Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:35, реферат
Цель работы выяснить значение аналогии в современной жизни.
Данная цель достигается с помощью решения следующих задач:
раскрыть понятие и структуру умозаключений по аналогии;
описать виды аналогий;
установить роль аналогии в правовом процессе.
В случаях, когда у сравниваемых предметов обнаружено недостаточное число сходных признаков или когда зависимость между сходными и переносимым признаками установлена слабо, вывод по аналогии в силу недостаточной обоснованности может дать лишь маловероятное заключение. Истинное заключение в таком выводе может быть лишь случайным.
5. РОЛЬ АНАЛОГИИ В НАУКЕ И ПРАВОВОМ ПРОЦЕССЕ
5.1 Аналогия в научном познании
В современных условиях аналогия приобретает значение важного для приумножения научных знаний типа умозаключения. История развития науки и техники показывает, что аналогия послужила основой для многих научных и технических открытий. Блестящая догадка Фарадея о физическом существовании магнитных линий, подобных линиям электрическим, а также проведенная им аналогия между магнитом и Солнцем, с одной стороны, и световыми лучами и магнитными линиями — с другой, послужили программой для дальнейших исследований и открытий Максвелла, Гершеля, Лебедева, Попова и других ученых.
Моделирование судов в кораблестроении, самолетов в аэродинамике, плотин, гидроэлектростанций и шлюзов в гидростроительстве, моделирование человеческого мышления в кибернетике наглядно показывают возросшую роль умозаключения по аналогии и основанного на ней метода моделирования в современной науке и технике. При этом различные типы моделирования, например строгое и приближенное, определяются степенью логической обоснованности используемых при их построении выводов по аналогии.
Умозаключение по аналогии выполняет особую роль в науках общественно-исторических. Не располагая достаточным фактическим материалом, историк нередко объясняет малоизвестные факты, события и обстановку путем их уподобления ранее исследованным событиям и фактам из жизни других народов при наличии сходства в уровне развития экономики, культуры, политической организации общества.
В юридической науке рассуждения по аналогии применяются столь же широко, как и в других областях. В юридическом творчестве, наряду с самыми точными из всех встречающихся аналогий, нередки весьма приблизительные, а то и просто поверхностные уподобления. Объяснение этому сложность процесса юридического познания и многообразие задач решаемых в нем с помощью аналогий. Точная аналогия, — конечно, идеал юриста. Она возможна, однако, только в достаточно развитых областях правоведения.
Далее, юрист обращается к аналогии с разными целями. Она может привлекаться, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной, образной форме, конкретизировать отвлеченные идеи и проблемы и т. д.
Д.И. Менделеев расположил химические элементы в порядке возрастания их атомного веса и упорядочил их в строки и колонки на основе сходства. Однако в построенной на основе этих принципов таблице оказались пробелы. Все известные в то время элементы были распределены, а 21, 31 и 32-е места таблицы остались незаполненными. Менделеев предположил, что они должны быть заняты еще не открытыми элементами. Вскоре они были открыты11.
Лейбниц уподобил
процесс логического
5.2 Аналогия в правовом процессе
В юридическом языке термин аналогия используется не только в своем обычном смысле, но и в качестве специального термина. Аналогия — это решение дела, имеющего юридическую значимость на основании: 1) общих начал и принципов права; 2) нормы поведения, регулирующей сходные по содержанию общественные отношения.
Первый вид аналогии называется «аналогией права», втором вид — «аналогией закона»12.
(1) Аналогия
в правовой оценке. С логической
стороны юридическая оценка
Исходя из практической трудности предвидеть и перечислить в законе все могущие возникнуть в будущем конкретные виды правоотношений, законодатель предоставляет суду право оценивать непредусмотренные законом случаи по нормам, которые регулируют сходные правоотношения.
В российской правовой системе аналогия уголовного закона не предусмотрена. Но в гражданском праве она действует.
Логическую структуру умозаключения по аналогии при оценке деяния в суде можно представить в виде следующей схемы14:
Посылки:
1) Предусмотренное законом действие d1, имеет признаки Р, Q, М
и правовое последствие S
2) Не предусмотренное законом действие d2 имеет признаки Р, Q, N
Заключение:
к d2 применимо предусмотренное для d1 правовое последствие S
Сходные для действий d1 и d2 признаки Р и Q должны быть юридически существенными, определяющими род правоотношений. Помимо сходных сравнительному анализу подлежат также признаки М и N. Перенос признака — в данном случае правового последствия S — будет оправдан лишь в том случае, если признаки М и N будут видовыми, при этом признак N не будет противоречить правовому последствию S.
Правовая оценка
протекает в форме
Применение аналогии закона в уголовном праве демократических государств строго запрещается. Этот запрет означает, что пробелы уголовного закона, которые призвана восполнять аналогия, может восполнять только законодатель. В отношении уголовного права, все же урегулированных в законе, но неполно, применение закона по аналогии считается допустимым.
(2) Аналогия
в процессе расследования.
В наиболее отчетливой
форме умозаключение по аналогии
встречается при раскрытии
Например, по делу о квартирной краже следователь обратил внимание на факт, что преступники проникли в квартиру в то время, когда хозяйка развешивала во дворе белье. Оказалось, что несколько месяцев назад прокуратурой было приостановлено расследование по двум др. делам о квартирных кражах, где преступники использовали аналогичное обстоятельство для проникновения. Догадка в дальнейшем была подтверждена — оказалось, что квартирные кражи были совершены одной и той же группой.
Умозаключение
по аналогии часто используется при
производстве отдельных видов
С логической стороны вывод эксперта в таких случаях идентификации — это переход от знания об одном единичном предмете к знанию о другом, подобном. Переносимым признаком в этом случае выступает либо знание о том, что, например, найденный след принадлежит конкретному лицу, либо, что взлом произведен определенным орудием или инструментов, либо, что след на грунте оставлен конкретным автомобилем, мотоциклом, под водой и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце контрольной работы можно подвести итого проведенным исследованиям.
Чем меньшим запасом научных и практических знаний обладает человек, тем чаще он судит о новых явлениях по аналогии с ранее встречавшимися в личном опыте или опыте других.
При отсутствии у человека широких опытных обобщений, при недостаточном запасе практических знаний уподобление явлений сходным признакам — наиболее естественный и единственно возможный способ рассуждения. Поэтому аналогию с полным правом можно назвать формой вывода, широко применявшейся на ранних стадиях развития мышления. Не удивительно, что аналогия — частая форма вывода в рассуждениях ребенка, мышление которого в своем развитии повторяет в сжатой форме историю развития человеческого мышления в целом.
Умозаключение по аналогии — это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.
По характеру уподобляемых объектов различают два вида аналогий: аналогию предметов и аналогию отношений.
В юриспруденции различают два основных вида аналогий: аналогия закона и аналогия права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Логика для юристов. Учебник. / под. ред. Ивина А. А. - М.: Гардарики, 2004. Стр. 99.
2 Логика. Учебник. 5-е издание, перераб. и доп. / Под. ред. Кириллова В. И., Старченко А. А. - М.: Юристъ, 2007. Стр. 184.
3 Логика. Учебник. 5-е издание, перераб. и доп. / Под. ред. Кириллова В. И., Старченко А. А. - М.: Юристъ, 2007. Стр. 185.
4 Основы логики. Учебник. / Под. ред. Бочарова В. А., Маркина В. И. - М.: 2005. Стр. 205.
5 Логика. Учебник. 5-е издание, перераб. и доп. / Под. ред. Кириллова В. И., Старченко А. А. - М.: Юристъ, 2007. Стр. 186.
6 Аналогия в практике научного исследования. Учебник. / Под. ред. Уемова А. И. - М.: 2006. Стр. 103.
7 Аналогия в практике научного исследования. Учебник. / Под. ред. Уемова А. И. - М.: 2006. Стр. 103.
8 Логика в судебном исследовании. Учебник. / под. ред. Старченко А. А. - М.: 2004. Стр. 54.
9 Логика или искусство мыслить. Учебник. / Под. ред. Арно А., Николь П. - М.: 2006. Стр. 106.
10 Логика. Учебник. 5-е издание, перераб. и доп. / Под. ред. Кириллова В. И., Старченко А. А. - М.: Юристъ, 2007. Стр. 188.
11 Логика для юристов. Учебник. / Под. ред. Алексеева А. А. - СПб.: 2007. Стр. 201.
12 Логика. Учебник. / Под. ред. Гетманова А. Д. - М.: 2006. Стр. 189.
13 Умозаключение, в котором из двух категорических высказываний логически выводится новое категорическое высказывание. - Логика для юристов. Учебник. / Под. ред. Ивина А. А. - М.: Гардарики, 2004. Стр. 99.
14 Логика для юристов. Учебник. / под. ред. Ивина А. А. - М.: Гардарики, 2004. Стр. 99.