При этом отрасли, наиболее
активно использующие транспорт, так
называемые транспортоемкие, предъявляют
к нему новые требования по повышению
скоростей и увеличению тоннажа
доставляемых грузов. Конструкция транспортных
средств должна обеспечивать необходимую
грузоподъемность, улучшение технико-эксплуатационных
параметров их работы.
Транспортная система
представляет собой большой и
сложный народнохозяйственный комплекс,
рассредоточенный на всей территории
страны.
В него входят следующие
виды транспорта: железнодорожный,
морской, речной (внутренний водный), автомобильный,
воздушный, трубопроводный.
Далеко не последнее
место в транспортной системе
принадлежит железным дорогам.
Их роль определяется высокой
провозной способностью, независимостью
от климата и условий погоды.
На их долю приходится более 35% перевозок.
В 2002 г. удельный вес железных дорог в грузообороте
всех видов транспорта составлял 30,6 %.
[13, стр. 7]
Трубопроводами выполняется
значительный объем работ по
транспортировке сырой нефти
и нефтепродуктов. И это неудивительно:
перекачка нефти по трубопроводам
обходится в 2—3 раза дешевле,
чем перевозка ее по железной
дороге. Преимущества этого вида
транспорта по сравнению с
другими заключаются также в
меньшем объеме капиталовложений,
более низком удельном расходе
металла, электроэнергии и топлива
на единицу полезной работы. Кроме
того, на трубопроводном транспорте
можно при относительно небольших
затратах быстрее осуществить
автоматизацию производственных
процессов и добиться высокой
производительности труда. Поэтому
тенденция роста удельного веса
трубопроводного транспорта сохранится
и на перспективу.
Однако необходимо
иметь в виду, что строительство
трубопроводов экономически обосновано
только при наличии мощных
и устойчивых потоков нефти или нефтепродуктов.
Грузовой автомобильный
транспорт на сегодняшний день
является наиболее массовым в
нашей республике. В настоящее
время в автомобильном транспорте
занято более 20 тыс. мелких
и средних предприятий.
Протяженность автомобильных
дорог республики составляет 74,2
тысяч километров, в том числе
с твердым покрытием - 67 тысяч
километров, при этом плотность
автомобильных дорог на 1 000 квадратных
километров территории республики
составляет 357 километров. Среди развитых
в дорожном отношении стран
Европы Беларусь занимает двенадцатое
место по протяженности на 1 000
жителей и пятнадцатое место
по плотности национальных дорог.
Характерной особенностью
развития транспортного комплекса
Республики
Беларусь является
повышение удельного веса автомобильного
транспорта как в грузообороте,
так и в объемах перевозок.
Это обусловлено тем, что автомобильный
транспорт более эффективен при
перевозках на короткие расстояния,
в результате чего сокращается
количество перевалок, уменьшается
объем погрузочно-разгрузочных работ,
значительно повышается степень
сохранности перевозимых грузов и др.
При любой внешнеторговой
сделке проданный товар попадает
в сферу международного обращения.
С помощью средств транспорта
товар перемещается от места
его производства до пункта
потребления. При этом транспорт
как бы продолжает процесс
производства товара в в пределах
сферы обращения, добавляя к
его изначальной стоимости (цене),
стоимость (цену) произведенной транспортной
продукции во время перемещения.
Транспорт, обслуживая
практически все виды международных
экономических отношений, является
важнейшим источником валютных
поступлений в республике, выступая
на международном рынке как экспортер
транспортных услуг.
В общем объеме экспорта
услуг 63,5% составляет экспорт
транспортных услуг, в том числе
железнодорожный транспорт - 20,5%,
автомобильный транспорт- 12,0% и воздушный
транспорт - 1,9%.
Наиболее динамично
растет экспорт автотранспортных
услуг. Развитие указанных услуг
обусловлено как географическим
положением республики, так и
развитой транспортной инфраструктурой.
Так, в период с 1993 года по
2000 год, экспорт услуг от международных
автоперевозок увеличился в 5,4
раза и достиг 123,3 млн. долларов.
[13, стр. 135]
Преимущества автомобильного
перед другими видами транспорта
состоят в следующем:
- маневренность — возможность концентрации транспорта там, где требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно эта характеристика в большей степени, чем любая другая, принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми другими видами транспорта;
- срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка может быть организована по системе «just in time» — точно в срок;
- большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель, осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется поскольку, как правило, отсутствует перевалка грузов.
Самостоятельный выход
предприятий и фирм всех видов
собственности на внешние рынки,
усиление международной производственной
кооперации и специализации, создание
совместных предприятий, активный переход
на прямые связи требуют улучшения транспортного
обслуживания. Уровень транспортного
обслуживания становится одним из факторов,
влияющих на конечные результаты работы
предприятий, объединений и фирм, работающих
на условиях самофинансирования и валютной
окупаемости.
В настоящее время
в Республике Беларусь зарегистрировано
свыше 12000 субъектов хозяйствования,
имеющих лицензию на выполнение
международных автомобильных перевозок.
Активный выход перевозчиков
Беларуси на международный транспортный
рынок, сложность и многообразие
факторов, действующих в сфере
международных и внутренних перевозок,
вызывают потребность в подготовке
высококвалифицированных специалистов,
способных обеспечивать устойчивую
работу предприятий в условиях
жесткой конкуренции на транспортных
рынках Западной Европы, стран Балтии
и СНГ.
1.2. Структура организации
автомобильных перевозок в РБ
В Республике Беларусь
автомобильные перевозки – лицензируемый
вид деятельности. В частности,
в настоящее время в Республике
Беларусь на автомобильном транспорте
лицензируемыми видами деятельности
являются международные и междугородные
перевозки грузов и пассажиров,
внутригородские (лицензии на
внутригородские перевозки выдаются
районными и городскими исполнительными
комитетами), транспортно-экспедиционная
деятельность, а также оценка
стоимости транспортных средств
автомобильного транспорта (кроме
подлежащих декларированию транспортных
средств, оценка стоимости которых
осуществляется в порядке, предусмотренном
Советом
Министров Республики
Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные
виды деятельности (исключая перевозки
на собственные технологические
нужды и внутригородские) лицензируются
Министерством транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь
через лицензионный орган - Транспортную
инспекцию республиканского унитарного
предприятия международных автомобильных
сообщений «Интеравтотранс».
В системе лицензирования
к внутригородским относятся
перевозки грузов и пассажиров,
осуществляемые автотранспортом
в пределах населенного пункта
и на расстоянии от его черты
до 50 километров. Перевозки, осуществляемые
за пределами населенного пункта на расстоянии
более 50 километров в пределах
Республики Беларусь,
относятся к междугородным. Автомобильные
перевозки, осуществляемые за
пределы Республики Беларусь, относятся
к международным перевозкам.
К транспортно-экспедиционной
деятельности относится хозяйственная
деятельность по организации
перевозки грузов, включая их
отправку и получение, а также
выполнение других связанных
с перевозкой операций, по договору
транспортной экспедиции.
На каждый вид деятельности,
подлежащий лицензированию, выдается
одна лицензия, сроком на пять лет.
В зависимости от
вида лицензируемой деятельности
лицензии имеют следующие серии:
- АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в пределах Республики Беларусь);
- АВ - междугородные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (в пределах Республики Беларусь);
- АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за пределы Республики Беларусь);
- АК - международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за пределы Республики Беларусь);
- МА - транспортно-экспедиционная деятельность;
- ОА - оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта.
Министерство транспорта
и коммуникаций начало выдавать
лицензии на лицензируемые виды
деятельности в 1992 году.
В 1995 году выдача
лицензий была передана государственному
предприятию
«Интеравтотранс», а после
создания 5 июня 1997 года Транспортной
инспекции эти функции перешли к ней.
Оформление лицензий
и лицензионных карточек осуществляется
юридическими и физическими лицами
в указанной последовательности:
- Получение перечня документов, необходимых для оформления лицензии.
- Подготовка пакета документов для получения лицензии по перечню.
- Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для предварительной проверки и проверка готовности предприятия, индивидуального предпринимателя.
- Получение лицензии.
- Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при первичном обращении не требуется, за исключением документов, связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя).
- Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные документы соответствуют предъявляемым требованиям).
Требования (условия), предъявляемые
к юридическому или физическому
лицу при получении лицензии,
должны выполняться (соблюдаться)
субъектом хозяйствования на
транспорте (владельцем лицензии) на
протяжении всего срока лицензируемой
деятельности. Продление срока действия
лицензии осуществляется в порядке,
предусмотренном для ее выдачи.
Субъект хозяйствования на транспорте,
имеющий лицензию на международные
перевозки пассажиров и грузов
автомобильным транспортом, вправе
осуществлять междугородные перевозки
пассажиров и грузов на основании
этой лицензии.
Оформление и выдача
лицензии производится после
изучения всех представленных
документов, а при необходимости
- после проверки готовности юридического
или физического лица к осуществлению
лицензируемой деятельности на транспорте.
В случае изменения
наименования (без реорганизации
или смены собственника) или юридического
адреса владельца лицензии, а
также в случае утраты лицензии
владелец лицензии обязан в
15-дневный срок подать заявление
о внесении изменений в лицензию
или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]
Внесение изменений
в лицензию осуществляется путем
оформления нового бланка лицензии.
В случае изменения других
сведений, указанных в документах
при получении лицензии, субъект
хозяйствования на транспорте
в месячный срок обязан письменно
сообщить об этом в Транспортную
инспекцию по области.
Необходимо иметь в
виду, что согласно приказу МВД
Республики Беларусь от 19 марта
1999 года № 45 к управлению транспортными
средствами, занятыми на перевозках
опасных грузов, допускаются водители
не моложе 21 года, имеющие стаж
работы на транспортных средствах
категорий «В», «С» не менее
трех лет, а также удостоверение
о профессиональной пригодности,
подтверждающее окончание ими
курсов подготовки водителей по
перевозке таких грузов.
К управлению грузовыми
автомобилями, занятыми на перевозке
грузов на международном сообщении,
допускаются водители, имеющие общий
стаж работы не менее трех
лет в качестве водителя транспортных
средств категории «С».
К управлению составами
транспортных средств с тягачами,
участвующими в перевозке грузов
в международном сообщении, допускаются
водители, имеющие общий стаж
работы не менее трех лет
в качестве водителя категорий «С»
и «Е», в т.ч. не менее одного года в качестве
водителя категории «Е».