Философия транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:57, реферат

Описание работы

Транспорт обладает особым онтологическим статусом, специфическими функциями, закономерностями развития и функционирования и поэтому заслуживает философского осмысления. Тем удивительнее, что этому вопросу не посвящено, насколько нам известно, ни одной философской работы. Интересные размышления встречаются у многих авторов - О. Шпенглера, А. Бергсона, Г. Уэллса, Л.Н. Толстого, И.А. Ефремова, К. Маркса, Э. Фромма - но цельного анализа нет нигде. Некоторые аспекты философии транспорта целенаправленно исследуются в работах Г. А. Гольца и И.В. Агиенко. Г.А Гольц точно формулирует сложность и важность транспортных проблем, требующих философского осмысления: "Наша профессиональная ориентация на транспорт в градостроительстве требует в действительности такого широкого охвата знаний гуманитарного, технического, экономического, экологического профиля, что иногда задумываешься, какими же мы должны быть гигантами, чтобы нести все это на своих плечах.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ТРАНСПОРТА.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

    ФИЛОСОФИЯ ТРАНСПОРТА   

       

     Транспорт  обладает особым онтологическим  статусом, специфическими функциями,  закономерностями развития и  функционирования и поэтому заслуживает  философского осмысления. Тем удивительнее, что этому вопросу не посвящено,  насколько нам известно, ни одной философской работы. Интересные размышления встречаются у многих авторов - О. Шпенглера, А. Бергсона, Г. Уэллса, Л.Н. Толстого, И.А. Ефремова, К. Маркса, Э. Фромма - но цельного анализа нет нигде. Некоторые аспекты философии транспорта целенаправленно исследуются в работах Г. А. Гольца и И.В. Агиенко. Г.А Гольц точно формулирует сложность и важность транспортных проблем, требующих философского осмысления: "Наша профессиональная ориентация на транспорт в градостроительстве требует в действительности такого широкого охвата знаний гуманитарного, технического, экономического, экологического профиля, что иногда задумываешься, какими же мы должны быть гигантами, чтобы нести все это на своих плечах. ...То, что происходит сейчас в наших городах в условиях взрывной автомобилизации, никакими рациональными системными конструкциями объяснить невозможно. Иррациональное начало мощно, во весь рост стало вплетаться в повседневную жизнь и науки, и практики. Думается, что понимание органического противоречия и одновременно взаимодействия рационального и иррационального начал по плечу только одной, старой как мир, науке - философии. Основное, чем занимаются философы по транспорту, - это онтология (как и почему развивается транспорт во взаимодействии с другими подсистемами и, особенно, с человеком)".   

     Мы не  можем в этой работе претендовать  на полноту и глубину анализа,  но тем не менее попытаемся  представить проблемное поле, которое  в дальнейшем можно будет разрабатывать.    

     

    Понятие транспорт и его  соотношение с другими понятиями   

       

     Определения,  которые встречаются в словарях  и энциклопедиях, отражают главным  образом социальные и экономические  функции транспорта, т.е. рассматривают  как элемент культуры. Например, в БСЭ читаем: "Транспорт (от лат. transporto -- переношу, перемещаю, перевожу), в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства". Рассмотрение этимологии понятия транспорт расширяет, хотя и не конкретизирует его смысловое поле. Т.о. можно сказать, что под транспортом понимают совокупность средств и действий, предназначенных для целенаправленного перемещения грузов и пассажиров. Но если происходит целенаправленная деятельность по перемещению чего-то из одного места в другое, то мы неизбежно должны обратиться к таким понятиям как коммуникация, связь, пространство, движение, канал (путь, линия). А это в свою очередь даёт нам возможность выйти на новый уровень понимания транспорта.   

     Коммуникация (лат. communicatio, от communico -- делаю общим, связываю, общаюсь, сообщение, передача) определяется как "пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного городского хозяйства", а также как передача информации. Т.е. это и транспортные пути (любые) и обмен информацией. Но для нашего анализа большее значение имеет прямой перевод этого термина с латыни: делаю общим, связываю. С одной стороны коммуникация - это совокупность каналов связи, т.е. части транспортной системы, соединяющей одно место с другим, а с другой стороны - это процесс, в результате которого нечто разрозненное и пространственно разделённое обретает некую целостность и функциональность. И не имеет значения, какую природу имеет эта целостность: экономическую, политическую, духовную, информационную и т.д. Т.о., коммуникация выступает как средство объединения чего-то разрозненного в нечто целостное. В свою очередь транспорт выступает средством для осуществления коммуникаций, а коммуникация - средством для превращения разрозненного множества объектов одной природы в их единое множество.   

     Перемещение,  т.е. транспортировка из одной  точки пространства в другую, возможна только в том случае, если возможно структурирование  и разделение пространства. При  этом речь идёт о пространствах  любой природы: о биологическом,  культурном, экономическом, информационном, экологическом и т.д. Физическое пространство при этом выступает как бы в роли среды, вместилища, в котором существуют пространства различной природы. В одном физическом пространстве могут сосуществовать параллельно, пересекаясь и взаимодействуя одновременно, не сливаясь, пространства разной природы или одной природы, но с разными свойствами. Например, в России, США, Индии в едином государственном пространстве, т.е. в едином правовом, экономическом и информационном поле, сосуществуют различные этносы и культуры. Пространство в этих странах мультикультурно с точки зрения культуры, но едино, благодаря коммуникациям между культурами в экономическом и правовом пространстве.   

     Итак, можно  предложить следующее определение  транспорта. Транспорт - это совокупность средств, которые посредством коммуникативной деятельности осуществляют перемещение объектов любой природы из одной точки пространства в другую.   

     Тем самым  мы расширяем понятие транспорта  от просто отрасли экономики  как части сферы человеческой деятельности по перемещению грузов и пассажиров до любых процессов, связанных с функциональным перемещением объектов любой онтологической природы по любым каналам коммуникаций в пространстве, что способствует превращению разрозненных объектов в функциональную (живую) систему. Исходя из этого посмотрим, как можно классифицировать транспорт.   

       

       

     

    Классификация транспорта   

       

     Можно выделить  множество разных критериев для  классификации транспорта. Мы это  и попытаемся сделать. А перечислять возможные виды транспорта на этой основе - вопрос для нашего рассмотрения второстепенный. Поэтому далее мы претендуем на полноту критериев классификации, а не на полноту перечисления видов транспорта.   

     Первый  критерий - объект транспортировки.  В самом общем виде это вещество, энергия, информация.   

     Второй  критерий - по типу транспортного  средства. Например, воздушное, наземное, водное, космическое, электронное.    

     Третий  критерий - по типу транспортного  канала. Могут быть искусственные  и естественные, подвижные и неподвижные.   

     Четвёртый  критерий - по назначению: общего  пользования, необщего и индивидуального.    

     Пятый критерий - по типу двигателя.   

     Предлагается  также несколько схем относительно  классификации транспорта. См. приложение 1,2,3.   

       

       

     

    Онтология транспорта   

       

       

     Бытие транспорта  обнаруживается во всех элементах  бытия как такового. В экономике  транспорт справедливо рассматривается  как элемент инфраструктуры хозяйственной  системы, без которого невозможно  функционирование всей системы. Экстраполируя эту мысль на бытие в целом можно сказать, что транспорт является элементом инфраструктуры бытия.   

     Науке пока  неизвестны транспортные потоки  космического масштаба. Но мы  вправе предположить их существование.  А.Л. Чижевский говорит: "...мы окружены со всех сторон потоками космической энергии, которая притекает к нам от далеких туманностей, звезд, метеорных потоков и Солнца. Было бы совершенно неверным считать только энергию Солнца единственным созидателем земной жизни в ее органическом и неорганическом плане. Следует думать, что в течение очень долгого времени развития живой материи энергия далеких космических тел, таких, как звезды и туманности, оказала на эволюцию живого вещества огромное воздействие. Развиваясь под непрерывными потоками космических радиации, живое вещество должно было согласовать с ними свое развитие и выработать соответствующие приемники, которые бы утилизировали эту радиацию, или защитные приспособления, которые бы охраняли живую клетку от влияния космических сил. Но, несомненно, лишь одно: живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействий и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной. И кто знает, быть может, мы, "дети Солнца", представляем собой лишь слабый отзвук тех вибраций стихийных сил космоса, которые, проходя окрест Земли, слегка коснулись ее, настроив в унисон дотоле дремавшие в ней возможности". В таком случае должны существовать космические линии передачи энергии и информации. Исследования в области экологии подталкивают к мысли, что существуют некие биосферные информационные цепи (БИЦ), которые определённым образом встроены в космические информационные цепи (КИЦ). Разрушение этих цепей или неполадки в них и воспринимаются человеком как экологические проблемы или катастрофы. В сущности, что такое свалка, как не пробка на "экологической трассе"! Чрезмерное скопление мусора, неупорядоченное, не канализированное (т.е. без канала, без линии отвода) удаление его из социальной системы - причина экологического загрязнения. Т.е. разрушено пространство циркуляции вещества в социоприродной системе. Нарушение скорости циркуляции - вторая, может быть более важная, причина загрязнения окружающей среды. Ведь если "производство мусора" происходит быстрее, чем его утилизация - загрязнение неизбежно. Поэтому-то и необходимы не только заводы по производству вещей (будущего мусора), но и заводы по их утилизации, по переработке мусора. Иначе в биосфере возникают "тромбы".   

     Безусловно, транспорт ассоциируется с сознательной деятельностью человека, рассматривается как результат творческих усилий человека по созданию искусственных технических средств. Но не стоит забывать, что сам человек - лишь часть природы, а его техническое творчество - лишь продолжение работы природы по созданию средств, в которых возникает необходимость для выживания. И если А. Бергсон пишет, что поскольку "наши органы являются естественными инструментами, то наши инструменты тем самым являются искусственными органами. Инструмент рабочего есть продолжение его руки; инструментарий человечества, стало быть, есть продолжение его тела", - то транспорт - это искусственные ноги человека. Образно выражаясь можно сказать, что волка кормят ноги, а человека - колёса.   

     Безусловно, сознательность - чисто человеческая  форма рациональной деятельности. Но из этого не следует, что  в природе нет других форм  рациональной деятельности. Они  скорее нам недоступны, поскольку  не свойственны нашей природе.  Например, инстинкт не менее рационален, чем интеллект и идеально управляет поведением животных. А биосферу можно рассматривать как систему с делокализованным управляющим устройством, т.е. нельзя указать, где находится центр управления. Тем не менее, она исправно функционирует без вмешательства человека. Поэтому мы можем утверждать, что транспорт в природе является таким же неотъемлемым компонентом, как и в культуре, но управляемый другими законами, соответствующими природным системам.   

     А. Бергсон  в самой знаменитой своей работе  "Творческая эволюция" убедительно показал, что неотъемлемым признаком живого является подвижность. Вот его соображения: "... можно сказать, что растения отличаются от животных своей способностью создавать органическое вещество из минеральных элементов, извлекаемых прямо из атмосферы, из земли и воды. С этим различием связано другое, более глубокое. Животное, не умея усваивать углерод и азот в том виде, как они имеются повсюду, принуждено искать в качестве пищи растения, уже усвоившие эти элементы, или животных, заимствовавших их у растительного царства. Поэтому животному необходима способность двигаться". "... животная жизнь в своём общем направлении характеризуется подвижностью в пространстве". Но человек идёт дальше животного. Как пишет Тейяр де Шарден, "теперь, кроме хлеба... каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных известий. Теперь уже не простое поле, ... а вся Земля требуется, чтобы снабдить каждого из нас". Поэтому человек, продолжая естественную тенденцию развития жизни, неизбежно порождает и специфические для него средства обеспечения своей жизни. Но к теме транспорт в жизни человека мы ещё вернёмся, а сейчас кратко остановимся на рассмотрении транспорта во внечеловеческом бытии.   

     Из приведённых  выше слов А. Бергсона ясно, что животное должно перемещать  себя в пространстве, чтобы обеспечить  себя питанием. Кстати, сходные мысли  приводит и Освальд Шпенглер  во втором томе своего знаменитого  "Заката Европы". Но растение также не абсолютно чуждо движению. А. Бергсон так пишет об этом: "... движения растений гораздо менее часты и разнообразны, чем движения животных. Они обыкновенно касаются только части организма, а не целого". И если рассматривать эти части организма и спуститься на клеточный уровень, то мы обнаружим, что жизнь возможна только благодаря сложнейшим транспортным коммуникациям, начиная с генетического уровня. Ведь сам механизм синтеза белка (основа жизни) возможен благодаря наличию механизма транспортировки аминокислот к месту синтеза белка с помощью специальных транспортных рибонуклеиновых кислот - транспортных РНК, или тРНК. Сложнейший механизм имеет так называемый активный транспорт - перенос веществ через клеточную или внутриклеточную мембрану. За одну только методику исследования этих процессов - метод локальной фиксации потенциала, patch-clamp - немецкие исследователи Эрвин Неэр и Берт Закман, получили Нобелевскую премию (1991 г.). Говорить о наличии сознания у клетки у нас нет оснований, но естественные нанотехнологии поражают! Знай Кант о клеточном транспорте, он наверняка восхитился бы им, как он восхищался звёздным небом над головой и нравственным законом в своём сердце.   

     Биологи  выделяют следующие уровни существования  и организации жизни (живого): субклеточный, клеточный, органный, организменный, популяционный и биоценоз. На всех уровнях есть транспорт. Организм представляет собой совокупность различных транспортных систем: пищеварительная система с желудочно-кишечным трактом; нервная система; кровеносная система; мочеполовая система; лимфатическая система. Транспортная функция всех этих систем очевидна. А чего бы стоил поцелуй, если бы не транспортировка сигналов внутри организма!   

     С точки  зрения геологии и географии  на планете Земля протекает множество транспортных процессов: океанические и морские течения, течение рек, устойчивые воздушные потоки (муссоны, пассаты). При этом, конечно, нельзя говорить о сознательном протекании этих процессов в человеческом смысле, но то, что эти процессы принципиально влияют на климат, на биосферную организацию, а значит и на человечество - это однозначно. Нарушение этих процессов может обернуться геологической или экологической катастрофой. Вспомним хотя бы проект поворота северных рек в СССР. Реки несут на север не только воду, но и тепло (энергию), и тем самым сдерживают продвижение на юг тундры и вечной мерзлоты. Чрезмерное использование вод Сырдарьи и Амударьи привело к высыханию Аральского моря и локальному изменению климата, к затуханию экономической жизни, к депопуляции региона.   

Информация о работе Философия транспорта