Транспорт
обладает особым онтологическим
статусом, специфическими функциями,
закономерностями развития и
функционирования и поэтому заслуживает
философского осмысления. Тем удивительнее,
что этому вопросу не посвящено,
насколько нам известно, ни одной философской
работы. Интересные размышления встречаются
у многих авторов - О. Шпенглера, А. Бергсона,
Г. Уэллса, Л.Н. Толстого, И.А. Ефремова,
К. Маркса, Э. Фромма - но цельного анализа
нет нигде. Некоторые аспекты философии
транспорта целенаправленно исследуются
в работах Г. А. Гольца и И.В. Агиенко. Г.А
Гольц точно формулирует сложность и важность
транспортных проблем, требующих философского
осмысления: "Наша профессиональная
ориентация на транспорт в градостроительстве
требует в действительности такого широкого
охвата знаний гуманитарного, технического,
экономического, экологического профиля,
что иногда задумываешься, какими же мы
должны быть гигантами, чтобы нести все
это на своих плечах. ...То, что происходит
сейчас в наших городах в условиях взрывной
автомобилизации, никакими рациональными
системными конструкциями объяснить невозможно.
Иррациональное начало мощно, во весь
рост стало вплетаться в повседневную
жизнь и науки, и практики. Думается, что
понимание органического противоречия
и одновременно взаимодействия рационального
и иррационального начал по плечу только
одной, старой как мир, науке - философии.
Основное, чем занимаются философы по
транспорту, - это онтология (как и почему
развивается транспорт во взаимодействии
с другими подсистемами и, особенно, с
человеком)".
Мы не
можем в этой работе претендовать
на полноту и глубину анализа,
но тем не менее попытаемся
представить проблемное поле, которое
в дальнейшем можно будет разрабатывать.
Определения,
которые встречаются в словарях
и энциклопедиях, отражают главным
образом социальные и экономические
функции транспорта, т.е. рассматривают
как элемент культуры. Например,
в БСЭ читаем: "Транспорт (от
лат. transporto -- переношу, перемещаю, перевожу),
в общем смысле перемещение людей и грузов;
одна из важнейших областей общественного
материального производства". Рассмотрение
этимологии понятия транспорт расширяет,
хотя и не конкретизирует его смысловое
поле. Т.о. можно сказать, что под транспортом
понимают совокупность средств и действий,
предназначенных для целенаправленного
перемещения грузов и пассажиров. Но если
происходит целенаправленная деятельность
по перемещению чего-то из одного места
в другое, то мы неизбежно должны обратиться
к таким понятиям как коммуникация, связь,
пространство, движение, канал (путь, линия).
А это в свою очередь даёт нам возможность
выйти на новый уровень понимания транспорта.
Коммуникация
(лат. communicatio, от communico -- делаю общим, связываю,
общаюсь, сообщение, передача) определяется
как "пути сообщения, транспорта, связи,
сети подземного городского хозяйства",
а также как передача информации. Т.е. это
и транспортные пути (любые) и обмен информацией.
Но для нашего анализа большее значение
имеет прямой перевод этого термина с
латыни: делаю общим, связываю. С одной
стороны коммуникация - это совокупность
каналов связи, т.е. части транспортной
системы, соединяющей одно место с другим,
а с другой стороны - это процесс, в результате
которого нечто разрозненное и пространственно
разделённое обретает некую целостность
и функциональность. И не имеет значения,
какую природу имеет эта целостность:
экономическую, политическую, духовную,
информационную и т.д. Т.о., коммуникация
выступает как средство объединения чего-то
разрозненного в нечто целостное. В свою
очередь транспорт выступает средством
для осуществления коммуникаций, а коммуникация
- средством для превращения разрозненного
множества объектов одной природы в их
единое множество.
Перемещение,
т.е. транспортировка из одной
точки пространства в другую,
возможна только в том случае,
если возможно структурирование
и разделение пространства. При
этом речь идёт о пространствах
любой природы: о биологическом,
культурном, экономическом, информационном,
экологическом и т.д. Физическое пространство
при этом выступает как бы в роли среды,
вместилища, в котором существуют пространства
различной природы. В одном физическом
пространстве могут сосуществовать параллельно,
пересекаясь и взаимодействуя одновременно,
не сливаясь, пространства разной природы
или одной природы, но с разными свойствами.
Например, в России, США, Индии в едином
государственном пространстве, т.е. в едином
правовом, экономическом и информационном
поле, сосуществуют различные этносы и
культуры. Пространство в этих странах
мультикультурно с точки зрения культуры,
но едино, благодаря коммуникациям между
культурами в экономическом и правовом
пространстве.
Итак, можно
предложить следующее определение
транспорта. Транспорт -
это совокупность средств,
которые посредством
коммуникативной деятельности
осуществляют перемещение
объектов любой природы
из одной точки пространства
в другую.
Тем самым
мы расширяем понятие транспорта
от просто отрасли экономики
как части сферы человеческой
деятельности по перемещению грузов и
пассажиров до любых процессов, связанных
с функциональным перемещением объектов
любой онтологической природы по любым
каналам коммуникаций в пространстве,
что способствует превращению разрозненных
объектов в функциональную (живую) систему.
Исходя из этого посмотрим, как можно классифицировать
транспорт.
Можно выделить
множество разных критериев для
классификации транспорта. Мы это
и попытаемся сделать. А перечислять
возможные виды транспорта на этой основе
- вопрос для нашего рассмотрения второстепенный.
Поэтому далее мы претендуем на полноту
критериев классификации, а не на полноту
перечисления видов транспорта.
Первый
критерий - объект транспортировки.
В самом общем виде это вещество, энергия,
информация.
Второй
критерий - по типу транспортного
средства. Например, воздушное, наземное,
водное, космическое, электронное.
Третий
критерий - по типу транспортного
канала. Могут быть искусственные
и естественные, подвижные и неподвижные.
Четвёртый
критерий - по назначению: общего
пользования, необщего и индивидуального.
Предлагается
также несколько схем относительно
классификации транспорта. См. приложение
1,2,3.
Бытие транспорта
обнаруживается во всех элементах
бытия как такового. В экономике
транспорт справедливо рассматривается
как элемент инфраструктуры хозяйственной
системы, без которого невозможно
функционирование всей системы. Экстраполируя
эту мысль на бытие в целом можно сказать,
что транспорт является элементом инфраструктуры
бытия.
Науке пока
неизвестны транспортные потоки
космического масштаба. Но мы
вправе предположить их существование.
А.Л. Чижевский говорит: "...мы окружены
со всех сторон потоками космической энергии,
которая притекает к нам от далеких туманностей,
звезд, метеорных потоков и Солнца. Было
бы совершенно неверным считать только
энергию Солнца единственным созидателем
земной жизни в ее органическом и неорганическом
плане. Следует думать, что в течение очень
долгого времени развития живой материи
энергия далеких космических тел, таких,
как звезды и туманности, оказала на эволюцию
живого вещества огромное воздействие.
Развиваясь под непрерывными потоками
космических радиации, живое вещество
должно было согласовать с ними свое развитие
и выработать соответствующие приемники,
которые бы утилизировали эту радиацию,
или защитные приспособления, которые
бы охраняли живую клетку от влияния космических
сил. Но, несомненно, лишь одно: живая клетка
представляет собой результат космического,
солярного и теллурического воздействий
и является тем объектом, который был создан
напряжением творческих способностей
всей Вселенной. И кто знает, быть может,
мы, "дети Солнца", представляем собой
лишь слабый отзвук тех вибраций стихийных
сил космоса, которые, проходя окрест Земли,
слегка коснулись ее, настроив в унисон
дотоле дремавшие в ней возможности".
В таком случае должны существовать космические
линии передачи энергии и информации.
Исследования в области экологии подталкивают
к мысли, что существуют некие биосферные
информационные цепи (БИЦ), которые определённым
образом встроены в космические информационные
цепи (КИЦ). Разрушение этих цепей или неполадки
в них и воспринимаются человеком как
экологические проблемы или катастрофы.
В сущности, что такое свалка, как не пробка
на "экологической трассе"! Чрезмерное
скопление мусора, неупорядоченное, не
канализированное (т.е. без канала, без
линии отвода) удаление его из социальной
системы - причина экологического загрязнения.
Т.е. разрушено пространство циркуляции
вещества в социоприродной системе. Нарушение
скорости циркуляции - вторая, может быть
более важная, причина загрязнения окружающей
среды. Ведь если "производство мусора"
происходит быстрее, чем его утилизация
- загрязнение неизбежно. Поэтому-то и
необходимы не только заводы по производству
вещей (будущего мусора), но и заводы по
их утилизации, по переработке мусора.
Иначе в биосфере возникают "тромбы".
Безусловно,
транспорт ассоциируется с сознательной
деятельностью человека, рассматривается
как результат творческих усилий человека
по созданию искусственных технических
средств. Но не стоит забывать, что сам
человек - лишь часть природы, а его техническое
творчество - лишь продолжение работы
природы по созданию средств, в которых
возникает необходимость для выживания.
И если А. Бергсон пишет, что поскольку
"наши органы являются естественными
инструментами, то наши инструменты тем
самым являются искусственными органами.
Инструмент рабочего есть продолжение
его руки; инструментарий человечества,
стало быть, есть продолжение его тела",
- то транспорт - это искусственные ноги
человека. Образно выражаясь можно сказать,
что волка кормят ноги, а человека - колёса.
Безусловно,
сознательность - чисто человеческая
форма рациональной деятельности.
Но из этого не следует, что
в природе нет других форм
рациональной деятельности. Они
скорее нам недоступны, поскольку
не свойственны нашей природе.
Например, инстинкт не менее рационален,
чем интеллект и идеально управляет поведением
животных. А биосферу можно рассматривать
как систему с делокализованным управляющим
устройством, т.е. нельзя указать, где находится
центр управления. Тем не менее, она исправно
функционирует без вмешательства человека.
Поэтому мы можем утверждать, что транспорт
в природе является таким же неотъемлемым
компонентом, как и в культуре, но управляемый
другими законами, соответствующими природным
системам.
А. Бергсон
в самой знаменитой своей работе
"Творческая эволюция" убедительно
показал, что неотъемлемым признаком живого
является подвижность. Вот его соображения:
"... можно сказать, что растения отличаются
от животных своей способностью создавать
органическое вещество из минеральных
элементов, извлекаемых прямо из атмосферы,
из земли и воды. С этим различием связано
другое, более глубокое. Животное, не умея
усваивать углерод и азот в том виде, как
они имеются повсюду, принуждено искать
в качестве пищи растения, уже усвоившие
эти элементы, или животных, заимствовавших
их у растительного царства. Поэтому животному
необходима способность двигаться".
"... животная жизнь в своём общем направлении
характеризуется подвижностью в пространстве".
Но человек идёт дальше животного. Как
пишет Тейяр де Шарден, "теперь, кроме
хлеба... каждый человек требует ежедневно
свою порцию железа, меди и хлопка, свою
порцию электричества, нефти и радия, свою
порцию открытий, кино и международных
известий. Теперь уже не простое поле,
... а вся Земля требуется, чтобы снабдить
каждого из нас". Поэтому человек, продолжая
естественную тенденцию развития жизни,
неизбежно порождает и специфические
для него средства обеспечения своей жизни.
Но к теме транспорт в жизни человека мы
ещё вернёмся, а сейчас кратко остановимся
на рассмотрении транспорта во внечеловеческом
бытии.
Из приведённых
выше слов А. Бергсона ясно,
что животное должно перемещать
себя в пространстве, чтобы обеспечить
себя питанием. Кстати, сходные мысли
приводит и Освальд Шпенглер
во втором томе своего знаменитого
"Заката Европы". Но растение также
не абсолютно чуждо движению. А. Бергсон
так пишет об этом: "... движения растений
гораздо менее часты и разнообразны, чем
движения животных. Они обыкновенно касаются
только части организма, а не целого".
И если рассматривать эти части организма
и спуститься на клеточный уровень, то
мы обнаружим, что жизнь возможна только
благодаря сложнейшим транспортным коммуникациям,
начиная с генетического уровня. Ведь
сам механизм синтеза белка (основа жизни)
возможен благодаря наличию механизма
транспортировки аминокислот к месту
синтеза белка с помощью специальных транспортных
рибонуклеиновых кислот - транспортных
РНК, или тРНК. Сложнейший механизм имеет
так называемый активный транспорт - перенос
веществ через клеточную или внутриклеточную
мембрану. За одну только методику исследования
этих процессов - метод локальной фиксации
потенциала, patch-clamp - немецкие исследователи
Эрвин Неэр и Берт Закман, получили Нобелевскую
премию (1991 г.). Говорить о наличии сознания
у клетки у нас нет оснований, но естественные
нанотехнологии поражают! Знай Кант о
клеточном транспорте, он наверняка восхитился
бы им, как он восхищался звёздным небом
над головой и нравственным законом в
своём сердце.
Биологи
выделяют следующие уровни существования
и организации жизни (живого): субклеточный,
клеточный, органный, организменный, популяционный
и биоценоз. На всех уровнях есть транспорт.
Организм представляет собой совокупность
различных транспортных систем: пищеварительная
система с желудочно-кишечным трактом;
нервная система; кровеносная система;
мочеполовая система; лимфатическая система.
Транспортная функция всех этих систем
очевидна. А чего бы стоил поцелуй, если
бы не транспортировка сигналов внутри
организма!
С точки
зрения геологии и географии
на планете Земля протекает множество
транспортных процессов: океанические
и морские течения, течение рек, устойчивые
воздушные потоки (муссоны, пассаты). При
этом, конечно, нельзя говорить о сознательном
протекании этих процессов в человеческом
смысле, но то, что эти процессы принципиально
влияют на климат, на биосферную организацию,
а значит и на человечество - это однозначно.
Нарушение этих процессов может обернуться
геологической или экологической катастрофой.
Вспомним хотя бы проект поворота северных
рек в СССР. Реки несут на север не только
воду, но и тепло (энергию), и тем самым
сдерживают продвижение на юг тундры и
вечной мерзлоты. Чрезмерное использование
вод Сырдарьи и Амударьи привело к высыханию
Аральского моря и локальному изменению
климата, к затуханию экономической жизни,
к депопуляции региона.