Анализ и оценка эффективности логистических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с оценкой логистических решений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность процесса принятия логистических решений;
2. рассмотреть виды подходов к принятию решений в логистике;
3. рассмотреть значение экспертных систем в процессе принятия логистических решений;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 107.86 Кб (Скачать)

Введение

Логистика - это экономическая дисциплина, занимающаяся оптимальной организацией материальных, финансовых и информационных потоков. Материальные потоки, изучаемые  логистикой, проходят множество этапов, на каждом из которых необходимо принять  рациональное логистическое решение.1

Принятие решения - это выбор  оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий. При  принятии решений следует исходить из принципа рациональности, а именно принимать решения всегда с таким  расчетом, чтобы с помощью имеющихся  ограниченных средств и ресурсов предприятия обеспечить оптимальный  результат при достижении поставленных целей.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с оценкой логистических решений.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. рассмотреть сущность процесса  принятия логистических решений;

2. рассмотреть виды подходов  к принятию решений в логистике;

3. рассмотреть значение экспертных  систем в процессе принятия  логистических решений;

Логистическое решение -- это реализация логистического подхода в каждой сфере хозяйственной деятельности предприятия.2

Процесс принятия решений в логистике  состоит из следующих этапов:

Определение проблемы в области  логистики и факторов, влияющих на нее. Логистическая проблема устанавливается четко и осознанно.

Установка критерия решения и целей. Эксперты по логистике разрабатывают  специфические и измеряемые цели.

3. Формулировка моделей и связей  между целями и переменными.  Разрабатывается модель, являющаяся  формализованным представлением  логистической ситуации. Модели могут содержать несколько переменных. Переменная -- это измеряемое количество, которое может меняться или является предметом изменения.

4. Определение и оценка вариантов.  Этот шаг означает генерацию  наибольшего количества решений  логистической проблемы.

5. Выбор наилучшего варианта. Это  решение, которое наилучшим образом  удовлетворяет и наиболее соответствует  установленным целям.

6. Внедрение решения. Выполнение  действий в соответствии с  выбранным вариантом.

Задача принятия логистического решения  возникает в том случае, когда  при определенном состоянии внешней  среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия.

В соответствии с этим задача принятия логистических решений состоит  из следующих трех компонентов:

- оценка состояния внешней среды;

- установка логистических целей;

- поиск вариантов.

Рассмотрим эти компоненты более  подробно.

1. Состояние внешней среды (также  называемое внешними исходными  данными) представляет собой реальное  положение дел, которое не может  подвергаться воздействиям и  контролироваться со стороны  специалиста по логистике, принимающего  решение в рамках горизонта  планирования.

Состояния внешней среды логистической системы предприятия могут классифицироваться по различным критериям. Анализируя эти состояния по отношению к логистической системе предприятия, выделяют следующие исходные данные:

- эндогенные -- внутренне заданные, предопределенные предшествующими действиями специалиста по логистике;

- экзогенные -- появившиеся независимо от предшествующих действий специалиста по логистике.

Оценка состояния внешней среды  учитывает скорость изменения интенсивности  конкуренции, развития НТП, покупательских предпочтений, а также учитывает политические факторы, способные оказать влияние на экономическую ситуацию.

2. Логистические цели представляют  собой выражение желаемых конечных  результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия решений специалистом по логистике.

Логистическая цель характеризуется:

- содержанием;

- временным периодом;

- областью действия;

- масштабом.

Содержание цели характеризуется  величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться:

- характеристикой (прибыль, оборот, общие затраты);

- изменением характеристики (увеличение  оборота);

- отношением двух характеристик  (рентабельность и прибыль).

Временной период устанавливает, за какое  время должна быть осуществлена цель, и определяет, таким образом, временную  область действия содержания цели. Так, например, различают краткосрочные  и долгосрочные цели.

Область действия конкретизирует содержание цели в отношении поля логистической деятельности, для которого реализуется данная цель. Так, например, можно различать цели логистической системы всего предприятия и цели его структурных функциональных подразделений.

Масштаб цели (критерий цели, или целевое  предписание) количественно определяет содержание цели. Возможны следующие  варианты:

оптимизация (максимизация прибыли, минимизация  общих затрат);

- фиксирование (увеличение оборота  на 10%);

- установление ограничений (затраты  не превышают определенную величину).

- Задачи, решаемые при формулировании  целей:

- поиск целей -- мероприятия, при которых устанавливаются исходные цели высшего порядка;

- уточнение целей -- наиболее точное определение содержания цели, формы, терминов, носителей и ограничений отдельных целей;

- структурирование целей -- иерархическое упорядочение всех найденных целей;

- проверка реализуемости целей -- направлена на то, чтобы определить, достижимы (осуществимы) ли отдельные цели с позиции структуры системы целей, наличия персонала, технико-экономических условий;

- выбор целей (принятие решений  по целям) -- действия, ведущие к принятию решения по той системе целей, которые фактически преследуются.

3. Поиск вариантов - это выявление,  формулирование и анализ способов  достижения целей логистической системы.

Процесс поиска: решение логистический кибернетический

- систематический и многосторонний  поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);

- комбинирование отдельных идей  в независимые варианты;

- точная формулировка найденных  вариантов;

- анализ структуры вариантов  и соотношений между частными  вариантами;

- ограничение вариантов в допустимой  области (отсев вариантов, которые  не могут быть реализованы  при существующих условиях и  факторах внешней среды);

- проверка полноты допустимой  области.

При подготовке логистического решения  выявляются возможные варианты, т.е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них для того, чтобы можно было выбрать оптимальные. Варианты должны быть обоснованными, подготовленными таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки.

 

 

Глава 1 Основные понятия логистических решений

Виды логистических решений  в деятельности предприятий.

Можно выделить несколько периодов совершенствования систем продвижения  товаров и готовой продукции: в период отсутствия логистики, традиционной логистики и период новой логистики. Каждый из этих периодов характеризуется  концептуальными подходами к  принятию решений. Существуют виды подходов к принятию решений: комбинированный, фрагментарный, комплексный, новаторский  и концептуальный. Управление материальным распределением носило фрагментарный характер в дологистический период.3

Материально-техническое обеспечение  и транспорт рассматривались  не как находящиеся во взаимосвязи  области деятельности, а как придаток к оптовой торговле и даже как  паразитирующий элемент в организационной  структуре предприятия. В масштабах  фирмы ответственность за данный участок деятельности возлагалась  на одно из низших звеньев управленческой вертикали. В этот период быстрое  развитие автомобильного транспорта заметно  повысило его роль в товародвижении. Оптимизация перевозок стала  приоритетным направлением. В пользу эффективности выступала минимальная  цена за перемещение грузов транспортными  средствами общего пользования и  минимальные затраты на перевозку  собственным подвижным составом. Сначала специалисты по тарифам  и маршруту выполняли функцию  управления грузопотоком, потом в  их обязанности стали включать выбор  вариантов транспортного обслуживания и различных дополнительных услуг. Возникла необходимость контроля за перевозками, проверкой грузовых счетов, упаковкой, взвешиванием, сопутствующими работами. Работа управляющего грузоперевозками стала более разносторонней. Это и вышеизложенные факторы послужили основой для развития логистики. Она не является чем-то совершенно новым и неизвестным практике. Проблема рационального движения материалов, готовой продукции и сырья всегда была предметом пристального внимания.

Новаторство логистики состоит  в изменении критериев хозяйственной  деятельности предприятий, где главную  роль играет управление методами товародвижения. Еще новаторство логистики заключается  в применении вида комбинированного подхода к позициям движения товарных ресурсов в процессе воспроизводства. Управление материальным потоком, согласованность  действий при фрагментарном способе  управления явно недостаточны. При  таком подходе не соблюдается  нужная последовательность и не получается увязки действий различных подразделений  предприятий. Опираясь на комплексный  подход, логистика предполагает согласованность  методов, находящихся во взаимосвязи  с материальными потоками, производством  и маркетингом. И наряду со всем вышеперечисленным  новаторство логистики состоит  в использовании теории компромиссов в хозяйственной деятельности фирм. Новаторский подход логистики позволил отойти от автономного регулирования  разными методами товародвижения и  осуществить их объединение, что  позволило получить такой результат  деятельности, который превышал сумму  отдельных эффектов. Период традиционной логистики отличает создание логистической системы, заменившей процесс оптимизации перевозок на предприятиях. Данный период определяется наличием нескольких концептуальных подходов к созданию логистических систем, отличающихся сферой применения при гармонизации экономических интересов, а также критериев.

Внутрилогистический функциональный характер носили экономические интересы в рамках каждого концептуального подхода. И они не затрагивали производственную деятельность фирм. При первом подходе область действия гармонизации экономических процессов составляли затраты на определенные логистические операции одной фирмы с критерием минимума общих затрат на материальное распределение. Этот подход позволил добиться определенных результатов. Оказалось возможным сводить к минимальному пределу затраты на всю логистическую систему путем увеличения затрат на одни операции с целью снижения расходов на другие операции. Характерным примером такого подхода является увеличение затрат на транспортировку путем сокращения издержек на регулирование запасов складирования. Положительный экономический эффект при минимизации общих затрат дала ориентация на использование внутрифункциональных компромиссов (гармонизация экономических интересов). Ограничивает финансовые возможности предприятия затратный критерий, поскольку он не отражает влияния спроса на соотношение между прибылью и расходами. В результате сформировался переход к извлечению максимальной прибыли фирмы от логистической операции, который учитывает одновременно и спрос, и затраты. Однако и новый подход имел ряд ограничений. Выделение механизма логистики внутри производства ущемляло интересы предприятий-участников одного логистического процесса. Поэтому в конце периода традиционной логистики произошли изменения в ее концепции. Максимальная прибыль от логистических операций всех предприятий-участников процесса стала критерием формирования оптимальной системы управления и распределения.

Начало 1980-х годов отмечено новым  периодом в развитии логистики –  периодом новой логистики (неологистики). Необходимость ее внедрения обосновывалась тем, что ни одна из зон, работающих внутри предприятия, включая логистику, как правило, не располагает должными ресурсами и возможностями для того, чтобы в одиночку достаточно быстро реагировать на изменения внешних условий и эффективно работать автономно. Требовались совместные усилия всех структурных частей организации для оптимизации реагирования. В работе были необходимы специфические знания и опыт менеджеров, которые рассматривали деятельность предприятий как единое целое. Концептуальный подход получил название комплексного, или подхода на основании всего предприятия. Функции логистики в рамках этого подхода рассматриваются как важнейшая подсистема общепроизводственной системы. Что означает: логистические системы создаются и управляются исходя из общей цели – достижения в работе всего предприятия максимальной эффективности. Внимание стало концентрироваться на межфункциональных компромиссах, не исключая производственные и другие, нелогистические подразделения. Минимизация издержек всего предприятия стала критерием такого подхода.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности логистических решений