Анализ и оценка эффективности логистических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с оценкой логистических решений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность процесса принятия логистических решений;
2. рассмотреть виды подходов к принятию решений в логистике;
3. рассмотреть значение экспертных систем в процессе принятия логистических решений;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 107.86 Кб (Скачать)

Планировка закупок состоит  из следующих этапов:

  • сбор информации;
  • анализ потребности и возможностей (поставщика и покупателя);
  • выбор стратегии закупки (форм товароснабжения);
  • определение метода закупок;
  • оперативные решения, связанные с процессом продвижения товаров;
  • контроль;
  • анализ хода выполнения плана;
  • корректировка плана.

Принципы закупки товаров:

  • на ранних этапах формирования ассортимента целесообразно закупать и продавать лишь ограниченное количество наименований товаров, чтобы коммерческие службы могли сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только после этого можно дальше расширять ассортимент;
  • установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производства, между поставщиками и оптовыми покупателями. Приветствовать совместную работу по формированию ассортимента, улучшению качества, разработки новых товаров.

Рациональная организация закупки  означает приобретение товаров: нужного  качества; в нужном количестве; в нужное время; у надежного поставщика; по приемлемой цене.

Объем закупки (оптимальный размер заказа) — ее уровень, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки хранения запасов. 7

Товарные запасы — это предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, то есть «запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом. Краеугольным камнем системы управления товарными запасами является соотношение между затратами на хранение таковых и потерями от снижения товарооборота в случае дефицита отдельных товарных позиций. Вследствие этого необходимо производить группировку всего товарного ассортимента по удельному весу в товарообороте, и, как следствие, частота контроля по этим группам будет различной.

Для этого могут быть использованы различные методы: АВС и XYZ анализ.

ABC-анализ — метод,  позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне не верно.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:

  • А — наиболее ценные, 20 % — тов.запасов; 80 % — продаж
  • В — промежуточные, 30 % — тов.запасов; 15 % — продаж
  • С — наименее ценные, 50 % — тов.запасов; 5 % — продаж

В зависимости от целей анализа  может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп.

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.8

XYZ-анализ позволяет произвести  классификацию ресурсов компании  в зависимости от характера  их потребления и точности  прогнозирования изменений в  их потребности в течение определенного  временного цикла. Алгоритм проведения  можно представить в четырёх  этапах:

  1. Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;
  2. Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
  3. Распределение по категориям X, Y, Z.
  4. Графическое представление результатов анализа.

Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %.

Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам:

  • сезонность продаж,
  • тренд,
  • акции,
  • дефицит и т. д.

Есть несколько разновидностей XYZ-анализа, например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный % отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.9

 

Ассортимент товаров -- совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом  называют номенклатуру товаров, выпускаемых  промышленными и сельскохозяйственными  предприятиями, а также другими  изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий  ассортимент товаров, что позволяет  им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых  товаров, улучшать их качество. Поэтому  выпускаемые ими товары нуждаются  в дальнейшей подсортировке с  учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные  товары. Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав которых  входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени  сложности ассортимента).10

Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

В магазинах относительно узкий  производственный ассортимент преобразуется  в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы товарную структуру спроса населения.

Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Формирование ассортимента товаров  в розничных торговых предприятиях -- сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос  и производство товаров.

К специфическим факторам, оказывающим  влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия  товароснабжения (в первую очередь -- наличие стабильных источников), численность  и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог  с твердым покрытием, остановок  общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного  формирования ассортимента товаров  в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для  реализации в магазине различных  групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным  признакам. Процесс формирования товарного  ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации  и размера торговой площади, и  быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей  и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров  следует руководствоваться рядом  общих принципов:

- обеспечение соответствия ассортимента  характеру спроса, предъявляемого  избранными для обслуживания  контингентами покупателей. Так  как успешное проникновение и  закрепление торгового предприятия  на потребительском рынке связано  с поиском и полнотой освоения  той или иной ниши, формированию  конкретного ассортимента товаров,  соответствующему параметрам этой  ниши, отводится первостепенная  роль.

- рациональное построение ассортимента  товаров в магазине предусматривает  комплексное удовлетворение спроса  покупателей в рамках избранного  сегмента потребительского рынка.  Осуществление этого принципа  предполагает формирование ассортимента  товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных  потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

- обеспечение достаточной широты  и глубины ассортимента. Под широтой  ассортимента понимают число  товарных групп и подгрупп, входящих  в формируемый ассортиментный  перечень, а под глубиной - число  разновидностей товаров по отдельным  потребительским или качественным  признакам (фасонам, моделям, размерам  и другим показателям). Ширина  и глубина ассортимента товаров  в магазине зависит от ряда  факторов, важнейшими из которых  являются форма товарной специализации,  размер торговой площади, а  так же состояние предложения  на потребительском рынке.

- обеспечение устойчивости ассортимента  товаров. При реализации товаров  повседневного спроса соблюдение  этого принципа имеет первостепенное  значение. Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет  стандартизировать все важнейшие  торгово-технологические процессы  и операции, организовывать их  выполнение с минимальными затратами  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности логистических решений