История. понятия этапы и факторы развития логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Понятие «логистика» известно с давних времен, но использоваться как наука об управлении снабжением, производством и сбытом она стала недавно.
Во второй половине XX в. понятие «логистика» приобрело экономическое значение, а к 1980 г. логистика приобрела статус отдельной науки об управлении и выделилась в отдельную область знаний.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 564.50 Кб (Скачать)

 

Вопрос№1 История. понятия  этапы и факторы  развития логистики. 

1.История логистики.

Понятие «логистика»  известно с давних времен, но использоваться как наука об управлении снабжением, производством и сбытом она стала  недавно. 

Во второй половине XX в. понятие «логистика» приобрело экономическое значение, а к 1980 г. логистика приобрела статус отдельной науки об управлении и выделилась в отдельную область знаний. 

После 1990-х гг. эта наука завоевала прочное  положение среди других экономических  наук. В настоящее время логистика приобретает одно из важнейших значений в практике управления организацией. 

Факторы развития логистики: 

1)   рост  затрат на перевозку; 

2)   достижение  предела эффективного производства; 

3)   фундаментальные  изменения в философии запасов; 

4)   создание  продуктовых линий; 

5)   рост  использования компьютеров поставщиками  и потребителями. 

Предпосылки развития логистики как отдельной отрасли  экономических наук: 

1)   возрастание  запасов производства и транспортных  издержек в системах распространения товаров; 

2)   рост  транспортных тарифов; 

3)   появление  и стремительное развития маркетинговой  концепции управления организацией. 

Этапы развития логистики 

1. Период становления логистики (1950-1970-е гг.). (Характеризуется быстрым развитием теории логистики и первым применением ее на практике. Развитие логистики совместно с маркетинговой концепцией приводит к обращению внимания на потребности рынка, стимулированию сбыта, развитию практики снижения затрат. Большую роль сыграло возникновение концепции общих затрат в западной науке, применение в бизнесе техники и информационных технологий.) 

2.    Появление концепции бизнеслогистики (конец 1960—1970-х гг.). (В этот период обозначается область применения логистического подхода — транспортировка, складирование, обработка материалов, защитная упаковка, контроль запасов, выбор местонахождения производства и месторасположения складов, управление заказами на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинговый подход к обслуживанию производства и потребителей. Большое значение имело усиление и ожесточение конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов в производстве.) 

3.    Период «тарно-упаковочной» революции (конец 1970-х гг.). (Кардинально изменились складской процесс, его операционных состав, принцип организации складских операций, техническое и технологическое обеспечение. Началось применение транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, использование первых контейнеров, внедрение стандартизации в складские операции, упаковку, типоразмеры.) 

4.  Появление идеи полной логистической цепи «загрузка — производства — дистрибьюция — продажа» (1980 — середина 1990-х гг.). (Быстрое развитие персональных компьютеров и их массовое применение в бизнесе привело к использованию мирового информационного пространства в целях логистического управления организацией, появилась возможность интегрального рассмотрения всех логистических функций и операций и сведения к минимуму суммарных логистических затрат, глобализация рынка и формирование единого экономического пространства увеличило возможности поставки и сбыта.) 

5. Появление и развитие концепции всеобщего управления качеством (середина 1990-х гг.). (Использование логистического подхода при управлении качеством, усиление конкуренции приводят к борьбе за качество, улучшению уровня сервиса, признано единство целей потребителя и производителя. Важность этого этапа для развития логистики заключается в том, что с позиции стратегического планирования на свободных рынках задачи интегрированной логистики фирмы совпадают с идеологией всеобщего управления качеством. Это становится одним из главных принципов логистического подхода к управлению.) 

2. Понятие и сущность логистики 

Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны. В ходе Второй мировой войны логистика имела широкое применение в материально-техническом снабжении армии. Активное применение логистики в экономике относится к 60–70 годам прошлого века. До середины прошлого века не придавалось большого значения созданию схем поставки товара. Этот период характеризуется развитием производства. Однако к середине прошлого века возникла необходимость поиска путей создания конкурентных преимуществ. На этом этапе денежные вложения в систему распределения влияют на положение поставщика на рынке сильнее, чем капиталовложения в сфере производства. Отслеживание всех этапов движения сырья, деталей и конечной продукции позволяет увидеть потери, допускаемые в привычных схемах управления материальными потоками. В логистически организованных цепях себестоимость товара в конечном пункте оказывается ниже, чем себестоимость того же товара при отсутствии логистического подхода. Этот мониторинг показывает явный экономический выигрыш от применения логистики в экономике. Именно поэтому логистику стали применять для более эффективного управления материальными потоками. Активному применению логистики помог научно-технический прогресс, который сделал компьютерные технологии и моментальную связь более доступными. Это позволило следить за материальными и информационными потоками, управляя ими на всех этапах перемещения. 

3. Функции и задачи логистики 

Различают два  вида функций логистики: оперативные  и координационные. Оперативные  функции связаны с управлением  движением материальных ценностей  в области снабжения производства и распределения. 

В сфере снабжения  – это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции  от поставщика до производственного  предприятия, склада или торгового  хранилища. 

На уровне производства логистика – это управление, включающее контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движения товара на склады и рынки сбыта. 

Управление распределением охватывает организацию потоков  конечной продукции от производителя  к потребителю. К функциям логистической  координации относятся: выявление и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры. Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения. Базируясь на соответствующей информации, логистика занимается состыковыванием предъявляемого рыночной ситуацией спроса и разработанного организацией предложения. Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление – оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции логистики: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая. 

Системообразующая логистика – это система эффективных  технологий обеспечения управления ресурсами. 

Интегрирующая функция – это обеспечение  логистикой синхронности процессов  сбыта, хранения и доставки с привязкой  к рынку средств производства и оказание посреднических услуг  потребителям. Регулирующая функция  заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат. 

Результирующая  функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место  с необходимым качеством при  минимально возможных издержках. Критерием для определения эффективности реализации логических функций является достижение конечной цели логистической деятельности. 

Задачи, стоящие  перед логистикой, можно разделить  на общие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта с минимальными затратами – это главная глобальная задача логистики. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования также относят к глобальным задачам. 

К общим задачам  относятся: 

1) создание системы  регулирования материальных и  информационных потоков; 

2) прогнозирование  возможных объемов производства, перевозок, складирования; 

3) определение  несостыковки между необходимостью  и возможностью реализовать ее  на производстве; 

4) выявление  спроса на продукт, выработанный  и продвигаемый в рамках логистической системы; 

5) организация  предпродажного и послепродажного  обслуживания. 

На основании  решений общих задач создается  сеть складских систем для организации  обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства. 

Частные задачи имеют более узкое направление и включают: 

1) создание минимальных  запасов; 

2) максимальное  сокращение времени хранения  готовой продукции; 

3) сокращение  времени перевозок. 

Основные правила  логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами. Основным объектом исследования в логистике является материальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия называются логистическими операциями, или логистическими функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, выпущенная продукция, к которым применяются логистические операции или функции, определяют материальный поток. 

Логистическая операция – это движение, согласованное с возникновением, поглощением и преобразованием материального и сопутствующего ему информационного, финансового и сервисного потока. 

Логистическая функция – это автономная составляющая логистических операций, нацеленных на решение выдвинутых перед логистической системой и звеньями задач. От вида логистической системы зависит объединение логистических операций и функций. 

4. Основные понятия логистики 

Понятие логистической  системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической. Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями. Между элементами-звеньями логистической системы установлены определенные функционные связи и отношения. Некоторый экономический и функциально обособленный объект называется логистическим звеном системы. Он выполняет свою узкую роль, определенную логистическими операциями и функциями. Существует несколько типов звеньев логистической системы: генерирующие, преобразующие и поглощающие. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых представлены сразу три основных типа, скомбинированные в различных сочетаниях. 

Материальные  потоки в звеньях логистической  системы могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание, параметры и интенсивность. Предприятия-поставщики материальных ресурсов, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, предприятия информационно-торгового сервиса и связи могут выступать в виде элементов логистической системы. 

Еще одним понятием логистики является логистическая  цепь. Большое количество звеньев  логистической системы представляют логистическую цепь. 

Звенья в логистической  цепи линейно упорядочены по материальному, информационному, денежному потоку с задачей проведения анализа  или проектирования определенного  набора логистических функций или  издержек. 

Следующее понятие  в логистике – логистическая сеть. Логистическая сеть – это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы. 

Логистическая сеть является более узким понятием в отличие от логистической системы, которая характеризуется наличием высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы. 

Концепцию общих  издержек обычно связывают еще с  одним понятием в логистике –  логистическим каналом. Логистическим каналом считается упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей. 

Информация о работе История. понятия этапы и факторы развития логистики