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы. По автотранспорту определяется себестоимость одного тонно-километра. С этой целью составляется смета расходов, куда включаются затраты по оплате труда рабочих, ИТР и служащих, отчисления в фонд социального страхования, затраты на амортизацию, текущий ремонт и содержание автотранспортных средств.

Затраты внутризаводского транспорта включаются в себестоимость продукции и распределяются между потребителями и заказчиками. Вся сумма затрат внутризаводского транспорта распределяется по следующим статьям себестоимости продукции: транспортно-заготовительные расходы, общезаводские расходы, цеховые расходы по отдельным цехам и производствам, сбытовые расходы, услуги сторонним организациям.

Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба. Диспетчирование транспортных работ заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных планов перевозок путем устранения возникающих отклонений в работе транспорта.

Диспетчеризация играет важную роль в организации работы внутризаводского транспорта. Она подразделяется на диспетчеризацию внешнего транспорта, межцеховых перевозок внутрицехового транспорта.

Диспетчер транспортного цеха связан при помощи телефона с отделами снабжения и сбыта, диспетчером завода, производственными и вспомогательными цехами.

В будущем Нефтекамским автозаводом предусматривается дальнейшее развитие промышленного транспорта. Объем перевозок, выполняемых этим видом транспорта, должен возрасти примерно на 30%.

 

3.3 Планирование деятельности транспортного хозяйства предприятия

Организация и планирование работы внутризаводского транспорта ТЭП ОАО «НефАЗ» учитывает календарные и сменно-суточные планы изготовления и выпуска продукции каждым цехом и предприятием в целом, поэтому работа внутризаводского транспорта спланирована как технологическая операция, непосредственно связанная с производственным процессом.

Планирование представляет одно из важных условий обеспечения развития автозавода.

На Транспортно-экспедиционном предприятии установлены следующие показатели планирования:

1. Общий объем доходов;

2. По грузовым перевозкам планируется общий объем перевозок в тоннах и грузооборот в тонно-километрах с указанием перечня обслуживаемой клиентуры;

3. По перевозкам пассажиров автобусами планируется коэффициент выпуска на линию автобусов; для автобусных перевозок – маршрутная сеть движения и расписание движения автобусов;

4. По финансам планируется общая сумма прибыли, общая и расчетная рентабельность, платежи в бюджет;

5. По капитальному строительству планируется общий объем капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;

6. По материально-техническому снабжению планируется объем поставок подвижного состава, шин, топлива, смазочных и других фондовых материалов и оборудования.

Планируемые показатели утверждаются для Транспортно-экспедиционного предприятия вышестоящей организацией на год. ТЭП планирует полученные показатели по месяцам года. Остальные показатели плана и использования подвижного состава (пассажирооборот, коэффициент технической готовности и выпуска автомобильного парка, коэффициент использования грузоподъемности, время в наряде, производительность и др.) рассчитывают непосредственно на Транспортно-экспедиционном предприятии и используют для целей учета и анализа работы.

При планировании финансовых показателей себестоимость перевозок не утверждается руководством ОАО «НефАЗ», а основными финансовыми показателями выступают прибыль, рентабельность, платежи в бюджет и выплаты из бюджета.

Разработка трансфинплана.

Ежегодно на Транспортно-экспедиционном предприятии разрабатывается трансфинплан, который является сводным планом производственно-финансовой деятельности предприятия. Основная цель этого плана – обеспечение использования производственной мощности предприятия при возможно наименьших затратах на перевозки.

Трансфинплан охватывает планирование всей деятельности ТЭП и включает в себя следующие разделы: план перевозок; производственную программу предприятия, включающую программу по эксплуатации подвижного состава и план технического обслуживания и ремонта подвижного состава; план повышения эффективности производства; технико-экономические нормативы и нормы; план материально-технического снабжения; план по труду и заработной плате; план по себестоимости перевозок; план капитального строительства; план по фондам экономического стимулирования; финансовый план.

Исходными данными разработки трансфинплана ТЭП являются: перечень основных грузоотправителей и грузополучателей с указанием количества и номенклатуры отправляемых грузов, расстояние перевозки грузов и краткая характеристика погрузочно-разгрузочных пунктов (состояние подъездных путей, оснащенность погрузочно-разгрузочных пунктов средствами механизации), списочный состав парка по маркам грузоподъемности, годовой пробег подвижного состава, фонд заработной платы и штатное расписание инженерно-технических работников, а также нормы и нормативы по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, материально-техническому снабжению, фондам экономического стимулирования.

Эксплуатационная работа автобусного транспорта отличается от работы грузового автомобильного транспорта. Это находит свое отражение при разработке трех разделов трансфинплана: план перевозок, производственной программы по эксплуатации автомобильного парка и плана по труду и заработной плате.

Составлению трансфинплана предшествует работа по анализу производственно-финансовой деятельности предприятия в предшествующем и отчетном периодах.

Разработка трансфинплана осуществляется в два этапа: первый этап включает разработку плана, второй – согласование, уточнение и утверждение плана.

Так как техтрансплан охватывает большое количество разделов планирования деятельности ТЭП, мы расмотрим наиболее важные из них.

Определение грузооборота и грузопотоков

Планирование перевозок грузов является начальным моментом при разработке трансфинплана транспортного предприятия.

План перевозок грузов в первую очередь разрабатывается по предприятиям и организациям, утвержденным для обслуживания руководством ОАО «НефАЗ». При наличии провозных возможностей в план включаются другие предприятия и организации Краснокамского района. Исходными данными для составления плана перевозок грузов являются заявки предприятий и организаций.

Разработанный план перевозок грузов на планируемый период сопоставляют с провозными способностями автомобильного парка. При этом обеспечивается выполнение объема перевозок в установленные сроки.

Объем транспортных работ по заводу (грузооборот) определяется на основании данных о количестве поступающих и отправляемых грузов с учетом их номенклатуры и внутризаводских перемещений в процессе использования. Перевозки основных материалов – топлива, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции – составляют 70–95% общего грузооборота.

Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот – это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток – количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

– видов перемещаемых грузов;

– пунктов отправления и доставки;

– расстояний между пунктами;

– объемов перемещаемых грузов;

– частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки – перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.

Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк – величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.

По данным шахматной ведомости, планировок цехов и генеральным планам предприятий составляют диаграмму грузопотоков, т.е. графическое изображение в соответствующем масштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода. Анализ диаграммы грузопотоков способствует выявлению нерациональных перевозок и установлению оптимальной транспортной схемы, являющейся основой всех расчетов работы транспорта. По грузообороту и грузопотокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия – маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств.

Расчеты работы транспорта ведутся преимущественно по наибольшему суточному грузообороту Qсут с учетом коэффициента неравномерности Кнер поступления и отправления грузов:

Qсут =, (2.3.)

где Qг – годовой грузооборот; D – число рабочих дней в году. Коэффициент неравномерности перевозок показывает отношение максимально возможного грузооборота к среднерасчетному за определенный период времени (Кнер = 1,13,0).

План по доходам, прибыли и рентабельности.

Валовые доходы ТЭП (Двал) определяются суммированием доходов, полученных от всех видов деятельности ТЭП (перевозочной работы Дпер, транспортно-экспедиционных операций Дтэо, погрузочно-разгрузочных работ Дп-р и прочих работ и услуг Дпр).

 

Двал = Дпер + Дтэо + Дп-р + Дпр. (2.4.)

При определении доходов в основном используют метод прямого счета. Доходы от грузовых перевозок при сдельной оплате труда водителей определяют как произведение сдельного тарифа на объем выполненной транспортной работы в тоннах. При почасовой оплате доходы определяют сложением произведения установленного тарифа на количество отработанных часов и суммы дополнительной оплаты за каждый километр пробега. При покилометровой оплате доходы равны произведению установленного тарифа на общий пробег. Доходы от других видов деятельности определяют умножением установленного тарифа на соответствующий объем работ.

Общая сумма прибыли ТЭП устанавливается суммированием прибыли от выполнения перевозок (за вычетом отчислений на строительство дорог), транспортно-экспедиционных, погрузо-разгрузочных и других работ и услуг.

Балансовая прибыль АТП определяется как разность между суммой доходов от всех видов деятельности и суммой расходов:

Пбал = [(Дпер – 0,02Дпер) + Дтэо + Дп-р + Дпр] – (УЗпер + УЗтэо + УЗп-р + УЗпр), (2.5.)

где УЗпер, УЗтэо, УЗп-р, УЗпр – затраты, соответственно, на перевозки, транспортно-экспедиционные операции, погрузо-разгрузочные и другие работы; 0,02Дпер – отчисления в размере 2% от доходов по перевозкам на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

Грузооборот

P = Q lср

25780,055

Себестоимость единицы транспортной работы

 

S = C / P

260,69

Рентабельность перевозок, %

15

Доходная ставка единицы транспортной работы (dст)

dст = S Кр

Кр – коэффициент рентабельности        

300,955

Среднее расстояние перевозки грузов (lср), км       

lср = P / Q

70

Тариф на перевозку 1 т. груза (Тпл), руб.     

Тпл = dст lср

20938,81

Доход (Д), тыс. руб.

Д = dст P = Т Q

7758637,9573

Затраты (С), тыс. руб.

С = S P

 

6746641,702

Прибыль от перевозок (Пр), тыс. руб.

Пр = Д – С

1012140,6

Прибыль является важнейшим показателем, определяющим образование фондов экономического стимулирования, взносов в бюджет и уровень рентабельности предприятия.

Определение себестоимости перевозок

Себестоимость перевозок является комплексным экономическим показателем, характеризующим экономические результаты и качество работы ТЭП и представляет собой денежное выражение затрат, произведенных ТЭП на производство единицы транспортной работы.

Затраты на перевозки группируют по статьям в зависимости от их назначения.

Статья «Основная и дополнительная заработная плата персонала на ТЭП с начислениями по социальному страхованию» включает в себя: основную заработную плату всех работников ТЭП, надбавки, доплаты к заработной плате, премии, начисления на заработную плату (38,5% от общего фонда зарплаты).

В статью расходов «Топливо для автомобилей» входит стоимость всех видов топлива, используемых при эксплуатации автомобилей на данном ТЭП.

Расходы по статье «Смазочные и прочие эксплуатационные материалы» учитывают затраты на данный вид ресурсов на ТЭП.

По статье «Техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава» планируют затраты на ТО и ТР (капитальные ремонты выполняют за счет средств фонда амортизации). Сюда входит стоимость материалов и запасных частей к автомобилям.

Расходы по статье «Восстановление износа и ремонт автомобильных шин» определяют на основании пробега автомобилей, количества шин, гарантийного пробега одной шины и стоимости одного комплекта шин.

В статью «Амортизация подвижного состава» входят амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления подвижного состава, которые перечисляются на расчетный счет ТЭП. Сумму амортизационных отчислений определяют в соответствии с нормами отчислений в зависимости от стоимости автомобиля и его амортизационного (ресурсного) пробега:

Информация о работе Экономика грузовых перевозок