Философия транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:57, реферат

Описание работы

Транспорт обладает особым онтологическим статусом, специфическими функциями, закономерностями развития и функционирования и поэтому заслуживает философского осмысления. Тем удивительнее, что этому вопросу не посвящено, насколько нам известно, ни одной философской работы. Интересные размышления встречаются у многих авторов - О. Шпенглера, А. Бергсона, Г. Уэллса, Л.Н. Толстого, И.А. Ефремова, К. Маркса, Э. Фромма - но цельного анализа нет нигде. Некоторые аспекты философии транспорта целенаправленно исследуются в работах Г. А. Гольца и И.В. Агиенко. Г.А Гольц точно формулирует сложность и важность транспортных проблем, требующих философского осмысления: "Наша профессиональная ориентация на транспорт в градостроительстве требует в действительности такого широкого охвата знаний гуманитарного, технического, экономического, экологического профиля, что иногда задумываешься, какими же мы должны быть гигантами, чтобы нести все это на своих плечах.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ТРАНСПОРТА.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

     Фундаментальное  значение в природе имеет обмен  информацией. И этот обмен невозможен  без переноса, без транспорта  знака от источника к приёмнику.  Знаковой системой, несущей информацию, является язык. Он служит для коммуникации между носителями языка. Приведём некоторые размышления О. Шпенглера. " Языком я называю всю свободную деятельность бодрствующего микрокосма, с помощью которой он пытается выразить нечто для других. ... бывает язык выражения и язык сообщения. Один предполагает просто бодрствование, а второй - взаимосвязь между различными бодрствованиями. ... Языки выражения перед слушателями доказывает только наличие собственного Я. Язык сообщения предполагает, что есть ещё и Ты. Я - это говорящий, Ты - это тот, что должен понять язык Я". Но возникает вопрос - как возможны эти коммуникации. "Хотя для развитого человека, - пишет Шпенглер, - впечатление от расы сводится практически только к тому, что он видит своими глазами в мире света, и, таким образом, раса является воплощением видимых признаков, всё же значение для него имеют существенные фрагменты неоптических признаков: запах, звуки и прежде всего способ говорения человека. Для более развитых животных, например, взаимное впечатление от расы, без сомнения, не подчинено зрению. Здесь важнее чутьё, однако к этому добавляются и другие виды ощущений, совершенно недоступные человеческому знанию". Т.о., живое использует различные средства коммуникаций. Транспорт знаков осуществляется по различным каналам. Язык звуков возможен благодаря наличию упругой среды (воздух, вода), язык зрительных образов - благодаря свету (электромагнитным колебаниям), язык запахов - благодаря диффузии химических веществ в соответствующей среде. Для шестого чувств, недоступного человеку, происходит коммуникация у живого по каналам и средам, природа которых человеку пока неясна. Так или иначе, человек создаёт искусственные средства для транспорта информации. Лапы животных находят своё продолжение у человека в колесе, а органы чувств - в искусственных средствах телекоммуникаций: телеграф, телефон, телевизор, радио, интернет. Умение хранить информацию на различных носителях (камень, глина, папирус, пергамент, бумага, магнитные носители, киноленты, виниловые диски, цифровые носители информации) позволяют "транспортировать" информацию не только в пространстве, но и во времени.   

       

     

    Транспорт и человек   

       

     Историю  человечества можно рассматривать  сквозь призму развития транспорта, поскольку он влияет на все  сферы человеческой жизни. Скорость перемещения в пространстве - одна из важнейших характеристик цивилизации, наряду с достигнутым использованием температурного диапазона. О значении транспорта для современной цивилизации очень ярко сказал И.А. Ефремов: "...каждый колоссальный город - Париж, Токио, Нью-Йорк, Лондон, - как водоворот, вбирает в себя массы воды, пищи, топлива в количествах, какие мы с вами даже не представим. И если хоть маленький, совсем короткий перебой, разруха в транспорте, работе коммуникаций, тогда город станет исполинской ловушкой голодной смерти. Или гибели от жажды более верной, чем в пустыне... И если мы не решим задачи с городами и транспортом, то вся наша цивилизация полетит к черту, породив поколения людей, негодных для серьезной работы, в чем бы эта работа ни заключалась!" Перефразируя известное выражение И.В. Сталина, можно сказать, что транспорт решает всё! Это и возможности расселения человека по планете, и транспортировка топлива и сырья от мест добычи к местам переработки и использования, и контроль над территорией и обеспечение политического единства государства, и возможности защиты и нападения в случае войны, и структура и характер экономики как отдельных стран, так и планеты в целом.   

     По мере  развития транспорта возникали  новые проблемы. Например, проблема транспортных происшествий стала одним из бичей современного техногенного общества. А если сюда добавит аварии на системах транспорта энергии - ЛЭП, и системах трубопроводов - нефте-, газо- и аммиакопроводах - становятся понятны масштабы новых проблем. Очень интересно о сложности новых (на то время, конец XIXв.) проблем, связанных с развитием транспорта, пишет в "Анне Карениной" Л.Н. Толстой: ""Очевидно, я заснул, и меня забыли", - думал про себя Степан Аркадьич. И он стал прислушиваться, приглядываться и к концу зимы высмотрел место очень хорошее и повел на него атаку... ...это было место члена от комиссии соединенного агентства кредитно-взаимного баланса южно-железных дорог и банковых учреждений. Место это, как и все такие места, требовало таких огромных знаний и деятельности, которые трудно было соединить в одном человеке. А так как человека, соединяющего эти качества, не было, то все-таки лучше было, чтобы место это занимал честный, чем нечестный человек". И это речь только лишь о проникновении железных дорог в жизнь человека! А что говорить о проблемах, возникших в век интернета (мгновенный транспорт информации)!   

     Один лишь  транспорт в традиционном понимании  - мощнейший источник загрязнения  окружающей среды. По оценкам  специалистов "на долю транспорта приходится значительная часть (до 60-70%) химического и подавляющая доля (до 90%) шумового загрязнения среды". Но самое главное - транспорт принципиально меняет духовный мир человека, мироотношение и мироощущение, меняет ценностный каркас культуры, меняет отношения между людьми. Рассмотрим вкратце некоторые из перечисленных аспектов.   

     Изобретение  компаса сделало возможным морские  путешествия в открытом море. Правда для этого необходим  был ещё попутный ветер. Но  и его хватило, чтобы покорить  коренные народы Южной и Северной Америки, создать всемирную колониальную систему. Изобретение парового двигателя открыло новые возможности. Анри Бергсон приводит в "Творческой эволюции" оценку, которую даёт его соотечественник П. Лакомбо изобретению паровой машины: "Прошел целый век со времени изобретения паровой машины, а мы только начинаем ощущать то глубокое потрясение, которое она произвела. Она вызвала революцию не только в промышленности, но и в отношениях между людьми. Возникают новые идеи, начинают развиваться новые чувства. Когда пройдут тысячелетия и от прошлого останутся только крупные черты, наши войны и революции покажутся очень маловажными, если вообще будут вспоминать о них; о паровой же машине и всевозможных изобретениях, составляющих её спутников, будут говорить, быть может, так, как мы говорим о бронзе и о тесаных камнях; она будет определять целую эру".   

     О значении  транспорта в превращении разрозненных  территорий с самобытным населением  в единые экономические и политические  организмы трудно сказать лучше, чем это сделал Герберт Уэллс на примере Соединённых Штатов Америки. Поэтому мы вынуждены привести несколько длинную цитату: "Начало первой половины XIX в., бывшее в Европе эпохой реакции и реставрации монархии, в Америке было периодом беспрецедентного роста. Новые средства сообщения -- пароход, железные дороги, а затем и телеграф -- подоспели как раз вовремя и во многом способствовали миграции населения через конти-нент. Если бы не эти механические средства, Соединённые Шта-ты еще долго не перевалили бы за Скалистые горы и западным побережьем владел бы совершенно другой народ.   

     Политики  ещё не вполне поняли зависимость  территорий, охваченных государственными  и административными граница-ми, от имеющихся средств сообщения  и от особенностей страны, связанных с транспортом. При наличии дорог и почты открытые пространства обычно объединяются под властью одного прави-тельства. Препятствия в виде гор разделяли не только народы, но и правителей. Римская империя была империей столбовых дорог и колеса, ее территориальные разделы, территориальные потери и упадок произошли вследствие невозможности быстро-го сообщения одной части империи с другой. Западная Европа, возникшая после наполеоновских бурь, разделилась на нацио-нальные государства настолько крупные, насколько их целост-ность могла быть обеспечена столбовыми дорогами и конной тя-гой, как самым быстрым способом сообщения.   

     Если бы  в Соединенных Штатах единство  людей, расселяв-шихся по Американскому  континенту, обеспечивалось только  конными повозками, немощёными дорогами и почтовой служ-бой, то различия в местных экономических условиях наверняка привели бы к появлению различных типов общества. Огромные пространства усиливали бы различия в диалектах и политических симпатиях, неудобства, связанные с посещением конгресса в Ва-шингтоне, увеличивались бы при каждом смещении границы на запад, и это продолжаюсь бы до тех пор, пока Соединенные Шта-ты не превратились бы в конечном итоге в свободную лигу прак-тически независимых и все более обособляющихся друг от друга государств. Затем начались бы войны за природные ресурсы, за выход к морю и так далее, и Америка стала бы второй Европой.   

     Но речной  пароход, паровоз и телеграф  подоспели вовремя и предотвратили  это разделение; Соединенные Штаты  первыми стали современным транспортным государством нового типа, более крупным, более мощным и более остро осознающим необ-ходимость своего единства, чем какое-либо из ранее существо-вавших государств. Поэтому сейчас в Америке преобладает тен-денция не увеличения различий, а ассимиляции, и граждане из различных районов США становятся все более подобными друг другу в языке, мышлении и привычках. Соединенные Штаты действительно нельзя сравнивать с европейскими государства-ми, вроде Франции и Италии. Они представляют собой новый и более крупный тип политической организации.   

     Ранее в  мире уже существовали империи,  по территории и на-селению  сравнимые с Соединенными Штатами,  но они пред-ставляли собой  просто скопление различных платящих  дань на-родов, объединенных лишь общим правлением. Единство Со-единенных Штатов -- свойство внутреннее. Оно выражает собой общность взглядов более чем двухсот миллионов людей. В Евро-пе железные дороги способствовали конфликтам и трениям, но-вые изобретения облегчили нанесение удара для европейских ар-мий и обеспечили им способность разрушения такой степени, что кажется, будто у Западной Европы уже нет иного выбора, кроме выбора между добровольным либо насильственным объединением под началом какой-либо господствующей державы, с одной сторо-ны, и хаосом и уничтожением -- с другой. Но все это лишь укрепи-ло добровольное единство республиканской Америки. В Европу пар принес скученность и перенаселенность, в Америку -- новые возможности.   

     Но на  своем пути к нынешнему благополучию американский народ прошел через один период жестокого конфликта. Речные пароходы, железные дороги и телеграф, с их возможностями сооб-щения, появились все-таки слишком поздно для того, чтобы пре-дотвратить назревающий конфликт между южными рабовладель-ческими штатами и свободным индустриальным Севером. Пона-чалу железные дороги и речные пароходы лишь обострили уже существовавшие различия". Что интересно отметить в этой цитате, что Г. Уэллс через запятую перечисляет пароходы, железные дороги и телеграф, т.е. как традиционный транспорт, так и "информационный транспорт" - телеграф.   

     А вот  оценка внедрению железных дорог  в Росси, данная Л.Н. Толстым: "Он (Левин) писал теперь новую  главу о причинах невыгодного  положения земледелия в России. Он доказывал, что бедность России происходит не только от неправильного распределения поземельной собственности и ложного направления, но что этому содействовали в последнее время ненормально привитая России внешняя цивилизация, в особенности пути сообщения, железные дороги, повлекшие за собою централизацию в городах, развитие роскоши и вследствие того, в ущерб земледелию, развитие фабричной промышленности, кредита и его спутника - биржевой игры. Ему казалось, что при нормальном развитии богатства в государстве все эти явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по крайней мере в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вызвав развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное развитие органа в животном помешало бы его общему развитию, так для общего развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устройства земледелия".   

     Очень интересный и глубокий анализ влияния автомобиля на современного человека дан в работе Эриха Фромма "Иметь или быть". Ключевые мысли его выражены в следующих словах: "...наиболее впечатляющим примером феномена современного потребительского приобретения является личный автомобиль. Наше время вполне заслуживает названия "века автомобиля", поскольку вся наша экономика строится вокруг производства автомобилей и вся наша жизнь в очень большой степени определяется ростом и снижением потребительского спроса на автомобили". И далее: "Такие технические "достижения", как автомобили, пестициды, неорганические азотные удобрения, суть важнейшие причины истощения окружающей среды". Но прежде всего остановимся на том, какое духовное и психологическое влияние оказывает автомобиль на современного человека. Э. Фромм характеризует нашу эпоху как эпоху радикального гедонизма. Т.е. это главная ценностная ориентация общества. Между такой ценностной установкой и характером производства возникает сильное противоречие, которое вызывает психологическое напряжение у человека. Отчасти это напряжение снимается с помощью автомобиля. Фромм пишет: "...в нашу эпоху... произошел возврат к теории и практике радикального гедонизма. Идея неограниченных наслаждений вступает в противоречие с идеалом дисциплинированного труда, аналогично противоречию между принятием этики одержимости работой и идеалом полного безделья в свободное от работы время и во время отпуска. Бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, с одной стороны, телевидение, автомобиль и секс - с другой, делают это противоречивое сочетание возможным. Одна лишь одержимость работой свела бы людей с ума, как и полное безделье". Фромм даёт подробный психологический анализ того, как автомобиль становиться чуть ли не центром духовной жизни человека, его высшей ценностью, обладание которой носит наркотический характер. Вот этот анализ: "Очевидно, однако, что любовь к собственной машине не столь глубока и постоянна, а скорее напоминает мимолетное увлечение, так как владельцы автомобилей склонны их часто менять; двух лет, а иногда и одного года достаточно, чтобы владелец автомобиля устал от "старой машины" и стал предпринимать энергичные попытки заключить "выгодную сделку" с целью заполучить новый автомобиль. Вся процедура от приценивания до собственно покупки кажется игрой, главным элементом которой может иной раз стать даже надувательство, а сама "выгодная сделка" доставляет такое же, если не большее, удовольствие, как и получаемая в конце награда: самая последняя модель в гараже.   

Информация о работе Философия транспорта